1154/2018-362798(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 22.12.2017
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 19.10.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15499/2018) Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2018 по делу
№ А56-62690/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Санкт-Петербургскому ГКУ "Дирекция транспортного строительства"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Ростехнадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция транспортного строительства» (далее – Учреждение, ответчик, Дирекция) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.05.2018 Учреждение привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что судом не исследовано наличие вины в действиях ответчика, поскольку Дирекция являлась техническим заказчиком, осуществляющим представительскую деятельность, только 26.12.2017 между Комитетом, Дирекцией и ОАО «Метрострой» заключено Дополнительное соглашение № 14 о перемене лиц в обязательстве по контракту, в соответствии с которым все права и обязанности заказчика по контракту перешли к Дирекции. Дирекцией проведена работа по устранению выявленных нарушений, а именно: в адрес ОАО «Метрострой» неоднократно направлялись требования по предоставлению исходной документации, ответа на которые не последовало
(исх. № 09-12170/17-0-0 от 04.10.2017; № 09-13072/17-0-0 от 25.10.2017). По запросу Комитета, письмом от 28.03.2018 исх. № 12543-ЛС/03 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
(далее – Минстрой России) пояснило, что до вступления в законную силу Приказа Минстроя России «О подготовке заключения о признании проектной документации модифицированной проектной документацией» решение о том, что внесенные изменения в проектную документацию не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, принимает заказчик (застройщик) по согласованию с лицом, осуществляющим внесение изменений в проектную документацию, что также подтверждается письмом
Санкт-Петербургского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 07.12.2017
№ 3500-17/СПЭ-2396/01. Кроме того, податель жалобы считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель Дирекции подержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
В приобщении дополнительных доказательств, представленных ответчиком, отказано, поскольку не установлено уважительных причин непредставления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.03.2018 при проведении на основании распоряжения от 08.02.2018 № 23-971-1503/Рк мероприятий по контролю исполнения ранее выданного предписания Управления от 28.09.2017
№ 23-971-5086-3223/ПР-229 об устранении нарушений, требований градостроительного законодательства, допущенных при выполнении работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Приморская" до станции «Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская». Мероприятия по подготовке строительства» по адресу: шахта № 462 (стартовый котлован):
Санкт-Петербург, Туристская ул. (между ул. Мебельной и ул. Оптиков); шахта № 467: Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, участок 1 (северо-восточнее д. 35 Лит. В) (далее - Объект), выявлены факты невыполнения в установленный срок указанного предписания с установленным сроком исполнения до 28.02.2018 (с учетом продления срока исполнения по просьбе Дирекции), а именно:
- в нарушение пункта 3.23 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» отсутствует следующая документация: исполнительные чертежи
(с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными
предприятием-изготовителем конструкций, а также монтажной организацией,
согласованными с проектными организациями-разработчиками чертежей и документы об их согласовании;
- в нарушение пункта 3.5 статьи 49 Федерального закона от 29.12.2004
№ 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон
№ 190-ФЗ, ГрК РФ) отсутствует заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, о подтверждении того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации (указаны ниже), не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Изменения проектной документации:
- «стена в грунте» стартовых котлованов круглого сечения № 1 и № 2 выполнена по технологии, отличающейся от предусмотренной проектом, а именно: вместо устройства прямоугольных монолитных участков стены с закреплением стыков между участками при помощи бурения и бетонирования скважин с извлечением обсадной трубы; стена в грунте выполнена из коротких участков с закруглением при помощи полукруглой части трубы без бурения скважин и без извлечения трубы;
- оголовок «стены в грунте» стартовых котлованов № 1 и № 2 выполнен из бетона B25 вместо предусмотренного проектом бетона B30;
- над сводом перекрытия тоннеля открытого способа работ разуклонка выполнена из бетона В7,5 вместо предусмотренного проектом керамзитобетона;
- при устройстве плиты основания тоннеля открытого способа работ выравнивающая стяжка выполнена из цемента М200 вместо предусмотренного проектом М300;
- при устройстве «стены в грунте» шахты № 467 применен бетон В20 вместо предусмотренного проектом бетона В25.
- в нарушение пункта 7 статьи 49 Закона № 190-ФЗ допущено выполнение работ с отклонениями параметров объекта капитального строительства от проектной документации (в том числе изменение количественных и качественных характеристик примененных материалов, изменение технологии) без вновь утвержденной застройщиком проектной документации (части разделов) после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Устранение указанных нарушений должно быть произведено в срок
до 28.02.2018.
Проверка оформлена Актом от 19.03.2018 № 23-971-1503-1573/А-117.
По данным фактам 12.04.2018 Управлением в отношении Учреждения составлен протокол № 23-971-1503-1249/ПТ-87 об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки направлен в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, привлекая к административной ответственности и определяя конкретную меру наказания, обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч
до ста тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок
осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дирекция является техническим заказчиком по строительству объекта, впоследствии ей переданы все права и обязанности заказчика по контракту.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт неисполнения ответчиком рассматриваемого предписания (в соответствующих пунктах), в связи с чем событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения ранее выданного предписания, невозможности соблюдения приведенных требований нормативных правовых актов Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ответчик не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что подтверждает наличие его вины в выявленном правонарушении в соответствии с частью 2
статьи 2.1 КоАП РФ и состав вмененного правонарушения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы следует отметить, что
Санкт-Петербургский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» не наделен полномочиями осуществления нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Кроме того, указанным учреждением
не проводилась государственная экспертиза проектной документации объекта капитального строительства («первичная»), в которую внесены изменения.
Таким образом, согласно статье 49 ГрК РФ ответ Учреждения от 07.12.2017
№ 3500-17/СПЭ-2396/01 подтверждением устранения нарушения не является. Исполнения предписания согласно позиции, изложенной в письме Минстроя России от 28.03.2018 исх. № 12543-ЛС/03, ответчиком также не произведено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, указав, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Исходя из объекта посягательства, характера и обстоятельств совершения правонарушения, исключительных и достаточных оснований для признания правонарушения малозначительным в данном конкретном деле не установлено.
Заявитель не учитывает, что малозначительность правонарушения является оценочной категорией, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом,
а не обязанностью суда. В настоящем случае суд, всесторонне и объективно рассмотрев данный вопрос, не нашел оснований для этого, выводы суда надлежаще мотивированы и не являются произвольными.
Назначая наказание в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, суд первой инстанции надлежаще мотивировал свою позицию, поскольку такая мера ответственности в конкретном случае соответствует характеру и обстоятельствам правонарушения, принципам соразмерности, индивидуализации и справедливости публично-правового наказания.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2018 по делу № А56-62690/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд
Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий В.М. Толкунов
Судьи И.Б. Лопато
А.Б. Семенова