ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10041/2007 от 04.10.2007 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 октября 2007 года

Дело № А56-47900/2006

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой  О.В.

судей  Будылевой  М.В., Загараевой  Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:   ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10041/2007 )   Межрайонной ИФНС России №13 по Санкт-Петербургу

на  решение  Арбитражного суда   Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от  26.06.07. по делу № А56-47900/2006 (судья  Бурматова Г.Е.), принятое

по заявлению ООО "Новаг-М"

к Межрайонной ИФНС России №13 по Санкт-Петербургу

о  признании недействительным решения

при участии: 

от заявителя:  ФИО2 протокол общего собрания от 07.06.06.;  ФИО3  доверенность  от 26.02.07. б/н.

от ответчика: ФИО4 доверенность  от 13.03.07. №03-16/01819

установил:

 Общество с ограниченной ответственностью «Новаг-М» (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 13 по  Санкт-Петербургу (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) от 17.08.2006 № 06-01-530 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.

Решением суда первой инстанции от 26.06.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение по данному делу в связи с нарушением судом первой инстанции материальных норм, а также несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество  просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения сторон, апелляционный суд считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а  решение суда – отмене  по следующим обстоятельствам.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России № 13 по Санкт-Петербургу, по результатам проверки налоговой декларации по ставке «0» процентов за апрель  2006 года было  принято решение от 17.08.2006 № 06-01-530, в соответствии с которым признано необоснованным применение ставки 0 процентов по заявленному налогоплательщиком обороту – 2 185 952 руб., а также отказано в возмещении заявленных по налоговой декларации налоговых вычетов в сумме 47 489  руб.

Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о том, что агентские услуги при агентировании российских морских и речных судов подлежат налогообложению в установленном порядке, оснований для применения  ставки 0% у Общества не имелось.

Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что морской агент непосредственно выполняет работы, оказывает услуги по организации и сопровождению  перевозок, организации сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, то есть осуществляет операции, налогообложение которых  производится по ставке 0 процентов.

Апелляционный суд  признает выводы суда первой инстанции ошибочными.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Обществом заключены договоры на агентское обслуживание морских (речных) судов пароходства при их заходе в порт города Санкт-Петербурга.

Согласно статье 237 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

Предмет договоров, заключенных Обществом, соответствует положениям статьи 237 КТМ и является договором морского агентирования, так как  из содержания представленных заявителем документов следует, что в число его обязанностей, за выполнение которых он получал агентское вознаграждение, входило: лоцманская, буксирная проводка, снабжение бункером и водой, снятие мусора, подсланиевых, льяльных и хоз-фекальных вод, материальное снабжение, связь (телефон, факс, и т.п.), ремонты, и т.д. (приложение  к делу).

Общество не обосновало правомерность применения им налоговой ставки 0%, не представило доказательств того, что оказываемые им услуги были непосредственно связаны с экспортом товаров (работ, услуг), как этого требуют положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Доводы заявителя о том, что оказываемые им услуги обеспечивали пребывание судов в порту, на которых затем отправлялись экспортные грузы, не подтверждены доказательствами и недостаточны для обоснования применения ставки 0 процентов по сумме полученного заявителем агентского вознаграждения.

Применение ставки 0% при реализации товаров, работ, услуг, вывезенных в таможенном режиме экспорта, по своей правовой природе является  разновидностью налоговых льгот, и обязанность по доказыванию обоснованности применения указанной льготы лежит на налогоплательщике.

Апелляционным судом отклоняется довод Общества  о том, что заключенные договоры морского агентирования фактически являются  договорами транспортной экспедиции.

     Понятие договора транспортной экспедиции определено пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации.     Под транспортно-экспедиционными услугами, как следует из пункта 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки грузов, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

     Услуги, оказываемые ООО «Новаг-М», связаны не с перевозкой груза, а с обеспечением  нормального функционирования в порту судов.

     Заполнение от имени капитанов судов коносаментов также не может быть рассмотрено как оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, поскольку такой вид работ по смыслу пункта 1 статьи 237 КТМ РФ входит в обязанности  морского агента.

Учитывая изложенное, услуги, оказываемые российскими налогоплательщиками по договорам морского агентирования российским и иностранным принципалам  не подлежат налогообложению по ставке в размере 0 процентов.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что   судом  первой  инстанции  дана  неправильная  оценка  обстоятельствам  дела, что повлекло  принятие неправильного решения.

В соответствии со ст. 110 НК РФ расходы по уплате госпошлины  за рассмотрение дела в  апелляционном суда подлежат отнесению на Общество.

Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд    

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 июня 2007 г. по делу № А56-47900/2006 отменить.

В удовлетворении заявленных  требований ООО «Новаг-М» отказать.

Взыскать  с ООО «Новаг-М»  в доход  федерального бюджета госпошлину  в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 Л.П. Загараева