ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1411/2022 от 06.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 апреля 2022 года

Дело № А21-7586/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Богдановской Г.Н., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): Барабан Г.Н., по доверенности от 17.12.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1411/2022 )  Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 06.12.2021 по делу № А21-7586/2021 (судья Широченко Д.В.), принятое

по заявлению акционерного общества "Авианефть"

к  Северо-Западному Управлению  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене пунктов 1,2 предписания,

установил:

акционерное общество "Авианефть" (далее - АО "Авианефть", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)  о признании незаконными и отмене пунктов 1 и 2 предписания Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  (далее - Ростехнадзор, Управление, Служба) от 29.06.2021 № 48-3003-1534/ПР.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2021 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 06.12.2021 отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Приложение N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440  установлено, что имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности продлевается и считается действующей до 01.07.2021.Общество не предоставило действовавшие на момент проверки протоколы аттестации, работники Общества последнюю аттестацию проходили в 2014 году, которая действительна только на 5 лет и, следовательно, в 2019 году были обязаны  пройти аттестацию.

Податель жалобы считает, что Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455 не может быть применено, поскольку относится к объектам 1 класса опасности, в то время как Общество эксплуатирует ОПО-3 класса опасности.Фильтры СТ- 500, ТФ-10,ФГН-120 указанные в решении суда как включенные в состав ОПО отсутствуют как зарегистрированные в составе ОПО, поскольку в августе 2021 года было отказано  во внесении данных устройств, в связи с отсутствием документации и до настоящего времени они не включены в состав ОПО.

АО "Авианефть" представило отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

АО "Авианефть"извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 08.06.2021 № 48-3003/Рк Управлением проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля деятельности Общества в связи с истечением 18.06.2021 срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности от 18.03.2021 № 48-632-553/ПР.

По результатам указанной проверки Управление составило акт проверки от 29.06.2021 № 48-3003-3092/А и выдало Обществу предписание от 29.06.2021 № 48-3003-1534/ПР об устранении десяти различных нарушений при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО): "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-0001; "Участок транспортирования опасных веществ", регистрационный № А21-06042-002, расположенных по адресу: 238315, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Храброво, ул. Невского.

В частности, согласно пункту 1 предписания, генеральный директор Максимов Л.И., заместитель генерального директора Баранов В.И., начальник склада горюче-смазочных материалов (ГСМ) Подскребов О.В., начальник топливо-заправочного комплекса Кузнецов В.Г. не аттестованы в области промышленной безопасности в объеме для исполнения ими трудовых обязанностей (области аттестации А1, Б1.7, Б1.1, Б10.1), что свидетельствует о несоблюдении Обществом статей 9 и 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365.  Срок для устранения нарушения по пункту 1 предписания установлен до 29.09.2021.

Кроме того, согласно пункту 2 предписания, при осуществлении идентификации опасного производственного объекта "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, а именно: фильтрующие устройства марки ФЭ-170-5-4-В, марки ЭФПП-120/30, что свидетельствует о несоблюдении Обществом статей 2 и 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 20 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140), а также пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471). Срок для устранения нарушения по пункту 2 предписания также установлен Ростехнадзором до 29.09.2021.

Общество, не согласившись с указанными пунктами 1 и 2 предписания,  обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением (уточненным).

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 06.12.2021 подлежит отмене на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 455 (далее - Положение N 455), постоянный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО и направленные на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным Законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно статье 1 ФЗ N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.

В силу статьи 3 ФЗ N 116, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части отмены пункта 1 предписания, исходил из того, что поскольку на дату вынесения оспариваемого в части предписания действовал установленный мораторий на проведение очередной аттестации работников в области промышленной безопасности, что следует из содержания пункта 5 приложения № 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1580 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 440, то по состоянию на 29.06.2021 имеющиеся аттестации в области промышленной безопасности генерального директора Максимова Л.И., заместителя генерального директора Баранова В.И., начальника склада горюче-смазочных материалов Подскребова О.В., начальника топливо - заправочного комплекса Кузнецова В.Г. считались действовавшими до 01.07.2021.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

В части 5 названной статьи установлено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что АО "Авианефть" эксплуатирует опасные производственные объекты:

- "Склад ГСМ" рег. N А21-06042-0001;

- "Участок транспортирования опасных веществ" рег. N А21-06042-0002.

На данных объектах обращаются опасные вещества: горючие жидкости (нефтепродукты), вещества представляющие опасность для окружающей среды (противоводокристализирующая жидкость "И-М") и выполняются работы по транспортированию опасных веществ железнодорожным транспортом, хранения и выдача опасных веществ потребителям.

В соответствии с Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 N 334, на эксплуатируемых АО "Авианефть" опасных производственных объектах, определяются следующие области аттестации для руководителя организаций и его работников в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей:

- Основы промышленной безопасности - А;

- Эксплуатация химически опасных производственных объектов - Б 1.1;

- Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов - Б1.7;

- Транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом - Б 10.1.

Из пункта 1 обжалуемого предписания следует, что генеральный директор Максимов Л.И., заместитель генерального директора Баранов В.И., начальник склада горюче-смазочных материалов (ГСМ) Подскребов О.В., начальник топливо-заправочного комплекса Кузнецов В.Г. не аттестованы в области промышленной безопасности в объеме для исполнения ими трудовых обязанностей (области аттестации А1, Б1.7, Б1.1, Б10.1), что указывает на нарушение статей 9 и 14.1 Закона № 116-ФЗ, пункта 2 Положения об аттестации.

В апелляционной жалобе Общество указывает о продлении действия аттестации по всем позициям А1, Б 1.7, Б 1.1, Б 10.1 указанных должностных лиц, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 1 октября 2020 года N 1580 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440" в целях обеспечения нормального режима работы организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции постановлением изменены сроки действия особенностей применения отдельных разрешительных режимов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

По 1 июля 2021 года увеличен период, в течение которого продлевается и считается действующей имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.

Вместе с тем организации, в которых работают работники с истекшими сроками аттестации, вправе направить их для проведения аттестации в территориальные аттестационные комиссии или в комиссии организаций (в зависимости от категории работника) по собственной инициативе.

В данном случае Управлением не вменяется как нарушение обязательных требований - просроченный срок аттестации работников предприятия (26.06.2019), по областям аттестации в области промышленной безопасности, указанные (имеющиеся) в документах подтверждающие проверку знаний в 2014, и 2016 годах.

Таким образом, Общество вообще не подтвердило наличие аттестации у казанных выше работников, даже с просроченным сроком, что судом первой инстанции оставлено без внимания.

Управлением отмечено о нарушении требований статьей 9, статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ, пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365, в связи с отсутствием документов подтверждающих аттестацию в соответствующих областях промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 предписания, при осуществлении идентификации опасного производственного объекта "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, а именно: фильтрующие устройства марки ФЭ-170-5-4-В, марки ЭФПП-120/30, что свидетельствует о несоблюдении Обществом статей 2 и 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 20 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140), а также пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471).

Согласно пункту 7 Требований к регистрации, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Как указывалось выше АО "Авианефть" эксплуатирует опасные производственные объекты: "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-001; "Участок транспортирования опасных веществ", регистрационный № А21-06042-002. На указанных ОПО обращаются опасные вещества - горючие жидкости (нефтепродукты), вещества, представляющие опасность для окружающей среды, и выполняются работы по транспортированию опасных веществ железнодорожным транспортом, хранению и выдаче опасных веществ потребителям.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования в части отмены пункта 2 предписания исходил из того, что  фильтрующее устройство марки ФЭ-170-5-4-В (бумажный фильтроэлемент ФЭ-170-5-1-В) не является техническим устройством и не должно быть включено в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект: "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-001. Фильтрующее устройство марки ЭФПП-120/30 (элемент фильтрующий полипропиленовый ЭФПП-120/30-1-Б) не является техническим устройством и не должен быть включен в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект: "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-001. При этом фильтры СТ-500, ТФ-10, ФГН-120, являющиеся техническими устройствами, включены в состав сведений, характеризующих указанный ОПО. Таким образом фильтрующие устройства марки ФЭ-170-5-4-В, марки ЭФПП120/30 не должны включаться в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, в виде технических устройств, применяемых на таком объекте.

В виду отсутствия паспортов на технические устройства, проверяющий орган для идентификации объекта использовал регистрационный номер фильтрующего устройства.

Кроме того, Обществом в настоящее время  подано заявление о внесении изменений в реестр ОПО, связанных с включением в состав ОПО спорных фильтров, что свидетельствует об исполнении предписания в данной части.

В пункте 2 статьи 2 Закон N 116-ФЗ предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).

Документов подтверждающих, что фильтры СТ-500, ТФ-10, ФГН -120  зарегистрированные в составе ОПО  Обществом не представлено.

Управление указало, что в августе 2021 года Обществу было отказано во внесении данных устройств, в связи с отсутствием документации до настоящего момента они не включены в состав ОПО.

Обществом доказательств обратного в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлено.

На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанций подлежит отмене. По делу следует принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 06.12.2021 по делу №  А21-7586/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.Н. Богдановская

 А.Б. Семенова