ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1208/2015 от 17.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 марта 2015 года

Дело № А42-4957/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:   ФИО1

при участии:

от  заявителя:  не  явились-извещены-извещены ( уведомление №01418);

от  заинтересованного  лица:  не  явились-извещены ( уведомление №01417);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1208/2015 )  ООО  «Октябрьское  ЖЭУ» на  решение  Арбитражного  суда  Мурманской  области  от  08.12.2014 по делу № А42-4957/2014  (судья  Варфоломеев  С.Б.), принятое

по  заявлению  ООО  «Октябрьское  ЖЭУ»   

к  Административной  комиссии  Административного  округа  муниципального  образования  г.Мурманск

о  признании  незаконным  постановления 

установил:

   ООО  «Октябрьское  ЖЭУ» (183025, <...> ОГРН <***>, далее-общество)   обратилось  в  Арбитражный  суд  Мурманской  области  с  заявлением  о  признании  незаконным  постановления   Административной  комиссии  Административного  округа  муниципального  образования  г.Мурманск (183038, <...>)  от  18.06.2014  № 895/07-05  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по  п.3  ст.2  Закона  Мурманской  области  от  06.06.2003  № 401-01-ЗМО  в  виде  штрафа  в  сумме 15 000 рублей  за  захламление  подведомственной  обществу  территории  крупногабаритным  и  бытовым  мусором. 

Решением  суда  первой  инстанции  заявленные  ООО  «Октябрьское  ЖЭУ»  требования  удовлетворены.  Признано  незаконным  и  отменено  постановление  Административной  комиссии  Административного  округа  муниципального  образования  г.Мурманск  от  18.06.2014  № 895/07-05  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по  п.3  ст.2  Закона  Мурманской  области  от  06.06.2003  № 401-01-ЗМО  в  виде  штрафа  в  сумме 15 000 рублей.

Не  согласившись  с  решением  суда,  ООО  «Октябрьское  ЖЭУ» направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  изменить  с  учетом  доводов  общества. 

Представители  сторон  в  судебное  заседание   не  явились,  о  месте  и  времени  рассмотрения  апелляционной  жалобы  извещены  надлежащим  образом.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  ее  удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела,  должностными  лицами  Управления  Октябрьского  Административного  округа  г.Мурманск (далее – Управление)  проведена  проверка  содержания  управляющими  и  иными  организациями  придомовых  территорий  и  контейнерных  площадок  Октябрьского  Административного  округа  г.Мурманска.

Результаты  проверки  оформлены  актом  от  24.04.2014  № 199  с  применением  средств  фото-фиксации.

Проверкой  установлено  захламление  прилегающей  территории  контейнерной  площадки  в  большом  количестве  бытовым  и  крупногабаритным  мусором  во  дворе  дома  № 49/2  по  улице Полярные  Зори  г.Мурманск,  ответственным  по  содержанию  которой  является  ООО  «Октябрьское  ЖЭУ»  как  организация,  в  управлении  которой  находится  названный  многоквартирный  дом.  Установив названные  обстоятельства, Управление сделало  вывод  о  ненадлежащем  содержании  жилищного  фонда,  выразившемся  в  ненадлежащем  накоплении  отходов  и  в  несвоевременной  очистке  дворовой  территории  от  крупногабаритного  и  бытового  мусора,  что  явилось  основанием  для  составления  в  отношении  общества  протокола  об  административном  правонарушении  от  27.05.2014  № 26-11-03/491,  ответственность  за  которое  предусмотрена  пунктом 3 статьи 2  Закона  № 401-01-ЗМО.  Материалы  проверки  и  протокол  об  административном  правонарушении  были  направлены  в  Комиссию  для  рассмотрения.

Административная  комиссия  Административного  округа  муниципального  образования  г.Мурманск ,  рассмотрев  указанные  материалы,  вынесла  постановление  от  18.06.2014 № 895/07-05 (с учетом допущенной опечатки)  о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по  пункту 3 статьи 2  Закона  № 401-01-ЗМО  в  виде  штрафа  в  сумме 15 000 рублей.

ООО  «Октябрьское  ЖЭУ»  не  согласилось  с  указанным  постановлением  по  тем  основаниям,  что  общество  неправомерно  привлечено  к  административной  ответственности,  поскольку  не  является  ответственным  лицом  за  содержание  названной  контейнерной  площадки.  Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  признавая  незаконным  оспариваемое  постановление,  дал  полную  оценку  обстоятельствам  дела,  правильно  применив  нормы  материального  и  процессуального  права.

Согласно  пункту 3  статьи 2  Закона  № 401-01-ЗМО (в редакции, действовавшей в спорный период)  захламление  дворов  домов  и  придомовых  территорий,  улиц  бытовыми  и  производственными  отходами,  частями  и  агрегатами  транспортных  средств,  отходами  и  частями  строительных  материалов,  а  также  организация  несанкционированных  свалок  бытовых  и  производственных  отходов,  отходов  строительных  материалов,  грунта  и  снега  влечет  наложение  административного  штрафа  на  юридических  лиц  в  размере  от  десяти  тысяч  до  двухсот  тысяч  рублей.

В  соответствии  со  статьей 154  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации  в  структуру  платы  за  жилое  помещение  и  коммунальные  услуги  входит  плата  за  содержание  и  ремонт  жилого  помещения,  включающую  в  себя  плату  за  услуги  и  работы  по  управлению  многоквартирным  домом,  содержанию,  текущему  и  капитальному  ремонту  общего  имущества  в  многоквартирном  доме.

В  силу  части 1  статьи 161  ЖК  РФ  управление  многоквартирным  домом  должно  обеспечивать  благоприятные  и  безопасные  условия  проживания  граждан,  надлежащее  содержание  общего  имущества  в  многоквартирном  доме,  решение  вопросов  пользования  указанным  имуществом,  а  также  предоставление  коммунальных  услуг  гражданам,  проживающим  в  таком  доме. 

Стандарты  и  правилаПравительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491).

В  силу  с  подпунктом «д»  пункта 11  Правил  № 491  содержание  общего  имущества  включает  в  себя,  в  частности,  сбор  и  вывоз  твердых  и  жидких  бытовых  отходов.

Правилами  и  нормами  технической  эксплуатации  жилищного  фонда (пункты 1.8, 3.7),  утвержденные  постановлением  Государственного  комитета  Российской  Федерации  по  строительству  и  жилищно-коммунальному  комплексу  от  27.09.2003  № 170 (далее – Правила № 170)  предусмотрено,  что  оборудование  и  иные  объекты,  используемые  для  сбора  твёрдых  бытовых  отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки),  предназначены  для  обслуживания  и  эксплуатации  всего  многоквартирного  дома.

В  соответствии  с  пунктом 3.7  Правил  № 170  организации  по  обслуживанию  жилищного  фонда  обязаны  обеспечивать:  установку  на  обслуживаемой  территории  сборников  для  твердых  отходов;  своевременную  уборку  территории  и  систематическое  наблюдение  за  ее  санитарным  состоянием;  организацию  вывоза  отходов  и  контроль  за  выполнением  графика  удаления  отходов;  свободный  подъезд  и  освещение  около  площадок  под  установку  контейнеров  и  мусоросборников;  содержание  в  исправном  состоянии  контейнеров  и  мусоросборников  для  отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций)  без  переполнения  и  загрязнения  территории.

Решением  Совета  депутатов  города  Мурманска  от  26.12.2013  № 68-971  утверждены  Правила  благоустройства  территории  муниципального  образования  город  Мурманск,  которыми  закреплены  положения  по  эксплуатации  благоустроенных  территорий.

Согласно  пункту  9.2.47  Правил  № 68-971 физические  и  юридические  лица,  ответственные  за  содержание  и  ремонт  общего  имущества  в  многоквартирном  доме,  обязаны  в  том  числе,   осуществлять  уборку  придомовых  территорий;  уборку  контейнерных  площадок  и  площадок  для  сбора  крупногабаритных  отходов;  вывоз  бытовых  и  крупногабаритных  отходов.

Уборка  территорий  должна  осуществляться  в  соответствии  с  требованиями  правил  и  норм  технической  эксплуатации  жилищного  фонда (пункт 9.2.48).

Обращение  с  отходами  производства  и  потребления  осуществляется  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  законодательством  Мурманской  области,  нормативным  правовым  актом  Совета  депутатов  города Мурманска  о  порядке  обращения  с  отходами  производства  и  потребления  на  территории  города Мурманска  (пункт 9.2.50).

Сбор  отходов  от  многоквартирных  жилых  домов  и  с  участков  индивидуальной  жилой  застройки  осуществляется  в  контейнеры.  Контейнеры  должны  быть  технически  исправны,  находиться  в  надлежащем  санитарном  состоянии (пункт 9.2.52).

Размещение  и  обустройство  контейнерных  площадок  производится  в  соответствии  с  требованиями  СанПиН (пункт 9.2.53).

Крупногабаритные  отходы  собираются  и  складируются  на  специальных  площадках  и  вывозятся  по  заявкам  организаций,  обслуживающих  жилищный  фонд  города,  мусоровозами  для  крупногабаритных  отходов  или  обычным  грузовым  транспортом (пункт 9.2.55).

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Материалами  дела  подтверждается,  что  общество  на  основании  договора  от  30.04.2011 является  управляющей  компанией,  обслуживающей  многоквартирный  дом  № 49/2  по  улице  Полярные  Зори  города Мурманск.

С  учетом  вышеназванных   нормативных  актов,  поскольку  общество  является  управляющей  компанией  многоквартирного  дома  № 49/2  по  улице  Полярные  Зори  города Мурманска,  то  и  является  ответственным  лицом  за  содержание  рассматриваемой  площадки.

Обжалуемым  постановлением  к  обществу  за  несоблюдение  требований  муниципального  правового  акта – Правил  № 68-971  применена  ответственность,  предусмотренная  региональным  законодательством – пунктом 3 статьи 2  Закона  № 401-01-ЗМО.

Вместе  с  тем,  в  силу  части 4  статьи 210 АПК  РФ  по  делам  об  оспаривании  решений  административных  органов  о  привлечении  к  административной  ответственности  обязанность  доказывания  обстоятельств,  послуживших  основанием  для  привлечения  к  административной  ответственности,  возлагается  на  административный  орган,  принявший  оспариваемое  решение.

Суд,  оценив  материалы  дела,  обоснованно  сделал  вывод,  что  фактическими  обстоятельствами  настоящего  дела  Комиссия  не  установила  совершения  обществом  административного  правонарушения,  предусмотренного  пунктом 3  статьи 2 Закона  № 401-01-ЗМО.

Доказательств  размещения  крупногабаритных  отходов  вне  специально  отведенного  для  этого  места  не  представлено.

Согласно  дефектной  ведомости  от  27.09.2013  и  акту  обследования  выполненных  работ  от  30.09.2013  контейнерная  площадка  по  адресу: <...>  обустроена  стойками  из  металлических  труб,  опалубкой  из  досок,  имеет  бетонированную  площадку  и  ограждение  из  сетки «рабица»,  что  подтверждается  фототаблицами,  выполненными  Управлением  при  обследовании  спорной  контейнерной  площадки.  Крупногабаритные  отходы  размещены  на  самой площадке.  При  этом  факт  перенакопления  отходов  и  мусора  обществу  ни  результатами  обследования,  ни  оспариваемым  постановлением  не  вменяется.

Поскольку  отходы  размещены  на  специально  отведенном  месте,  то  в  силу  пункта 1  части 1  статьи 24.5 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  исключается  привлечение  лица  к  административной  ответственности.

Таким  образом,  у  Комиссии  не  имелось  правовых  оснований  для  привлечения  общества  к  оспариваемой  ответственности.

Общество  в  апелляционной  жалобе  повторило  доводы,  изложенные  в  заявлении,  которым  судом  первой  инстанции  дана  полная  оценка  с  правильным  применением  норм  материального  права,  оснований  для  их  переоценки  не  имеется. 

При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой  инстанции  правильно  и  объективно  оценил  обстоятельства  дела,  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы  не  имеется. 

На  основании  изложенного,  руководствуясь  пунктом 1 статьи  269,  статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного  суда  Мурманской  области  от  08 декабря 2014 года  по  делу  № А42-4857/2014  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  ООО  « Октябрьское  ЖЭУ»  без  удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова