ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-11237/2022 от 27.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

609/2022-64992(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис   № 1 Московского района» ФИО1 (доверенность от 01.06.2022), 

рассмотрев 27.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1  Московского района» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга 

и Ленинградской области от 01.04.2022 и 

постановление Тринадцатого

арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу № 

А56-12303/2022, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1  Московского района» (196143, <...>; ОГРН  <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной  деятельности и профилактической работы Московского района Управления по  Московскому району Главного управления Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (196084, г. Санкт- Петербург, Московский пр., д. 116; далее – Отдел) от 24.08.2021 № 36-1-729/1/1. 

Решением суда первой инстанции от 01.04.2022 в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.06.2022 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы,  оспариваемое предписание содержит неправомерные требования. 

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы  жалобы. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Отдела, надлежащим  образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом на  основании решения от 09.08.2021 № 36-1-729 проведена внеплановая выездная  проверка исполнения Обществом ранее выданного ему предписания об  устранении нарушений требований пожарной безопасности от 09.08.2019 


[A1] № 2-18-714/1/1 на объекте защиты по адресу: г. Санкт-Петербург, 

пр. Космонавтов, д. 29, корп. 7 (офисные помещения, встроенные в нежилое  здание многофункционального назначения). 

В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 24.08.2021 № 36-1-729, что  указанное предписание Обществом не исполнено: помещения не оборудованы  системой автоматической пожарной сигнализации; не обозначена категория по  взрывопожарной и пожарной опасности для складских помещений и помещения  мастерской; помещение мастерской не отделено от коридора противопожарной  перегородкой 1-го типа с соответствующим заполнением проема; помещения не  оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при  пожаре. 

Об устранении указанных нарушений в срок до 15.07.2022 Отдел выдал  Обществу предписание от 24.08.2021 № 36-1-729/1/1. 

Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд  с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности  оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О  пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) законодательство  Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции  Российской Федерации и включает в себя данный Закон, принимаемые в  соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а  также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной  безопасности. 

Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что  техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации о  техническом регулировании в области пожарной безопасности. 

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее –  Закон № 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по  пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических  регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты  Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения  требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной  безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие  требования пожарной безопасности (нормы и правила). 

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной  сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре  должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время,  необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации  безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в  условиях конкретного объекта (пункт 1 статьи 54 Закона № 123-ФЗ). 

Согласно пункту 4.4 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной  защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования,  подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и 


[A2] системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» в  зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать  автоматическими установками пожаротушения и (или) системами пожарной  сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений: с  мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки;  венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные  помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых  пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях  классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д  по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов;  чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной  пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2). 

В соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима в Российской  Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 16.09.2020 № 1479) руководитель организации обеспечивает  категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также  определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Закона № 123-ФЗ  помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и  наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений  категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на  входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их  обслуживания на видном месте. 

В силу пункта 5.6.4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты.  Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к  объемно-планировочным и конструктивным решениям» размещаемые в  зданиях, сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф4 части  здания, помещения производственного, складского назначения, помещения для  инженерного оборудования и технического обслуживания объекта следует  выделять противопожарными преградами в соответствии с пунктом 5.1.2. 

Как предусмотрено разделом 7 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной  защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.  Требования пожарной безопасности», здания (сооружения) должны оснащаться  системой оповещения и управления эвакуацией людей соответствующего типа в  соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа  системы оповещения и управления эвакуацией людей для зданий (сооружений)  при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей. 

Согласно статье 38 Закона № 69-ФЗ за нарушение требований пожарной  безопасности в соответствии с действующим законодательством  ответственность несут, в частности, лица, уполномоченные владеть,  пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители  организаций. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что Общество на указанном объекте защиты допустило нарушения требований  пожарной безопасности: помещения не оборудованы системой автоматической  пожарной сигнализации; не обозначена категория по взрывопожарной и  пожарной опасности для складских помещений и помещения мастерской;  помещение мастерской не отделено от коридора противопожарной  перегородкой 1-го типа с соответствующим заполнением проема; помещения не  оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при  пожаре. 

Как установлено судами, Общество использует офисные помещения в  здании многофункционального назначения по указанному адресу на основании 


[A3] договора безвозмездного пользования от 25.04.2005 № 1-И, заключенного с  КУГИ Санкт-Петербурга, в связи с чем оно является лицом, отвечающим за  соблюдение требований пожарной безопасности. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции  пришел к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого  предписания Отдела, а также об отсутствии оснований для признания  нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд  апелляционной инстанции. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают  права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении заявленного требования. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1  статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует  возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской 

области от 01.04.2022 и

постановление Тринадцатого арбитражного

апелляционного суда от 15.06.2022 по делу № 

А56-12303/2022 оставить без

изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью 

«Жилкомсервис № 1 Московского района» – без удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1  Московского района» (196143, <...>; ОГРН  <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета 1500 руб.  государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 06.07.2022   № 6184. 

Председательствующий О.А. Алешкевич  Судьи Л.Б. Мунтян 

 И.Г. Савицкая