ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13193/20 от 25.11.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

071/2020-68607(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Мунтян Л.Б., 

рассмотрев 25.11.2020 без проведения судебного заседания, без вызова  лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества  «Тандер» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 07.08.2020 по делу № А56-10401/2020, 

установил:

 акционерное общество «Тандер», адрес: 350002, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - АО  «Тандер», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления  Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации,  адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный; ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее - Комитет) от 16.01.2020 о назначении  административного наказания к протоколу об административном  правонарушении № 17985/19, которым Общество привлечено к  административной ответственности по пункту 2 статьи 16 Закона Санкт- Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в  Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 273-70) с назначением наказания в виде  штрафа в размере 100 000 рублей. 

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам  главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  - АПК РФ). 

 Решением суда от 25.05.2020, постановление Комитета признано не  подлежащим исполнению, ввиду признания Уставным судом Санкт-Петербурга  не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 16  Закона № 273-70. 

Суд апелляционной инстанции счел ошибочными выводы суда первой  инстанции, отменил решение суда от 25.05.2020 и отказал Обществу в  удовлетворении заявления. 

В кассационной жалобе Общество просит постановление апелляционного  суда от 07.08.2020 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции  от 25.05.2020, в связи с незаконным привлечением Общества к  административной ответственности по пункту 2 статьи 16 Закона СПб № 273-70  (в редакции, введенной в действие с 01.09.2016 Законом СПб от 25.12.2015 

 № 891-180), поскольку положения данного пункта признаны постановлением  Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020 № 001/20-П не  соответствующими Уставу Санкт-Петербурга (его положениям преамбулы,  пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 2 и 3  статьи 11), а также в связи с тем, что Законом Санкт-Петербурга от 09.07.2020   № 335-75 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга 


«Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» пункт 2 статьи  16 Закона СПб № 273-70 исключен. Кроме того, в обоснование своей позиции  ссылается на статью 54 Конституции Российской Федерации, разъяснения  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в  пункте 1 Постановления от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах,  возникающих при устранении ответственности за совершение публично- правового нарушения». 

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого  судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично  без вызова сторон. 

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в  порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по  делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются  существенные нарушения норм материального права и (или) норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод,  законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в  кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не  установлено. 

 Как следует из материалов дела, в ходе проверки 28.11.2019 сотрудниками  Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городская  реклама и информация» по адресу: Санкт-Петербург, к. Колпино, бульвар  Трудящихся, д.18, корп. 5, лит. А, выявлен факт эксплуатации объекта для  размещения информации, консольной вывески «М» с изображением логотипа  компании, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт- Петербурга исполнительным органом государственной власти. 

Данное правонарушение зафиксировано 28.11.2019 в акте осмотра
 № 73636 (с фототаблицей и ситуационным планом).

На основании выявленного нарушения, Комитетом в отношении Общества  составлен протокол от 19.12.2019 № 17985/19 об административном  правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 16 Закона № 273-70. 

Постановлением Комитета от 16.01.2020 о назначении административного  наказания к протоколу об административном правонарушении № 17985/19  Общество признано виновным в совершении правонарушения,  предусмотренного пунктом 2 статьи 16 Закона № 273-70, с назначением  административного наказания в виде 100 000 руб. штрафа. 

 Суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона СПб № 273-70,  требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга,  утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016   № 961 (далее - Правила благоустройства, Правила № 961) и Положения о  порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти  Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение  объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденного  постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002,  пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения  и вины Общества, суд не установил нарушений процедуры привлечения  заявителя к административной ответственности. Вместе с тем суд усмотрел  основания для признания постановления Комитета не подлежащим  исполнению, сославшись на Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга  от 29.01.2020 № 001/20-П, часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации 


и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенную в пункте 4.3 Постановления от 20.04.2006 № 4-П. 

Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела, счел ошибочным  вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания  оспариваемого постановления Комитета не подлежащим исполнению. Как  следствие, постановление Комитета признал законным и обоснованным. 

 Выводы судов о наличии в действиях Общества состава указанного  административного правонарушения основаны на совокупной оценке доводов  участвующих в деле лиц и представленных в материалы дела доказательств,  оцененных судами по правилам статьи 71 АПК РФ

Суды удостоверились в том, что согласно данным, поименованным в акте  осмотра от 28.11.2019 № 73636 (с приложением ситуационного плана и  фототаблицы) объект для размещения информации (консольной вывески «М» с  изображением логотипа компании) не является вывеской в понятии, данном в  пункте 1 статьи 9 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав  потребителей», а при установлении субъекта ответственности - что данный  объект эксплуатируется Обществом. 

Анализ нормативных требований к установке объекта для размещения  информации в Санкт-Петербурге (пункт 2.6 Приложения № 2, пункт 2.3.5.8.11  Приложения № 3 Правил № 961), полное и объективное исследование  фактической стороны дела позволили судам прийти к обоснованному выводу,  что Комитетом подтверждены правовые и фактические основания для  привлечения Общества к административной ответственности. 

Выводу суда первой инстанции о наличии оснований для признания  постановления не подлежащим исполнению, апелляционный суд дал  надлежащую оценку, с такой оценкой суд округа согласен. 

Проверив правильность применения апелляционным судом норм  материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда  обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд округа не  находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

В силу пункта 2 статьи 16 Закона СПб № 273-70 (действовавшему на  момент совершения административного правонарушения), самовольная  установка или перемещение объекта для размещения информации без  разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга  исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а равно  эксплуатация указанных объектов, установленных и (или) перемещенных  самовольно, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством  Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, влекла предупреждение или наложение административного  штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. 

Законом Санкт-Петербурга от 09.07.2020 № 335-75 «О внесении изменений  в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга  23.06.2020; опубликован на официальном сайте Администрации Санкт- Петербурга - 10.07.2010; вступил в законную силу через 10 дней после его  официального опубликования) пункт 2 статьи 16 Закона СПб № 273-70  исключен, при этом означенная статья дополнена новым пунктом 3 следующего  содержания: 

Самовольная установка или перемещение объекта для размещения  информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством  Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт- Петербурга, а равно эксплуатация указанных объектов без разрешения, 


выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга  исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, если такое  разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч  рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на  юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.  

Таким образом, в пункте 3 статьи 16 названного Закона дополнительно  внесена оговорка «если такое разрешение обязательно», при сохранении  аналогичной административной ответственности в виде соответствующих  санкций. 

Основанием для внесения указанного условия послужило Постановление  Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020 № 001/20-П которым положение  пункта 2 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 

«Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в той части, в  которой на основании соответствующих законоположений решается вопрос о  привлечении лица к административной ответственности за самовольную  установку, перемещение, а равно эксплуатацию вывески без разрешения,  выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга  исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, признано  не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, его положениям преамбулы,  пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 2 и 3  статьи 11. 

При изложенных обстоятельствах и доказательствах следует признать, что  после вынесения оспариваемого постановления обязанность Общества, за  неисполнение которой оно привлечено к ответственности, не устранена,  ответственность за такое правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 16  Закона СПб № 273-70 и не смягчена, что делает невозможным применение  положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 

 № 20-П, Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации  (пункт 33.2) от 24.03.2005 № 5 (в редакции Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 40), Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 (пункты  1 и 2). 

При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом  кассационной инстанции не установлены существенные нарушения  апелляционным судом норм материального права и (или) норм процессуального  права применительно к части 3 статьи 288.2 АПК РФ, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов Общества. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи  288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

постановил:

 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  07.08.2020 по делу № А56-10401/2020 оставить без изменения, а кассационную  жалобу акционерного общества «Тандер» - без удовлетворения. 

Судья Л.Б. Мунтян