ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-12736/2018 от 02.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1171/2018-278750(2)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.
судей Копыловой Л.С., Тойвонена И.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Прониным А.Л., 

при участии:

от конкурсного управляющего ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ»: Федоров Ю.В. по  доверенности от 19.01.2015; 

от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами  администрации муниципального образования «Сланцевский муниципальный район  Ленинградской области»: Богданова М.С. по доверенности от 15.03.2018; 

от МТУ Росимущества в городе СПб и ЛО: Шульженко С.И. по доверенности от  21.01.2018; 

от МО «Сланцевский муниципальный район ЛО»: Ададуров Ю.А. по доверенности от  10.01.2018; 

от Правительства ЛО: Вилаева М.А. по доверенности от 19.12.2017; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-12736/2018) МТУ Росимущества в городе Санкт- Петербурге и Ленинградской области на определение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу № А56- 61688/2010 (судья Муха Т.М.), принятое 

по заявлению конкурсного управляющего ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» Чукина М.М.  к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами  Администрации муниципального образования «Сланцевский муниципальный район  Ленинградской области», Межрегиональному территориальному управлению  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе  Санкт-Петербурге и Ленинградской области 

о принятии в муниципальную, федеральную собственность объектов должника 


третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета  спора: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому и  атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство энергетики РФ (Минэнерго  России), Правительство Ленинградской области, Ленинградский областной комитет  по управлению государственным имуществом 

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ»,

установил:

определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 01.11.2010 по заявлению открытого акционерного общества  «Петербургская сбытовая компания» возбуждено производство по делу о  несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества  «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» (ИНН 4713003869, ОГРН 1024701706490; Ленинградская  область, г.Сланцы, ул.Школьная, д.11: далее – ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ»). 

Определением суда от 28.01.2011 в отношении ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ»  введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Кокарев  Александр Петрович. 

Решением суда от 27.07.2011 ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» признано  несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство,  конкурсным управляющим утвержден Кокарев А.П. 

Определением суда от 12.12.2014 Кокарев А.П. отстранен от исполнения  обязанностей конкурсного управляющего. 

Определением суда 29.01.2015 конкурсным управляющим  ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» утвержден Чукин Михаил Михайлович. 

Конкурсный управляющий ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» Чукин М.М. обратился  в арбитражный суд с заявлением, в котором просил обязать Комитет по управлению  муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации  муниципального образования «Сланцевский муниципальный район Ленинградской  области» (далее – Комитет) принять в муниципальную собственность либо  Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и  Ленинградской области (далее – МТУ Росимущства) принять в федеральную  собственность от конкурсного управляющего ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» объекты  должника, входящие в состав шахты «Ленинградская» (с учетом уточнений,  принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Определением суда от 07.09.2016 принят отказ конкурсного управляющего от  требований в части обязания Комитета принять в муниципальную собственность от  конкурсного управляющего ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» четырех объектов,  входящих в состав имущества шахты «Ленинградская», а именно: Шламонакопитель   № 2 ОФ за инвентарным номером 000702270, стоимость на конец периода 


Определением суда от 27.01.2017 к участию в обособленном споре  привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, Территориальное управление Росимущества в  Ленинградской области, Северо-Западное управление Федеральной службы по  экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство энергетики  Российской Федерации (Минэнерго России), Правительство Ленинградской области,  Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом. 

Определением суда от 05.07.2017 к участию в деле в качестве соответчика  привлечено Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области. 

В связи с реорганизацией Территориального управления Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области и  переименованием определением суда от 22.11.2017 к участию в деле в качестве  соответчика привлечено МТУ Росимущества. 

Определением суда от 26.04.2018 заявление конкурсного управляющего  удовлетворено частично. МТУ Росимущства обязано принять в течение 10 дней в  федеральную собственность от конкурсного управляющего  ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» следующие объекты ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ»,  входящие в 3-й район состава шахты «Ленинградская»: Вспомогательный ствол за  инвентарным номером 000907077, стоимость на конец периода 497 000 руб.,  остаточная стоимость 0 руб.; Главный ствол за инвентарным номером 000101000,  стоимость на конец периода 5 072 000 руб., остаточная стоимость 1 408 183 руб.;  Главный ствол за инвентарным номером 000907076, стоимость на конец периода  509 000 руб., остаточная стоимость 0 руб.; Здание котельной (основное) за  инвентарным номером 000100150, стоимость на конец периода 5 507 000 руб.,  остаточная стоимость 0 руб.; Копер вспомогательного ствола за инвентарным  номером 000907084, стоимость на конец периода 131 000 руб., остаточная  стоимость 44 080 руб. 65 коп.; Скважина вентиляционная № 101 за инвентарным  номером 000804700, стоимость на конец периода 2 375 000 руб., остаточная  стоимость 1 033 217 руб. 85 коп.; Скважина вентиляционная № 102 за инвентарным  номером 000804710, стоимость на конец периода 2 628 000 руб., остаточная  стоимость 1 143 282 руб. 08 коп.; Скважина вентиляционная № 103 за инвентарным  номером 000907216, стоимость на конец периода 163 000 руб., остаточная  стоимость 40 759 руб. 27 коп.; Скважина вентиляционная № 109 за инвентарным  номером 000804722, стоимость на конец периода 290 000 руб., остаточная  стоимость 126 161 руб. 68 коп.; а также во 2-й район состава шахты  «Ленинградская»: Скважина вентиляционная № 15 за инвентарным номером 


742 610 руб. 59 коп.; Скважина вентиляционная № 74 за инвентарным номером  000803720, стоимость на конец периода 1 070 000 руб., остаточная стоимость  465 490 руб. 79 коп.; Скважина вентиляционная № 76 за инвентарным номером  000803730, стоимость на конец периода 2 033 000 руб., остаточная стоимость  884 434 руб. 25 коп.; Скважина вентиляционная № 77 за инвентарным номером  000803790, стоимость на конец периода 1 185 000 руб., остаточная стоимость  515м521 руб. 17 коп.; Скважина вентиляционная № 78 за инвентарным номером  000803800, стоимость на конец периода 1 111 000 руб., остаточная стоимость  483 328 руб. 26 коп.; Скважина вентиляционная № 80 за инвентарным номером  000804510, стоимость на конец периода 1 837 000 руб., остаточная стоимость  799 166 руб. 46 коп.; Скважина вентиляционная № 81 за инвентарным номером  000804520, стоимость на конец периода 1 324 000 руб., остаточная стоимость  575 991 руб. 53 коп.; Скважина вентиляционная № 82 000804530, 1 324 000 руб.,  остаточная стоимость 575 991 руб. 53 коп.; Скважина вентиляционная № 83 за  инвентарным номером 000804550, стоимость на конец периода 1 087 000 руб.,  остаточная стоимость 472 887 руб. 30 коп.; Скважина вентиляционная № 84 за  инвентарным номером 000804540, стоимость на конец периода 1 063 000 руб.,  остаточная стоимость 462 446 руб. 31 коп.; Скважина вентиляционная № 85 за  инвентарным номером 000804560, стоимость на конец периода 1 414 000 руб.,  остаточная стоимость 615 145 руб. 42 коп.; Скважина вентиляционная № 87 за  инвентарным номером 000804600, стоимость на конец периода 1 267 000 руб.,  остаточная стоимость 551 194 руб. 09 коп.; Скважина вентиляционная № 88 за  инвентарным номером 000804570, стоимость на конец периода 1 435 000 руб.,  остаточная стоимость 624 280 руб. 90 коп.; Скважина вентиляционная № 90 за  инвентарным номером 000804590, стоимость на конец периода 1 206 000 руб.,  остаточная стоимость 524 656 руб. 66 коп.; Скважина вентиляционная № 91 за  инвентарным номером 000804690, стоимость на конец периода 1 237 000 руб.,  остаточная стоимость 538 143 руб. 12 коп.; Скважина вентиляционная № 92 за  инвентарным номером 000804620, стоимость на конец периода 1 299 000 руб.,  остаточная стоимость 565 115 руб. 05 коп.; Скважина вентиляционная № 93 за  инвентарным номером 000804610, стоимость на конец периода 1 359 000 руб.,  остаточная стоимость 591 217 руб. 98 коп.; Скважина вентиляционная № 95 за  инвентарным номером 000804640, стоимость на конец периода 1 890 000 руб.,  остаточная стоимость 822 223 руб. 89 коп.; Скважина вентиляционная № 95/1 за  инвентарным номером 000907215, стоимость на конец периода 2 396 000 руб.,  остаточная стоимость 599 133 руб. 66 коп.; Скважина вентиляционная № 96 за  инвентарным номером 000804630, стоимость на конец периода 1 587 000 руб.,  остаточная стоимость 690 406 руб. 73 коп.; Скважина вентиляционная № 97 за  инвентарным номером 000804660, стоимость на конец периода 1 257 000 руб.,  остаточная стоимость 546 844 руб. 10 коп.; Скважина вентиляционная № 98 за  инвентарным номером 000804670, стоимость на конец периода 1 224 000 руб.,  остаточная стоимость 532 486 руб. 64 коп.; Вспомогательный ствол за инвентарным  номером 2 район 000803040, стоимость на конец периода 2 708 000 руб., остаточная  стоимость 1 179 197 руб. 84 коп.; Главный ствол 2 район за инвентарным номером  000803010, стоимость на конец периода 2 720 000 руб., остаточная стоимость  1 184 423 руб. 76 коп. Заявление конкурсного управляющего в части требований к  Комитету об обязании принять в муниципальную собственность объекты 

ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ», входящие в состав шахты «Ленинградская»,  оставлено без удовлетворения. 

Не согласившись с определением суда от 26.04.2018, МТУ Росимущества  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый 


судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы,  объекты ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ», входящие в состав шахты «Ленинградская»,  подлежат передаче в собственность муниципального образования «Сланцевский  муниципальный район Ленинградской области». МТУ Росимущества указывает на  то, что шахты должника не отнесены к имуществу, которое может находится в  федеральной собственности. Податель жалобы полагает, что если имущественный  комплекс шахты является частью участка недр, Росимущество не является  надлежащим федеральным органом, отвечающим за принятие в казну  имущественного комплекса шахт как составной части участка недр. 

В отзывах конкурсный управляющий должника, Правительство Ленинградской  области отклонили доводы апелляционной жалобы и просили оставить обжалуемый  судебный акт без изменения. 

Минэнерго России в отзыве поддержало доводы жалобы, указав, что спорное  имущество подлежит передаче в органы местного самоуправления по месту  нахождения имущества должника. Минэнерго России представило ходатайство о  проведении судебного заседания в отсутствие его представителя. 

В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы  апелляционной жалобы. Представители конкурсного управляющего должника,  Правительства Ленинградской области, Комитета и МО «Сланцевский  муниципальный район ЛО» отклонили доводы жалобы. 

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и  месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной  сети «Интернет». 

Остальные лица, участвующие в обособленном споре, согласно части 6  статьи 121 АПК РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 5 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12  «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ  «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской  Федерации», считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем неявка их представителей в  судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела по существу  в соответствии со статьей 156 АПК РФ

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, основными видами деятельности ОАО  «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» до октября 2010 года являлись разработка месторождения  горючих сланцев подземным способом, добыча горючего сланца, известняков и  подземных вод, поставка горючего сланца и продуктов обогащения на внутренний и  внешний рынки. 

ООО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ», осуществлявшее добычу горючего сланца на  Ленинградском местонахождении, с октября 2010 года приостановило, а в  последующем прекратило деятельность по добыче сланца и проходке горных  выработок. 

В соответствии положений статьи 26 Закона Российской Федерации от  21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) при полной или  частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения  горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние,  обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей  среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность  месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. 


Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или  подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются  завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами,  предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.  Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с  пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий -  пользователей недр. 

В настоящее время консервация шахты «Ленинградская» не завершена в  связи с отсутствием у ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» денежных средств для  завершения производства необходимых работ по консервации шахты.  Доказательства консервации спорных объектов должника не представлены. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве передаче в  муниципальную собственность подлежат социально значимые объекты, не  проданные в порядке, установленном Законом о банкротстве. 

В пункте 6 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) установлен  перечень социально значимых объектов: 

объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных  образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно- профилактических учреждений; 

объекты, используемые для организации доврачебной помощи, скорой и  неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи; 

объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам  жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения,  водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и  захоронения твердых коммунальных отходов; 

объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских  поселений; 

объекты, предназначенных для благоустройства территорий.

В данном случае предлагаемые к передаче объекты шахты «Ленинградская»  не относятся к социально значимым объектам. 

Спорное имущество ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ», входящее в состав шахты  «Ленинградская» (стволы шахты, здания, вентиляционные скважины), является  имуществом специального назначения ограниченной оборотоспособности, в связи с  чем не относится к социально значимым объектам по смыслу пункта 6 статьи 129  Закона о банкротстве, к которым применимы положения пунктов 5 и 6 статьи 132  этого же Закона. 

В соответствии со статьей 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от  принятия имущества должника для погашения своих требований, которое  предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и  при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного  предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество  конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного  самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чем через  тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного  самоуправления принимают указанное в пункте 1 статьи 148 Закона о банкротстве  имущество на баланс и несут все расходы на его содержание. 

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия  имущества, указанного в пункте 1 статьи 148 Закона о банкротстве, конкурсный  управляющий обращается в силу пункта 3 статьи 148 этого же Закона в  арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с 


заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к  принятию указанного имущества. 

В ходе конкурсного производства имущество ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ»,  входящее в состав шахты «Ленинградская», неоднократно выставлялось на торги,  однако не было реализовано. Кредиторы ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» на  предложения конкурсного управляющего отказались от принятия имущества шахты  «Ленинградская» в целях погашения своих требований. Учредители (участника)  должника не заявили о правах на данное имущество. 

На собранием кредиторов должника 11.12.2015 принято решение об обязании  конкурсного управляющего обеспечить передачу имущества, входящего в состав  шахты «Ленинградская», органам местного самоуправления или в федеральную  собственность. 

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах имущество должника,  входящее в состав шахты «Ленинградская», в силу положений статьи 148 Закона о  банкротстве подлежит передаче в органы местного самоуправления по месту  нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган  исполнительной власти. 

Конкурсный управляющий ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» направил  Администрации муниципального образования «Сланцевский муниципальный район  Ленинградской области» уведомление от 22.12.2015 о необходимости принять  имущество должника, входящего в состав шахты «Ленинградская». Администрация  муниципального образования «Сланцевский муниципальный район Ленинградской  области» согласно письму от 29.01.2016 № 60/01-36.5 отказалась принять спорное  имущество должника в муниципальную собственность и указала на необходимость  его передачи в федеральную собственность. 

Конкурсный управляющий ОАО «ЛЕНИНГРАДСЛАНЕЦ» обратился в  Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области с  предложением от 27.12.2016 № 17 о принятии в федеральную собственность  имущества должника, входящего в состав шахты «Ленинградская». Управление в  письме от 25.01.2017 № 03-249 отказалось от принятия спорного имущества  должника в федеральную собственность. 

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявление конкурсного  управляющего, исходил из того, что спорное имущество подлежит передаче в  федеральную собственность. 

В соответствии с пунктом 8 статьи 148 Закона о банкротстве при отсутствии  заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия,  учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество или  оставшееся имущество либо невозможности передачи собственнику имущества  должника - унитарного предприятия, учредителю (участнику) должника такого  имущества конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче  такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения  имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной  власти. 

Имущество должника, которое в силу федерального закона не может  принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит  передаче в федеральную собственность. 

В муниципальную собственность муниципального образования может быть  передано не все имущество, оказавшееся не нужным кредиторам, учредителям  (участникам) должника, а лишь то имущество, которое жизненно необходимо для  региона и его населения, а также все то имущество, которое может находиться в  муниципальной собственности. 


В состав передаваемого имущества включены неликвидные объекты (стволы,  вентиляционные скважины, шламонакопители), требующие значительных затрат на  их консервацию (рекультивацию). При этом указанные объекты не имеют  социальной значимости и не относятся к имуществу, необходимому органам  местного самоуправления для исполнения полномочий, определенных  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». 

С учетом положений статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации  затраты на консервацию (рекультивацию) объектов шахты «Ленинградская» будут  являться для органов местного самоуправления нецелевым использованием  денежных средств муниципального бюджета в соответствии со статьей 306.4  Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О  разграничении государственной собственности в Российской Федерации на  федеральную собственность, государственную собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предприятия  добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья  (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации),  относятся исключительно к федеральной собственности. 

Как следует из статьи 2.3 Закона о недрах, к участкам недр местного значения  относятся: 

Как следует из Перечня общераспространенных полезных ископаемых по  Ленинградской области, утвержденного распоряжением Министерства природных  ресурсов Российской Федерации от 14.03.2005 № 67-р, горючие сланцы не  относятся к общераспространенным полезным ископаемым. 

С учетом изложенного, участки недр, которые использовались объектами  шахты «Ленинградская», не могут быть отнесены к участкам недр местного  значения. 

Консервация опасного производственного объекта может осуществляться по  инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или  нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации. 

С учетом состава и характера спорного имущества суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу об отсутствии возможности его нахождения в  муниципальной собственности. 

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что спорное  имущество, находящееся в разрушенном состоянии, не может быть использовано в  соответствии с целевым назначением, в том числе для решения вопросов местного  значения, установленных статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

Состав муниципального имущества, полномочия органов местного  самоуправления и вопросы местного значения, решаемые указанными органами в 


рамках предоставленных полномочий, определяются в соответствии с  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». 

В силу статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в  собственности муниципальных образований может находиться: 

Как следует из Перечня общераспространенных полезных ископаемых по  Ленинградской области, утвержденного распоряжением Министерства природных  ресурсов Российской Федерации от 14.03.2005 № 67-р, горючие сланцы не  относятся к общераспространенным полезным ископаемым. 

Следовательно, предлагаемые к передаче объекты шахты «Ленинградская»  предназначались для использования в целях добычи полезного ископаемого, не  являющегося местным сырьем. 

К исключительной федеральной собственности относятся объекты  предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, не являющихся  местным сырьем. 

Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 предприятия  добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья  (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации),  относятся исключительно к федеральной собственности. 

В силу статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О  государственном регулировании в области добычи и использования угля, об  особенностях социальной защиты работников организаций угольной  промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной  промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также  собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). 


В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Перечня мероприятий по  реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840, мероприятия по  ликвидации организации угольной промышленности включают в себя ликвидацию  последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и  исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и  сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и  иных последствий ведения горных работ). 

Для финансирования мероприятий по ликвидации предприятий,  занимающихся добычей полезных ископаемых, не являющихся местным сырьем,  используются средства федерального бюджета, в связи с чем наличие в  федеральном бюджете денежных средств, предусмотренных для финансирования  мероприятий по ликвидации указанных предприятий не может являться основанием  для принятия объектов указанных предприятий в муниципальную собственность. 

Как следует из акта приема-передачи имущества, входящего в состав шахты  «Ленинградская», все предлагаемые для передачи объекты недвижимости (стволы  шахт, шламонакопители, скважины и т.п.) не относятся к природоохранным  объектам. Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к  полномочиям органов местного самоуправления не отнесена деятельность по  осуществлению мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, а  также по ликвидации последствий ведения горных работ. 

Доказательства того, что за счет средств федерального бюджета  предусмотрено финансирование эксплуатации объектов ликвидируемых  организаций угольной промышленности в Сланцевском муниципальном районе  Ленинградской области, не представлены. 

Таким образом, органы местного самоуправления не уполномочены на  принятие объектов, не отвечающих критериям отнесения к муниципальной  собственности, а также не вправе за счет средств местного бюджета осуществлять  предусмотренные законодательством мероприятия по ликвидации последствий  ведения горных работ. 

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорное  имущество не может находится в муниципальной собственности ни в силу Закона о  недрах, ни в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

При таких обстоятельствах, следует признать, что спорное имущество в силу  статьи 148 Закона о банкротстве подлежит передаче в федеральную собственность,  поскольку в силу закона не может быть передано органам местного  самоуправления. 

В соответствии с приказом Росимущества от 19.12.2016 № 464 к полномочиям  МТУ Росимущества относится принятие в установленном порядке имущества,  обращенного в собственность Российской Федерации. С учетом изложенного,  доводы подателя жалобы о том, что МТУ Росимущество является ненадлежащим  федеральным органом, отвечающим за принятие в казну имущественного  комплекса шахт, отклоняются судом апелляционной инстанции. 

Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены  или изменения обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит  удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд 


ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 26.04.2018 по делу № А56-61688/2010 оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. 

Председательствующий А.Ю. Слоневская  Судьи Л.С. Копылова 

 И.Ю. Тойвонен