ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-15499/18 от 09.08.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1154/2018-362798(2)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 22.12.2017

от ответчика: ФИО2, по доверенности от 19.10.2017 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-15499/2018) Санкт-Петербургского ГКУ "Дирекция  транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2018 по делу 

 № А56-62690/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое

по заявлению Северо-Западного управления Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору 

к Санкт-Петербургскому ГКУ "Дирекция транспортного строительства" 

о привлечении к административной ответственности

установил:

 Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Ростехнадзор,  Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о привлечении Санкт-Петербургского  государственного казенного учреждения «Дирекция транспортного строительства»  (далее – Учреждение, ответчик, Дирекция) к административной ответственности по  части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

 Решением суда от 28.05.2018 Учреждение привлечено к административной  ответственности согласно названной квалификации с назначением  административного штрафа в размере 50 000 руб. 


Не согласившись с решением суда, Учреждение направило апелляционную  жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении  заявленных требований. 

 Податель жалобы указывает, что судом не исследовано наличие вины в  действиях ответчика, поскольку Дирекция являлась техническим заказчиком,  осуществляющим представительскую деятельность, только 26.12.2017 между  Комитетом, Дирекцией и ОАО «Метрострой» заключено Дополнительное  соглашение № 14 о перемене лиц в обязательстве по контракту, в соответствии с  которым все права и обязанности заказчика по контракту перешли к Дирекции.  Дирекцией проведена работа по устранению выявленных нарушений, а именно: в  адрес ОАО «Метрострой» неоднократно направлялись требования по  предоставлению исходной документации, ответа на которые не последовало 

(исх. № 09-12170/17-0-0 от 04.10.2017; № 09-13072/17-0-0 от 25.10.2017). По  запросу Комитета, письмом от 28.03.2018 исх. № 12543-ЛС/03 Министерство  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 

(далее – Минстрой России) пояснило, что до вступления в законную силу Приказа  Минстроя России «О подготовке заключения о признании проектной документации  модифицированной проектной документацией» решение о том, что внесенные  изменения в проектную документацию не затрагивают конструктивные и другие  характеристики надежности и безопасности объекта, принимает заказчик  (застройщик) по согласованию с лицом, осуществляющим внесение изменений в  проектную документацию, что также подтверждается письмом 

Санкт-Петербургского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 07.12.2017 

 № 3500-17/СПЭ-2396/01. Кроме того, податель жалобы считает возможным  признать совершенное правонарушение малозначительным. 

 В судебном заседании представитель Дирекции подержал доводы  апелляционной жалобы. Представитель Управления против удовлетворения  апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва. 

 В приобщении дополнительных доказательств, представленных ответчиком,  отказано, поскольку не установлено уважительных причин непредставления в суд  первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

 Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

 Как следует из материалов дела, 19.03.2018 при проведении на основании  распоряжения от 08.02.2018 № 23-971-1503/Рк мероприятий по контролю  исполнения ранее выданного предписания Управления от 28.09.2017 

 № 23-971-5086-3223/ПР-229 об устранении нарушений, требований  градостроительного законодательства, допущенных при выполнении работ по  строительству объекта капитального строительства «Строительство участка  Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Приморская" до  станции «Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская». Мероприятия по  подготовке строительства» по адресу: шахта № 462 (стартовый котлован): 

Санкт-Петербург, Туристская ул. (между ул. Мебельной и ул. Оптиков); шахта № 467:  Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, участок 1 (северо-восточнее д. 35 Лит. В)  (далее - Объект), выявлены факты невыполнения в установленный срок указанного  предписания с установленным сроком исполнения до 28.02.2018 (с учетом  продления срока исполнения по просьбе Дирекции), а именно: 

- в нарушение пункта 3.23 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие  конструкции» отсутствует следующая документация: исполнительные чертежи 

(с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными 

предприятием-изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, 


согласованными с проектными организациями-разработчиками чертежей и  документы об их согласовании; 

- в нарушение пункта 3.5 статьи 49 Федерального закона от 29.12.2004

 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон 

 № 190-ФЗ, ГрК РФ) отсутствует заключение органа исполнительной власти или  организации, проводивших экспертизу проектной документации, о подтверждении  того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения  положительного заключения экспертизы проектной документации (указаны ниже),  не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта  капитального строительства. 

Изменения проектной документации:

- «стена в грунте» стартовых котлованов круглого сечения № 1 и № 2  выполнена по технологии, отличающейся от предусмотренной проектом, а именно:  вместо устройства прямоугольных монолитных участков стены с закреплением  стыков между участками при помощи бурения и бетонирования скважин с  извлечением обсадной трубы; стена в грунте выполнена из коротких участков с  закруглением при помощи полукруглой части трубы без бурения скважин и без  извлечения трубы; 

- оголовок «стены в грунте» стартовых котлованов № 1 и № 2 выполнен из  бетона B25 вместо предусмотренного проектом бетона B30; 

- над сводом перекрытия тоннеля открытого способа работ разуклонка  выполнена из бетона В7,5 вместо предусмотренного проектом керамзитобетона; 

- при устройстве плиты основания тоннеля открытого способа работ  выравнивающая стяжка выполнена из цемента М200 вместо предусмотренного  проектом М300; 

 - при устройстве «стены в грунте» шахты № 467 применен бетон В20 вместо  предусмотренного проектом бетона В25. 

- в нарушение пункта 7 статьи 49 Закона № 190-ФЗ допущено выполнение  работ с отклонениями параметров объекта капитального строительства от  проектной документации (в том числе изменение количественных и качественных  характеристик примененных материалов, изменение технологии) без вновь  утвержденной застройщиком проектной документации (части разделов) после  внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти. 

Устранение указанных нарушений должно быть произведено в срок
до 28.02.2018.
Проверка оформлена Актом от 19.03.2018 № 23-971-1503-1573/А-117.

По данным фактам 12.04.2018 Управлением в отношении Учреждения  составлен протокол № 23-971-1503-1249/ПТ-87 об административном  правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, который вместе с материалами  проверки направлен в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции, привлекая к административной ответственности и  определяя конкретную меру наказания, обоснованно исходил из следующего. 

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение  в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление  государственного строительного надзора федерального органа исполнительной  власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч 

до ста тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на  срок до девяноста суток. 


Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов  капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется  настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в  соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации. 

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим  строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального  строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться  застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на  основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее  строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции,  капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает  соблюдение требований проектной документации, технических регламентов,  техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за  качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной  документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять  определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия  такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с  привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. 

Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного  строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного  строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением  Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение),  задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а  также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом,  осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или  заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства,  реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ  требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и  проектной документации. 

Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный  строительный надзор осуществляется в форме проверок. 

Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной  проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного  надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику,  застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с  законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные  нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании  указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила),  иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых  нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом  конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. 

Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной  проверки органом государственного строительного надзора составляется акт,  являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство,  предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются  вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент,  проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается  срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства,  реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок 


осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации. 

Дирекция является техническим заказчиком по строительству объекта,  впоследствии ей переданы все права и обязанности заказчика по контракту. 

Таким образом, материалами дела подтверждается факт неисполнения  ответчиком рассматриваемого предписания (в соответствующих пунктах), в связи с  чем событие административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждено материалами дела. 

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для  исполнения ранее выданного предписания, невозможности соблюдения  приведенных требований нормативных правовых актов Российской Федерации в  силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ответчик не мог предвидеть и  предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности,  которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что подтверждает  наличие его вины в выявленном правонарушении в соответствии с частью 2 

статьи 2.1 КоАП РФ и состав вмененного правонарушения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы следует отметить, что 

Санкт-Петербургский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» не наделен  полномочиями осуществления нормативно-правового регулирования  градостроительной деятельности. Кроме того, указанным учреждением 

не проводилась государственная экспертиза проектной документации объекта  капитального строительства («первичная»), в которую внесены изменения. 

Таким образом, согласно статье 49 ГрК РФ ответ Учреждения от 07.12.2017

 № 3500-17/СПЭ-2396/01 подтверждением устранения нарушения не является.  Исполнения предписания согласно позиции, изложенной в письме Минстроя  России от 28.03.2018 исх. № 12543-ЛС/03, ответчиком также не произведено. 

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности  не нарушены. 

Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения  статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения  малозначительным, указав, что квалификация правонарушения как  малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Исходя из  объекта посягательства, характера и обстоятельств совершения правонарушения,  исключительных и достаточных оснований для признания правонарушения  малозначительным в данном конкретном деле не установлено. 

Заявитель не учитывает, что малозначительность правонарушения является  оценочной категорией, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, 

а не обязанностью суда. В настоящем случае суд, всесторонне и объективно  рассмотрев данный вопрос, не нашел оснований для этого, выводы суда  надлежаще мотивированы и не являются произвольными. 

Назначая наказание в виде минимального размера штрафа, установленного  санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, суд первой инстанции надлежаще  мотивировал свою позицию, поскольку такая мера ответственности в конкретном  случае соответствует характеру и обстоятельствам правонарушения, принципам  соразмерности, индивидуализации и справедливости публично-правового  наказания. 

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся  в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем  оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 

статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено. 


На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд 

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 28.05.2018 по делу № А56-62690/2018 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд

Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия. 

Председательствующий В.М. Толкунов 

Судьи И.Б. Лопато 

А.Б. Семенова