ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13321/2018 от 05.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1176/2018-280396(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Иванов А.Ю. по доверенности от 18.04.2018

от заинтересованного лица: Пожидаев А.В. по удостоверению 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-13321/2018) Прокуратуры города Североморска на  решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2018 по делу № А42- 299/2018 (судьяКарачева А.Е.), принятое 

по заявлению акционерного общества "Газпромбанк"
к Прокуратуре города Североморска

о признании недействительным представления от 22.12.2017 № 3-6в-2017

установил:

акционерное общество "Газпромбанк" (далее - заявитель, Общество, Банк)  обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением признании  недействительным представления Прокуратуры города Североморска Мурманской  области (далее - ответчик, Прокуратура) N 3-6в-2017 от 22.12.2017. 

Решением суда от 13.04.2018 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Прокуратура просит отменить решение суда,  ссылаясь на правомерность оспариваемого представления. 


В судебном заседании представитель Прокуратуры поддержал доводы,  изложенные в апелляционной жалобе, представитель Банка просил оставить  жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, по указанию Прокуратуры Мурманской  области на основании информации Федеральной службы по финансовому  мониторингу (Росфинмониторинг) поступившей из Генеральной прокуратуры  Российской Федерации ответчиком проводилась проверка соблюдения  законодательства о государственном оборонном заказе в деятельности  индивидуального предпринимателя Дзейтова О.М. 

В ходе проверки в адрес филиала Банка был направлен запрос N 3-6в-2017  от 28.11.2017 (вход. N 8720 от 07.12.2017) о предоставлении документов (сведений)  в отношении ИП Дзейтова О.М., а именно: выписки о движении денежных средств  по счетам с момента открытия счетов по день дачи ответа (с расшифровкой от кого,  когда, в каком размере поступили денежные средства, по какому договору, куда  перечислялись денежные средства). 

В ответ на запрос Банк письмом от 12.12.2017 (исх. N 35.1-06/5407) отказал  прокурору г. Североморска в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку  истребуемая информация является банковской тайной, а органы прокуратуры не  вправе запрашивать и получать от банков данную информацию в соответствии со  статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской  деятельности". 

Письмом от 12.01.2018 N 35.1-06/57 Банк, сославшись на отсутствие  оснований для представления истребуемых сведений, отказал в предоставлении  запрашиваемой информации. 

Установив в бездействии Банка, которое выразилось в непредставлении  истребуемой информации, нарушение положений статей 6, 21, 22 Федерального  закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее -  Закон о прокуратуре) прокуратура вынесла в отношении председателя правления  Банка представление N 3-6в-2017 от 22.12.2017 об устранении нарушений закона,  согласно которому заявителю требовалось: 


3) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной или иной  ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской  Федерации; 

Не согласившись с указанным представлением, Банк оспорил его в  арбитражном суде. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно  исходил из следующего. 

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его  полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального  закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи  6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его  заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и  должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального  закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении  нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или  должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и  подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения  представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных  нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах  принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1  статьи 24). 

В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации  банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету  и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть  предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также  представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые  предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие  сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые  предусмотрены законом. 

Судом первой инстанции установлено, что запрашиваемые в ходе  проведения проверки прокуратурой г. Североморска сведения в отношении  индивидуального предпринимателя Дзейтова О.М. являются банковской тайной. 

Положениями статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках  и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности)  предусмотрено, что, кредитная организация, Банк России, организация,  осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют  тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все  служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и  вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях,  устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит  федеральному закону (часть 1). 


Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и  арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым  органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального  страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения  судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях,  предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии  согласия руководителя следственного органа - органам предварительного  следствия по делам, находящимся в их производстве (часть 2). 

 Действующее законодательство предусматривает, что порядок и случаи  предоставления сведений составляющих банковскую тайну должны быть  предусмотрены федеральным законом, то есть перечень таких сведений, а также  случаи их предоставления не могут определяться должностным лицом  уполномоченного органа произвольно, а подлежат нормативному установлению  федеральным законом, регулирующим его деятельность. 

Частью 1 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор при  осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и  других должностных лиц органов управления коммерческих и некоммерческих  организаций представления необходимых документов, материалов, статистических  и иных сведений. 

При этом, закрепленные в законе полномочия прокурора по истребованию у  третьих лиц сведений общего характера не свидетельствуют о наличии обязанности  кредитных организаций предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну. 

Согласно пункту 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре прокурор в связи с  осуществлением прокурорского надзора вправе получать в установленных  законодательством Российской Федерации случаях необходимую информацию,  доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе  осуществлять обработку персональных данных. 

Таким образом, прокурор вправе получать при осуществлении надзора  необходимую информацию, доступ к которой ограничен, в том числе сведения  представляющие банковскую тайну, в пределах установленных законодательством  Российской Федерации, а в данном случае Законом о банках и банковской  деятельности. 

Статья 26 Закона о банках и банковской деятельности, регулирующая порядок  предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит  исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию,  составляющую банковскую тайну. 

В соответствии с частью 37 вышеуказанной статьи, информация об  операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и  физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок  продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях,  которые установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О 


государственном оборонном заказе", предоставляется кредитными организациями в  соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику  государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти,  осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики,  нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю  поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю,  участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в  случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2012 N  275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". 

Согласно положениям статьи 15.3 Федерального закона N 275-ФЗ от  29.12.2012 "О государственном оборонном заказе" государственные заказчики,  федеральные органы исполнительной власти, иные осуществляющие в  установленном порядке функции указанных органов органы или организации,  юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные  предприниматели, обязаны представлять в контролирующий орган (его  должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию  необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него  полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной  и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие  государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную  охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты,  договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы,  выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных  носителях (часть 1). Предоставление в контролирующий орган информации,  содержащей сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую,  служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные  данные, осуществляется в соответствии с законодательством Российской  Федерации (часть 2). 

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от  26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов  исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба  является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на  осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов  определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 

Непроведение проверок антимонопольной службой в сфере государственного  оборонного заказа не перекладывает на ответчика полномочия по получению  сведений, являющихся банковской тайной, в отношении участника поставок  продукции по государственному оборонному заказу. 

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Приказа Генерального прокурора России  от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением 


законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" при осуществлении  надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о  банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются  установленным законодательством порядком. 

Пунктом 6 статьи 26 Закона о банках и банковской деятельности  предусмотрено, что, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц  выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам)  федеральных государственных органов, перечень которых определяется  Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка  Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской  Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в  порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в  соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" сведений о  доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,  соблюдения запретов и ограничений. 

В пункте 15 Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по  направлению запросов в кредитные организации, утвержденного Указом  Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений  Федерального закона "О противодействии коррупции", указаны прокуроры субъектов  Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных  прокуратур. 

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273- ФЗ "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о  доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,  представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по  решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие  полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в  порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно  или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти,  уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об  имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1  настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного  гражданина или лица. 

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод  о том, что прокурор вправе запрашивать и получать сведения, составляющие  банковскую тайну, лишь в ходе проведения проверки исполнения требований  Федерального закона "О противодействии коррупции". Иных случаев получения  органами прокуратуры сведений, составляющих банковскую тайну Законом о банках  и банковской деятельности не предусмотрено. 

Вместе с тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, в  рассматриваемом случае прокуратурой проводилась проверка соблюдения  законодательства о государственном оборонном заказе в деятельности 


индивидуального предпринимателя Дзейтова О.М., в связи с чем следует признать,  что установленных законом оснований, в силу которых Банк обязан предоставить  ответчику испрашиваемую информацию, в данном случае не имелось. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал  недействительным оспариваемое представление. 

Доводы ответчика о неправомерном не привлечении судом к участию в деле в  качестве третьего лица прокуратуры Мурманской области подлежат отклонению,  поскольку в рассматриваемом случае установленных статьей 51 АПК РФ оснований  для привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица, не  имелось. 

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом  апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не  опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. 

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является  процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением  норм материального и процессуального права. 

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно,  представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка,  изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает  оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13 апреля 2018 года по  делу № А42-299/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Прокуратуры города Североморска - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Н.И. Протас 

Судьи Л.В. Зотеева 

 Е.А. Сомова