ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 августа 2015 года | Дело № А42-186/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Жиляевой Е.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трушляковой Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-15243/2015 ) ИП Дубовицкого Виталия Николаевича
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2015г. по делу № А42-186/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ИП Дубовицкого Виталия Николаевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
о признании незаконным решения,
к ФГБУ «ФКП Росреестра»
о признании незаконным решения,
3-е лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области (далее – ФКП Росреестра) от 26.09.2014г. № 51/14-1-11719 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта: остановочно-торговый комплекс, общей площадью 24,8 кв.м, расположенный по адресу: <...> восточное направление по ул. Книповича; решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – Управление Росреестра), оформленного сообщением от 17.11.2014г. №01/036/2014-005 об отказе в государственной регистрации права собственности на остановочно-торговый комплекс, общей площадью 24,8 кв.м, расположенный по адресу: <...> восточное направление по ул. Книповича.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее – КИО г. Мурманска).
Решением суда от 30.04.2015г. в удовлетворении заявления Предпринимателя отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Предприниматель просит решение от 30.04.2015г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Предпринимателя, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра просит решение от 30.04.2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
На основании материалов дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации г. Мурманска от 11.07.2000г. № 1890 ФИО1 согласован акт выбора земельного участка в Октябрьском административном округе по ул. Книповича, на остановке городского общественного транспорта «ул. Буркова» (восточное направление), под остановочно-торговый комплекс ФОК 5-5. Также данным постановлением ФИО1 предоставлено право совместного пользования на условиях аренды указанным земельным участком, площадью 22 кв.м, для установки и последующей эксплуатации остановочно-торгового комплекса сроком на 3 года.
15.09.2000г. между предпринимателем ФИО1 и Администрацией г.Мурманска заключен договор № 6094 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 51:20:02-01-101:045:В, площадью 22 кв.м., расположенного по адресу: Октябрьский округ, ул. Книповича, на остановке общественного городского транспорта «ул. Буркова» (восточное направление), сроком до 11.07.2003г., под установку и эксплуатацию остановочно-торгового комплекса ФОК 5-5.
Решением Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Мурманска от 28.11.2000г. № 222 согласован рабочий проект «Остановочно-торговый комплекс по ул. Книповича, остановка «ул. Буркова» (восточное направление)».
Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска выдано разрешение на производство работ от 29.09.2000г. № 293 по установке остановочно-торгового комплекса на ул. Книповича, остановка «ул.Буркова» (восточное направление).
Постановлением администрации г. Мурманска от 09.03.2006г. № 315 индивидуальному предпринимателю ФИО1 продлено право пользования земельным участком с кадастровым номером 51:20:002101:0012 (ранее учтённый кадастровый номер 51:20:02-01-101:045:В), в Октябрьском административном округе, расположенным в 8 м по направлению на север от дома № 21 по ул. Книповича, на остановке общественного транспорта «ул.Буркова» (восточное направление), площадью ориентировочно 22 кв.м, под торговую площадь, входящую в состав остановочно-торгового комплекса ФОК 5-5 на условиях аренды, сроком по 31.10.2010г.
14.07.2006г. между предпринимателем ФИО1 и КИО г. Мурманска заключен договор № 7803 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 51:20:002101:0012, площадью ориентировочно 22 кв.м., расположенного по адресу: г.Мурманск, Октябрьский административный округ, 8м по направлению на север от здания № 21 по ул.Книповича, на остановке общественного транспорта «ул. Буркова» (восточное направление) сроком с 09.03.2006г. по 31.01.2007г. с правом продления по 31.10.2010г., под остановочно-торговый комплекс.
Постановлением администрации г. Мурманска от 15.09.2008 № 1414 индивидуальному предпринимателю ФИО1 продлено право пользования земельным участком с кадастровым номером 51:20:002101:0012, расположенным в Октябрьском административном округе по ул. Книповича.
01.10.2009г. между предпринимателем ФИО1 и КИО г. Мурманска заключен договор о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 51:20:002101:0012, расположенного в Октябрьском административном округе по ул. Книповича, сроком по 31.10.2010г.
Дополнительными соглашениями к договору аренды № 10297 от 01.10.2009г. срок аренды земельного участка продлен по 31.03.2015г.
14.09.2014г. в ФКП Росреестра обратился кадастровый инженер ФИО2, действующий в интересах ФИО1, с заявлением № 35-1089621 о постановке на государственный учет объекта капитального строительства «остановочно-торговый комплекс», расположенный по адресу: <...> и техническим планом от 13.09.2014г. К заявлению также прилагались следующие документы: декларация об объекте недвижимости; схема расположения сооружения на земельном участке; чертеж контура сооружения; договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 01.10.2009г. №10297; дополнительные соглашения от 11.10.2014г. № 2, от 02.06.2014г. № 3; акт приемки в эксплуатацию остановочно-торгового комплекса; постановление администрации города Мурманска от 21.05.2014г. № 1522; распоряжение Управления Октябрьского административного округа города Мурманска от 27.03.2003г. №350; доверенность от 02.06.2014г.
В связи с непредставлением в комплекте документов разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, ФКП Росреестра 15.09.2014 направила в Комитет градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска запрос о предоставлении сведений, подтверждающих признаки недвижимости остановочно-торгового комплекса, а также направлении копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Письмом от 22.09.2014г. № 14-02-10/4684 Комитет градостроительства и территориального развития администрации г.Мурманска сообщил, что в рассматриваемом случае отвод земельного участка под строительство объекта капитального строительства не производился, разрешения на строительство и на ввод объекта капитального строительства не оформлялись.
Рассмотрев представленные документы, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ, ФКП Росреестра приняла решение от 26.09.2014г. № 51/14-1-11719 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта «остановочно-торговый комплекс», расположенного по адресу: <...> как не являющегося объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом № 221-ФЗ.
03.10.2014г. ФИО3, действующая по доверенности от ФИО1, обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект остановочно-торговый комплекс, расположенный по адресу: <...> восточное направление по ул. Книповича, приложив к заявлению: акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией остановочно-торгового комплекса, установленного на остановке общественного транспорта от 14.12.2000г.; дополнительное соглашение к договору аренды земли от 02.06.2014г. № 3; технический план сооружения от 13.09.2014г.; документ об оплате госпошлины; доверенность.
В ходе проведения правовой экспертизы Управлением Росреестра установлено, что спорный объект не поставлен на кадастровый учет.
15.10.2014г. регистрирующим органом в Комитет градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска направлен запрос, является ли остановочно-торговый комплекс, площадью 24,8 кв.м, расположенный по адресу: <...> восточное направление по ул. Книповича, объектом недвижимого имущества.
В связи с необходимостью получения ответа Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска государственная регистрация права собственности на остановочно-торговый комплекс была приостановлена на один месяц. Решение о приостановлении регистрации доведено до предпринимателя уведомлением от 15.10.2014г. № 01/036/2014-005.
Согласно ответу Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска (вх. № 11349 от 30.10.2014г.) земельный участок под остановочно-торговым комплексом находится в границах красных линий дорожно-уличной сети ул. Академика Книповича. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 01.11.2011г. № 41-547, реконструкция зданий, их частей, наземных сооружений, находящихся в пределах красных линий улиц и дорог, а также любой вид строительства, в том числе сооружение отдельных частей и деталей зданий (портики, лестницы и т.п.), в пределах красных линий не допускается.
Поскольку в течение срока приостановления причины, препятствующие регистрации, устранены не были, сообщением от 17.11.2014г. № 01/036/2014-005 Предприниматель был уведомлен об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект на основании абзацев 2 и 10 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ)
Считая решение ФКП Росреестра об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта «остановочно-торговый комплекс» и решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
По смыслу указанной нормы, вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землёй, могут быть признаны недвижимостью в случае, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, при условии получения необходимых разрешений и соблюдения градостроительных норм и правил.
В соответствии с положениями статьи 131 ГК РФ и статьи 4 Закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Следовательно, права на объекты временного назначения государственной регистрации не подлежат.
В силу части 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют документы об отводе земельного участка именно для строительства остановочно-торгового комплекса, как объекта недвижимости (капитального строения). Земельный участок был предоставлен под размещение остановочно-торгового комплекса на условиях краткосрочной аренды.
Возражая против вывода суда первой инстанции относительно отсутствия разрешения на строительство объекта недвижимости, Предприниматель ссылается на разрешение на производство работ от 29.09.2000г.№ 293 (л.д. 142 том 1). Вместе с тем данное разрешение выдано для осуществления работ по благоустройству и установке павильона как временного объекта.
Из представленных в материалы дела документов следует, что остановочно-торговый комплекс ФОК 5-5 является типовым, изготовлен в заводских условиях заводом-изготовителем, состоит из готовых модулей (торговый павильон, навес для ожидания транспорта), что заявителем не оспаривается. Согласно архитектурно-планировочному заданию № 79 комплекс состоит из металлического каркаса и ограждающих конструкций из ударопрочного стекла и стеклопакетов. Проектом предусмотрены конструктивные решения по креплению наземной части комплекса в местах ребер жесткости с учетом ветровой нагрузки. В соответствии с актом на скрытые работы проведены работы по устройству щебеночного основания.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, остановочно-торговый комплекс представляет собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из отдельных ограждающих конструкций. Анкерные болты обеспечивают временную прочную связь конструкции с объектом благоустройства - бетонной площадкой, то есть объект может быть разобран, перемещён. Установка остановочно-торгового комплекса исключает наличие заглублённого фундамента, обеспечивающего неразрывную связь с землёй. Бетонная площадка неотъемлемой частью объекта остановочно-торгового комплекса не является, поскольку является объектом благоустройства. Наличие сварных швов в данном случае в целях соединения отдельных элементов ограждающих конструкций, также не свидетельствует о том, что это неразборный объект. Доказательств того, что демонтаж либо перемещение объекта, либо его отдельных частей нанесёт ущерб конструкции в целом и её назначению, в материалы дела не представлено.
Предпринимателем в качестве подтверждения того, что спорный объект является объектом недвижимости, представлено заключение специалиста - строительного эксперта ФИО4, в котором сделан вывод о том, что остановочно-торговый комплекс имеет жёсткую неразборную конструкцию, связь с землёй в виде анкерных болтов и тем самым причисляется к сооружениям капитального характера. Демонтаж конструкций остановочно-торгового комплекса невозможен без причинения существенного ущерба собственнику строения. Дальнейшее использование конструкций остановочно-торгового комплекса невозможно без значительных материальных затрат.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Предпринимателем доказательства, пришел к правильному выводу о непринятии данного заключения специалиста в качестве достоверного доказательства, в том числе, подтверждающего статус спорного объекта в качестве недвижимости, поскольку согласно рассматриваемому заключению специалистом определялось только техническое состояние остановочно-торгового комплекса визуальным методом без составления схем, чертежей, без вскрытия конструкций без исследования наличия связи с землей. Из данного заключения не усматривается, что остановочно-торговый комплекс имеет неразрывную связь с землёй, напротив, связь с землёй установлена в виде крепления самой конструкции в фундамент мелкого заложения (фундаментную плиту) с помощью анкерных болтов, о чём наглядно свидетельствуют приложенные к заключению фотоматериалы. Вывод специалиста о невозможности демонтажа без причинения существенного ущерба собственнику строения не обоснован положениями специальной научно-технической документации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный остановочно-торговый комплекс не является недвижимым имуществом в смысле, придаваемом данному термину нормой пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 апреля 2015 года по делу № А42-186/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.Р. Старовойтова | |
Судьи | Е.В. Жиляева Т.А. Кашина |