ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-11699/20 от 22.12.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

609/2020-75538(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Красносельский  квартал» ФИО1 (доверенность от 01.04.2020), от Государственной  жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО2 (доверенность от  19.08.2020), 

рассмотрев 22.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красносельский квартал»  на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 10.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 31.08.2020 по делу № А56-82367/2019, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «КомСервис» (адрес: 198320,  Санкт-Петербург, <...>; ОГРН  <***>; ИНН <***>; в настоящее время – общество с  ограниченной ответственностью «Красносельский Квартал»; далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной  жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>;  далее – Инспекция) от 29.05.2019 № 969/19 о привлечении заявителя к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

(далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 10.03.2020 оспариваемое  постановление изменено – размер назначенного Обществу наказания в виде  штрафа уменьшен до 125 000 руб. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.08.2020 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя  жалобы, заявление подлежит удовлетворению, поскольку Инспекцией был  пропущен срок давности привлечения к административной ответственности. 


В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы  поддержала, представитель Инспекции просил в ее удовлетворении отказать. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой  Красносельского района Санкт-Петербурга в ходе проверки соблюдения  Обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по  управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт- Петербург, Ленинский пр., д. 53, корп. 1, выявлено и отражено в акте от  02.04.2019, что за период с ноября 2018 года по март 2019 года по лицевому  счету квартиры по указанному адресу Обществом при расчете платы за  коммунальную услугу по отоплению не учтен объем тепловой энергии,  определенный по показателям УУТЭ, расположенного в ИТП № 3, не применен  объем тепловой энергии за вычетом потребленного объема тепловой энергии,  оплата которого производится на основании прямых договоров, заключенных  между собственниками нежилых помещений и ресурсоснабжающей  организацией. 

Материалы проверки для рассмотрения по существу направлены в  Инспекцию. 

По указанному факту Инспекция составила в отношении Общества протокол  от 20.05.2019 № 02/37 об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а постановлением от  29.05.2019 № 969/2019 признала его виновным в совершении этого  административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в  размере 250 000 руб. 

Общество не согласилось с постановлением Инспекции о привлечении к  административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества  состава административного правонарушения, однако, руководствуясь 

частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменил оспариваемое постановление,  уменьшив размер штрафа до 125 000 руб. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными  домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии  на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного  надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской  Федерации. 

В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ одним из лицензионных  требований является соблюдение лицензиатом требований, установленных  Правительством Российской Федерации. 

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по  управлению многоквартирными домами утверждено постановлением  Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее –  Положение). 

Как предусмотрено пунктом 3 Положения, лицензионными требованиями к  лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 


статьи 193 ЖК РФ, также являются: соблюдение требований, предусмотренных  частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору  управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162  ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;  соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6  статьи 198 ЖК РФ

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления  многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию  другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов  управления товарищества собственников жилья, органов управления  жилищного кооператива или органов управления иного специализированного  потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153  настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161  настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату  обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению  многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по  надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме,  предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и  пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях,  предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность  инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей  управления многоквартирным домом деятельность. 

Таким образом, лицензионными требованиями является оказание всех услуг  и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по  надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме  управляющей организацией (определение Верховного Суда Российской  Федерации от 11.04.2017 № 307-АД16-13243; пункт 29 Обзора судебной  практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2017), утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017). 

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов  утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от  06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). 

Согласно пункту 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который  оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и  в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано  индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой  энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по  формуле 3 приложения № 2 к указанным Правилам на основании показаний  коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. 

Указанной формулой предусмотрен такой показатель, как общая площадь  всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что Обществом при расчете коммунальной услуги по отоплению не учтена  площадь нежилых помещений в многоквартирном доме (718,7 кв.м.), оплата  услуг по отоплению которых производится на основании прямых договоров,  заключенных между собственниками и ресурсоснабжающей организацией. 

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за  исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса,  влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 

статьи 14.1.3 КоАП РФ.


В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом  упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и  обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая  обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции  пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного  правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. 

Довод Общества о несоблюдении Инспекцией срока давности привлечения к  административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ,  рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен, получив надлежащую  правовую оценку. 

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое  административное правонарушение (действие или бездействие), которое  выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или  ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, а днем  обнаружения длящегося административного правонарушения считается день,  когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об  административном правонарушении, выявило факт его совершения. 

В рассматриваемом случае, как установлено судом апелляционной  инстанции, совершенное Обществом административное правонарушение носит  длящийся характер и срок давности привлечения к административной  ответственности Инспекцией не пропущен, поскольку этот срок следует  исчислять с 02.04.2019 – даты выявления прокуратурой факта совершения  правонарушения. 

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об  оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд установит, что решение  административного органа о привлечении к административной ответственности  является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении требования заявителя. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 10.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 31.08.2020 по делу № А56-82367/2019 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Красносельский квартал» – без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич  Судьи Е.А. Аникина 

 И.Г. Савицкая