ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13865/2022 от 13.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 июля 2022 года

Дело № А56-108781/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Потаповой А.В.

при участии:  согласно протоколу судебного заседания от 13.07.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-13865/2022 ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2022 по делу № А56-108781/2021 (судья Балакир М.В.), принятое по заявлению акционерного общества «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права (объект «железнодорожный путь №14»), 3-е лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

установил:

Акционерное общество «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления №КУВД001/2021-28020625/4 от 26.10.2021 управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Управление) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права (объект «железнодорожный путь №14») и обязании устранить указанное нарушение прав заявителя.

            Определением от 02.02.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

            Решением от 07.04.2022 заявление удовлетворено.

            Не согласившись с решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.

            В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.

            Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.

            Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 08.07.2021 Общество обратилось в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением №КУВД-001/2021-28020625 о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности заявителя на сооружение «железнодорожный путь №14», расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, пер. Химический, железнодорожный путь №14.

Уведомлением от 26.10.2021 заявителю было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права по следующим основаниям:

- отсутствие документов, подтверждающих согласие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на передачу (пользование) заявителю земельного участка, на котором расположен заявленный к учету и регистрации объект недвижимости (ЗУ в кадастровом квартале №78:15:0008067);

- отсутствие документов, подтверждающих, что заявленный к учету объект входит в состав п.1.4.22 Передаточного акта, невозможность проведения идентификации объекта;

- невозможность идентификации местоположения заявленного к учету объекта по представленному в техническом плане описанию (в пределах переулка).

Полагая данное решение противоречащим закону и нарушающим его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Правоотношения в связи с кадастровым учетом и государственной регистрацией недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации), на что указано в статье 1 Закона N 218-ФЗ.

Сведения о спорном объекте имущества в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

По смыслу пункта 1 части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о регистрации кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные объекты проводятся одновременно.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона о регистрации.

При этом согласно пункту 7.3 части 2 статьи 14 Закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план.

Согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

При обращении с заявлениями о кадастровом учете и регистрации права собственности Обществом был представлен технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

Технический план составляется в отношении зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса. Требования к техническому плану перечислены в статье 24 Закона о регистрации. Форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.

Согласно пункту 2 названных Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения.

Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта (пункт 20 Требований).

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 71 Закона о регистрации.

Пунктом 11 статьи 24 Закона о регистрации предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

В отношении объектов недвижимости, строительство которых осуществлено до введения в действие ГрК РФ, разрешительная и (или) проектная документация в отношении которых безвозвратно утеряна, возможно оформление технического плана на основании декларации об объекте недвижимости при условии наличия обоснования в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты (справки уполномоченных органов, осуществляющие хранение разрешительной документации, о том, что предусмотренные частью 11 статьи 24 Закона о регистрации документы в их распоряжении отсутствуют). Указанные документы включаются в состав приложений технического плана.

Согласно ответам Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, ГУП ГУИОН, АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Приуральский филиал разрешительная и проектная документация на спорный объект отсутствует.

В соответствии с пунктом 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы. Указанная в настоящем пункте документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию, образуемой в соответствии со статьей 16 Закона о железнодорожном транспорте.

После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Владелец инфраструктуры вносит изменения в ведомость железнодорожных путей необщего пользования - приложение к техническо-распорядительному акту станции примыкания.

Ранее аналогичное положение содержалось в пункте 1.7 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом МПС РФ от 25.05.2000 N 15Ц.

Представленный в материалы дела технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Северо-Западный "Промжелдортранс" (участок "Красный Химик") при станции Санкт-Петербург Балтийский Окт. Ж.д. - филиала ОАО "РЖД" 2011 года содержит все идентифицирующие данные железнодорожного пути. В пункте 1.4.22 Передаточного акта, как правоустанавливающего документа, содержится ссылка на железнодорожный путь под тем же N 14, расположенном на том же земельном участке.

Согласно сведениями ФИАС железнодорожный путь расположен в границах административно-территориального деления г. Санкт-Петербурга "Город Санкт-Петербург, переулок Химический" (уникальный номер реестровой записи 403390000000000148001). В соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 местоположение образуемого объекта недвижимости указано в структурированном виде "Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, переулок Химический". Для дальнейшей возможности идентификации объекта недвижимости в строке "Дополнение местоположения объекта недвижимости" кадастровым инженером внесены сведения о расположении железнодорожного пути, согласно Передаточному акту Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге от 06.07.2010 "железнодорожный путь N 14".

Из материалов дела следует, что объектом постановки на кадастровый учет, совершения регистрационных действий является сооружение 1952 года постройки, права на которое возникли в момент его создания у правопредшественника Заявителя - СЗГП государственное предприятие промышленного железнодорожного транспорта - не прекращены до настоящего времени, при этом кадастровый учет ранее недвижимости не проводился (ч. 9 ст. 69 Закона о регистрации).

Согласно Техническому плану сооружения, железнодорожный путь расположен на земельном участке в кадастровом квартале 78:15:0008067, собственность на который не разграничена. Правомочиями по распоряжению земельного участка наделен Комитет в соответствии с пунктом 3.25 Положение о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга".

На момент подачи заявления о государственной регистрации права и до настоящего времени сведения ЕГРН свидетельствуют о том, что целевое назначение земельного участка, в пределах которого расположен спорный железнодорожный путь, не препятствует размещению на нем линейных объектов.

При этом Росреестром не учтено, что согласно Передаточному акту, железнодорожный путь был построен в 1952 году, т.е. задолго до введения в действие Закона о регистрации. На момент введения железнодорожного пути в эксплуатацию (1952 год) действовало Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г. N 58/50 "Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту".

Статьей 5 Закона СССР от 15.04.1991 N 2104-1 "О железнодорожном транспорте" установлено, что землями железнодорожного транспорта" являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с основами законодательства СССР и союзных республик о земле.

Таким образом, ссылка Росреестра на отсутствие документов, подтверждающих права заявителя на земельный участок, на котором находится спорное сооружение, несостоятельна, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

В настоящее время пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ определено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях, в том же объеме, что и прежний собственник.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.20, пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ оформление земельного участка под железнодорожным путем возможно только после оформления права собственности на сооружение.

Вопреки доводам жалобы, указаний в качестве оснований для отказа на правомерность создания ж.д. пути и его статус в качестве объекта недвижимости, оспариваемое уведомление не содержит.

Между тем Гражданский кодекс РФ, дающий понятие недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ) был введен в действие 01.01.1995, т.е. до составления Передаточного акта, в то время как правоприменительная практика по вопросу отнесения железнодорожных путей необщего пользования к объектам недвижимости сложилась только в 2000-х годах.

Так, по состоянию на 2003 год Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (выполнявшими в указанный период действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации объектов недвижимости) отказывали заявителям в проведении кадастрового учета железнодорожных путей необщего пользования по причине невозможности их отнесения к объектам недвижимости.

В указанный период времени Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, отказывая в проведении кадастрового учета, мотивировали свою позицию тем, что железнодорожные пути являются сборно-разборной конструкцией, возможность их демонтажа и перемещения предусмотрена строительными нормами и правилами, а перенос в другое место не наносит несоразмерного ущерба назначению путей, в связи с чем они не могут относится к объектам недвижимости.

С 2003 года судебная правоприменительная практика, признавая решения Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству недействительными, исходит из того, что железнодорожный подъездной путь представляет собой сложное сооружение, характеризующееся определенным месторасположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания конкретных грузовладельцев, что позволяет отнести железнодорожный путь к объектам недвижимости, которые подлежат обязательному кадастровому учету и права на которые регистрируются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с изложенным, отказ в осуществлении кадастрового учета, регистрации права собственности обоснованно признан незаконным судом первой инстанции.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 07.04.2022 по делу №  А56-108781/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

Ю.С. Баженова

К.В. Галенкина