ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-10157/2021 от 15.09.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

841/2021-59513(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г., 

при участии от Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы   № 23 по Санкт-Петербургу Михайловой И.М. (доверенность от 11.01.2021   № 28-07/00031), 

рассмотрев 14.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пальмира» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  16.06.2021 по делу № А56-84094/2020, 

у с т а н о в и л:

 Общество с ограниченной ответственностью «Пальмира», адрес: 196247,  Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 153, лит. А, пом. 710Н,  ОГРН 1167847184768, ИНН 7810437881 (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании недействительным представления Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу, адрес:  196158, Санкт-Петербург, Пулковская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1047818000009,  ИНН 7810000001 (далее – Инспекция), от 10.09.2020 № 78102024700124000004  об устранении причин и условий, способствовавших совершению  административного правонарушения. 

 Решением суда первой инстанции от 12.02.2021, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2021, в  удовлетворении заявления Общества отказано. 

 В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит отменить решение от 12.02.2021  и постановление от 16.06.2021, принять по делу новый судебный акт – об  удовлетворении заявленного требования. 

 По мнению подателя кассационной жалобы, действующим  законодательством не установлена обязанность физического лица – нерезидента  открывать счет в банке для получения заработной платы от юридического лица –  резидента; в рассматриваемом случае действия заявителя хотя и являются  валютной операцией, регулируются также положениями трудового  законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить  заработанную плату работнику; в действиях Общества отсутствовал состав  административного правонарушения, ответственность за которое установлена  частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ). 


В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая решение от  12.02.2021 и постановление от 16.06.2021 законными и обоснованными, просит  оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. 

 В судебном заседании представитель Инспекции возражал против  удовлетворения кассационной жалобы. 

 Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного  заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому  кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие. 

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

 Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по  результатам проведенной проверки соблюдения валютного законодательства  Российской Федерации Инспекция, выявив, что Общество начисляло и  выплачивало наличными работникам – иностранным гражданам заработную  плату, составила акт от 03.09.2020 № 781020200156004. 

Указанные действия квалифицированы Инспекцией как нарушение части 2  статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), а именно –  осуществление незаконной, минуя счета в уполномоченных банках, валютной  операции в случае, не предусмотренном валютным законодательством  Российской Федерации. 

По факту выявленного в ходе проверки нарушения Инспекция 10.09.2020  вынесла в отношении Общества 19 постановлений о привлечении к  административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях  Инспекция, руководствуясь статьей 29.13 КоАП РФ, 10.09.2020 вынесла  представление № 78102024700124000004, которым обязало Общество принять  меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению  административных правонарушений, сообщить о принятых мерах Инспекции. 

Не согласившись с представлением Инспекции, Общество обжаловало его  в судебном порядке. 

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении  заявления о признании представления Инспекции недействительным. 

 Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, не усмотрела оснований для отмены обжалуемых судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы. 

 В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо,  рассматривающие дело об административном правонарушении, при  установлении причин административного правонарушения и условий,  способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и  соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по  устранению указанных причин и условий (часть 1). Организации и должностные  лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения, в течение  месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган,  должностному лицу, внесшим представление (часть 2). 

Из материалов дела следует, что представление от 10.09.2020   № 78102024700124000004 вынесено на основании обстоятельств, отраженных в  постановлениях Инспекции от 10.09.2020 № 78102024700233700002,  78102024700279400002, 78102024700169000002, 78102024700189000002, 


78102024700264200002, 78102024700131800002, 78102024700111900002,  78102024700294400002, 78102024700159200002, 78102024700199600002,  78102024700217700002, 78102024700244800002, 78102024700254800002,  78102024700228500002, 78102024700124000002, 78102024700202700002,  78102024700282200002, 78102024700176400002, 78102024700143800002 о  привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи  15.25 КоАП РФ

Исходя из наличия в действиях Общества события административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи  15.25 КоАП РФ, суды признали законным выданное заявителю представление об  устранении причин и условий, способствовавших совершению  административного правонарушения. 

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных  операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным  законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением  валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу  иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки,  либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены,  минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных  организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории  Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным  законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных  операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на  счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка,  расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях,  не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона   № 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу  нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также  использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. 

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ если иное не предусмотрено  указанным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций  производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в  уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается  Центральным банком Российской Федерации, а также переводами  электронных денежных средств. 

Юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования  банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами –  нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам  розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим  лицам – нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных,  гостиничных и других услуг, оказываемых населению. 

Валютным законодательством установлен исчерпывающий перечень  случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять  расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной иностранной  валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в  уполномоченных банках. 

Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014   № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам  (депозитам), депозитных счетов» (далее – Инструкция), физическим лицам для 


совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или  частной практикой, открываются текущие счета. 

В силу пункта 3.2 Инструкции для открытия текущего счета физическому  лицу – иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных  документов представляется миграционная карта и (или) документ,  подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на  пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие  предусмотрено законодательством Российской Федерации. 

Таким образом, возможность выплаты резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя  счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным  законодательством Российской Федерации не предусмотрена. 

Ссылка Общества на положения Трудового кодекса Российской Федерации  как на обстоятельство, позволяющее производить расчеты, минуя банковский  счет, исключающее вину в совершении правонарушения, правомерно не принята  судами во внимание. В силу статьи 11 названного Кодекса отношения по выплате  физическим лицам – нерезидентам денежных средств в валюте Российской  Федерации, включая выплату заработной платы, урегулированы Законом   № 173-ФЗ, то есть к данным отношениям должны применяться нормы  специального законодательства. 

Вопреки доводу кассационной жалобы положения Трудового кодекса  Российской Федерации не освобождают юридическое лицо – резидента от  обязанности соблюдать требования Закона № 173-ФЗ при осуществлении с  физическим лицом – нерезидентом расчетов по заработной плате. 

Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений, является  одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. 

Инспекция, установив при рассмотрении дел об административных  правонарушениях факты выплаты наличными Обществом – резидентом  работникам – нерезидентам заработной платы, пришла к выводу о наличии в  действиях Общества события и состава административных правонарушений по  части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и исходя из полномочий, предусмотренных статьей  29.13 КоАП РФ, выдала Обществу оспариваемое предписание. 

Кроме того, суды учли, что вступившими в законную силу судебными  актами по делам № А56-84119/2020, А56-84116/2020, А56-84108/2020, А56- 84101/2020, А56-84087/2020, А56-84092/2020, А56-84077/2020, А56-84106/2020,  А56-84120/2020, А56-84117/2020, А56-84114/2020, А56-84086/2020,  А56-84098/2020, А56-84085/2020, А56-84102/2020, А56-84090/2020,  А56-84105/2020, А56-84097/2020 постановления Инспекции от 10.09.2020   № 78102024700124000002, 78102024700143800002, 78102024700294400002,  78102024700199600002, 78102024700244800002, 78102024700217700002,  78102024700169000002, 78102024700159200002, 78102024700228500002,  78102024700111900002, 78102024700176400002, 78102024700264200002,  78102024700131800002, 78102024700254800002, 78102024700233700002,  78102024700202700002, 78102024700279400002, 78102024700189000002, на  основании которых вынесено оспариваемое представление, признаны  законными. 

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере 


предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным. 

Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного  правового акта арбитражный суд оценивает его на предмет соответствия закону  или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В рассматриваемом случае совокупность условий для признания  представления Инспекции недействительным судами не установлена. 

Всем доводам кассационной жалобы судами дана полная и объективная  оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем  у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. 

Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм  материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем  оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения  кассационной жалобы не имеется. 

При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от  09.07.2021 № 1129 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом  положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской  Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб.  государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

постановил:

 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 16.06.2021 по делу № А56-84094/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Пальмира» – без удовлетворения. 

 Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Пальмира»,  адрес: 196247, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 153, лит. А, пом. 710Н,  ОГРН 1167847184768, ИНН 7810437881, из федерального бюджета 1500 руб.  государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной  жалобы по платежному поручению от 09.07.2021 № 1129. 

Председательствующий С.В. Соколова 

Судьи Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая