1160/2023-201398(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И. при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Быданцева Ю.О. по доверенности от 09.02.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2022 по делу А56-95109/2021, принятое
по заявлению ООО "Атлант"
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании требования, решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Атлант» (ОГРН: 1137847203933, адрес: 197372, Санкт-Петербург, пр-кт Авиаконструкторов, 15, 1, 258, далее - заявитель, Общество, ООО «Атлант») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными требования Северо-Западной электронной таможни (ОГРН: 1207800051909, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1; далее – СЗЭТ, таможня, заинтересованное лицо) от 01.09.2021 и 02.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее – ДТ) № 10228010/310821/0400488, решения СЗЭТ от 02.09.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10228010/310821/0400488, требования СЗЭТ от 03.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/030921/0406391; об обязании таможни внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/030921/0406391, указав коды маркировки (коды средств идентификации; КИЗ) товаров в графе 31 под номером 13 (в графе 31_13).
Решением от 28.02.2022 суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме; взыскал с СЗЭТ в пользу ООО «Атлант» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Определением от 24.01.2023 апелляционный суд приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения Верховным Судом РФ кассационной жалобы ООО «Атлант» по делу № А56-6172/2021.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 рассмотрение вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2022 по делу № А5695109/2021 назначено к рассмотрению в судебном заседании на 19.09.2023.
Суд апелляционной инстанции определил не возобновлять производство по делу в связи с подачей таможней надзорной жалобы по делу № А56-6172/2021, о чем вынес определение от 19.09.2023.
Постановлением от 24.10.2023 суд кассационной инстанции определение апелляционного суда от 19.09.2023 отменил, направил дело в апелляционный суд для решения о возобновлении производства по делу.
В судебном заседании 12.12.2023 представитель таможни возражал против возобновления производства по настоящему делу в связи с подачей надзорной жалобы на определение Верховного Суда РФ по делу № А56-6172/2021.
В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Поскольку основания для приостановления производства по настоящему делу устранены, суд апелляционной инстанции определением (протокольным) от 12.12.2023 возобновил производство по делу на основании статьи 146 АПК РФ и продолжил рассмотрение дела в том же судебном заседании.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в рамках внешнеторгового контракта от 08.06.2018 № 36/2-2018, заключенного между компанией «TRADEFININVEST SA», Швейцария (Продавец), и ООО «Атлант» (Покупатель), в соответствии с Приложением № 360 от 02.08.2021 к контракту и инвойсом № 1180624-R-296 от 09.08.2021 на условиях поставки FCA KOTKA на таможенную территорию Евразийского экономического союза Обществом ввезены и представлены к таможенному оформлению на Северо-Западном таможенном посту (Центр электронного декларирования) (далее – СЗТП (ЦЭД)) по ДТ № 10228010/310821/0400488 (далее – ДТ) товар «колеса ходовые из стали бездисковые в комплекте со стопорным кольцом, в сборе с шиной в комплекте с
камерой и ободной лентой, новые, производители Xiamen Sunrise Group Co., Ltd, Shandong Hengfeng Rubber & Plastic Co., Ltd».
В графе 33 ДТ указан классификационный код товара 8708 70 9900 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС).
В ходе таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных и иных документов и (или) сведений до выпуска товара, СЗТП (ЦЭД) в адрес декларанта 01.09.2021 направлено требование о внесении изменений (дополнений), в сведения, заявленные в ДТ, в части исключения сведений о контрольно-идентификационных знаках (далее – КИЗ), указанных под номером 13 в графе 31 ДТ.
В данном требовании таможенным органом указано, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 указан исчерпывающий перечень кодов ТН ВЭД товаров, подлежащих обязательной маркировке; поскольку код ТН ВЭД, заявленный в Обществом в графе 33 ДТ, не поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958, то сведения о контрольно-идентификационных знаках подлежат исключению из графы 31 ДТ.
В связи с невыполнением Обществом требований от 01.09.2021 и 02.09.2021 о внесении изменений в ДТ, СЗТП (ЦЭД) 02.09.2021 принято решение об отказе в выпуске товаров по данной ДТ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Обществом 03.09.2021 повторно подана ДТ № 10228010/030921/0406391 в отношении вышеуказанного товара, в которой в графе 31 ДТ указаны под номером 13 (графа 31_13) сведения о кодах маркировки.
Общество предоставило в таможню письменный ответ и исполнило требование.
Товар по ДТ № 10228010/030921/0406391 выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Не согласившись с требованиями таможни от 01.09.2021, 02.09.2021, 03.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорные ДТ до выпуска товаров, а также решением от 02.09.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10228010/310821/0400488, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС предусмотрено, что срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 этой статьи, может быть продлен на время, необходимое для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 настоящего Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
При невыполнении требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 раздела 2 Порядка № 257 в графе "31" ДТ под номером 1 должно быть указано наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; под номером 13 - для товаров, подлежащих в соответствии
с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации, указываются общее количество кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, или на потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку), или на материальный носитель (далее - коды идентификации товаров); кодовое обозначение уровня маркировки, а также коды идентификации товаров, или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку, или коды идентификации транспортной упаковки; агрегированные таможенные коды, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).
Порядок маркировки товаров унифицированными в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в городе Алматы 02.02.2018; далее - Соглашение).
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.
Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что маркировка товаров в рамках ЕАЭС может быть введена по решению Совета Комиссии.
С даты введения маркировки товаров в рамках ЕАЭС на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, такие государства - члены ЕАЭС обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии (пункт 5 статьи 5 Соглашения).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 N 129 введена маркировка шин и покрышек пневматических резиновых новыми средствами идентификации, а также утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который включены товары, классифицируемые в товарной позиции 4011 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) "Шины и покрышки пневматические резиновые новые".
Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены Постановлением N 1958.
Согласно Правилам шины - продукция, соответствующая кодам ТН ВЭД 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.
Обществом, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по спорным ДТ задекларированы колеса ходовые из стали бездисковые в сборе с шиной в комплекте с камерой и ободной лентой, то есть данный товар является многокомпонентным и состоит из диска и шины, которые предназначены для использования на грузовых автомобилях, что соответствует коду 22.11.13.110 ОКПД.
Как указывалось выше, в отношении шин законодательством ЕАЭС и Российской Федерации предусмотрено требование об обязательной маркировке средствами идентификации.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, Порядок № 257 не содержит запрета на указание в декларации на товары кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров.
Более того, в Порядке № 257 (пункт 15, подпункт 29) прямо установлено, что в Российской Федерации для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, должны быть указаны коды маркировки товара в соответствующем разделе декларации на товары (Сведения о средствах идентификации). Такое указание осуществляется в целях обеспечения такой публично значимой цели как экологическая безопасность в аспекте контроля за отходами производства и потребления. В спорных декларациях на товары в соответствующей графе были указаны сведения о кодах маркировки.
При этом примененная таможенным органом мера в форме отказа в выпуске товара носит явно несоразмерный, чрезмерный характер, создает необоснованные препятствия декларанту для ввоза товаров.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2023 N 307-ЭС23-598 по делу N А56-6172/2021.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 146, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Производство по делу № А56-95109/2021 возобновить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 февраля 2022 года по делу № А56-95109/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий А.Б. Семенова Судьи М.Л. Згурская
Н.А. Мильгевская