1116/2018-440838(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Семиглазова В.А., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.
при участии:
- от истца: ФИО1 (доверенность от 23.05.2018)
- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 09.01.2018),
ФИО3 (доверенность от 09.01.2018) - от третьих лиц: 1) ФИО4 (доверенность от 15.08.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15526/2018) администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2018 по делу № А56-68579/2017 (судья Лебедева И.В.),
принятое по иску государственного унитарного предприятия «Топливно- энергетический комплекс Санкт-Петербурга» к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Предприятие, ГУП ТЭК) обратилось в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «Северо- Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик-1, Учреждение) 821 153,49 руб. стоимости потребленной тепловой энергии по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2003 № 140 за май 2017 года, 15 349,25 руб. неустойки за просрочку оплаты тепловой энергии по состоянию на 20.07.2017.
При отсутствии или недостаточности денежных средств у ответчика-1 истец просил взыскать задолженность, неустойку в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – ответчик-2, Министерство) за счет средств казны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) и администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация).
По ходатайству истца суд произвел замену ненадлежащих ответчиков – Учреждения и Министерства на город Санкт-Петербург в лице Администрации.
Учреждение привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Также судом приняты уточненные исковые требования, согласно которым Предприятие просило взыскать с Администрации 821 153,49 руб. стоимости потребленной без заключения договора теплоснабжения тепловой энергии, за май 2017 года, 136 469,39 руб. законной неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по оплате потребленной тепловой энергии по состоянию на 17.04.2018.
Решением суда от 07.05.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Податель жалобы полагает, что при уточнении исковых требований Предприятием изменены как предмет, так и основание иска.
Считает себя ненадлежащим ответчиком, а также указывает, что истцом не доказан факт сверхнормативных потерь на теплосетях, которые не подлежат включению в тарифы на тепловую энергию и которые могут являться убытками истца, равно как и не представлено доказательств, что в спорный период ответчику заявлялись претензии относительно состояния тепловых сетей.
Обращает внимание, что расчет неустойки также нельзя признать обоснованным, поскольку последний произведен на основании договора № 140, заключенного с Учреждением.
Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, и полагает, что имеются основания для рассмотрения далее по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе апелляционный суд, руководствуясь частью 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Апелляционная коллегия в порядке статьи 51 АПК РФ определила привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО),
- Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее - Учреждение),
- Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство), - Комитет финансов (Комитет).
Определением от 21.08.2018 в судебном составе произведена замена, судья Глазков Е.Г. заменен на судью Семиглазова В.А.
В настоящем судебном заседании представитель Предприятия заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил суд взыскать с Администрации 821 153,49 руб. стоимости тепловой энергии, потребленной без заключения договора теплоснабжения за май 2017 года, а также 57 243,87 руб. неустойки за период с 20.04.2018 по 23.08.2018.
Уточнения иска приняты апелляционной коллегией в порядке статьи 49 АПК РФ.
Представитель Комитета просил приобщить к материалам дела
мотивированный отзыв, в котором против удовлетворения иска возражал.
Представитель Администрации просил приобщить к материалам дела отзыв на иск.
Представители КИО, Министерства, Учреждения поддержали позицию Администрации.
Исследовав материалы дела, заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском Предприятие ссылалось на то, что между закрытым акционерным обществом «Лентеплоснаб» и Пушкинской квартирно-эксплуатационной частью заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2003 № 140.
Пушкинская квартирно-эксплуатационная часть реорганизована в ФГКУ «Северо-Западное ТУИО Минобороны России», в связи с чем, заключено дополнительное соглашение от 01.12.2011 № 9 к договору теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2003 № 140 (далее - Договор).
Согласно условиям Договора истец обязан обеспечивать подачу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Учреждение обязано своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Истцом обязанность по поставке тепловой энергии выполнена надлежащим образом. За май 2017 года истцом поставлена тепловая энергия в количестве на общую сумму 821 153,49 руб.
Досудебной претензией от 23.06.2017 № 58-08/2912 истец обратился к Учреждению с требованием оплатить задолженность. Данная претензия оставлена без удовлетворения.
Из ходатайства истца о замене ненадлежащего ответчика и уточнении размера исковых требований следует, что под стоимостью потребленной без договора тепловой энергии за май 2017 года, заявленной в иске ко взысканию, истец понимает потери на теплосетях.
Истец, согласно мотивировочной части уточненного искового заявления, обосновывает свои требования тем, что тепловые сети, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, находятся на территории Пушкинского административного района, с учетом постановления Правительства Санкт-
Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 «Об администрациях районов Санкт- Петербурга (далее – Постановление № 1078), лицом, обязанным возместить потери во внешних тепловых сетях является город Санкт-Петербург в лице администрации Пушкинского района.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ на абонента возложена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения, а также определение прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены ФЗ № 190.
Частью 10 статьи 15 Закона № 190-ФЗ установлено, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808), потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско- правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией). Граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании (абзац 4 пункта 2 Правил № 808).
Основными видами деятельности ГУП ТЭК является:
- выработка и снабжение тепловой энергией потребителей Санкт-Петербурга;
- транспортировка тепла, выработанного на источниках, не принадлежащих предприятию;
- эксплуатация городских инженерных теплосистем.
Во исполнение полномочий, установленных Положением о КЭиИО, Комитетом в адрес истца направлено письмо от 15.11.2016 № 15-1515/16-0-0 с указанием приступить к процедуре приема объектов, переданных в государственную собственность Санкт-Петербурга в соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 03.10.2016 № 910, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, г. Пушкин, квартал, ограниченный ул. Гусарская, ул. Саперная, ул. Парковая и Красносельское шоссе, и в срок до 25.11.2016 направить в КЭиИО актуализированную информацию о предлагаемых суммах финансовых затрат на приведение объектов инженерной инфраструктуры в надлежащее состояние.
На указанном совещании ГУП ТЭК поручено обеспечить безаварийную эксплуатацию указанных объектов инженерной инфраструктуры до момента их закрепления за специализированными эксплуатирующими организациями (протокол совещания от 21.11.2016 № 404 л.д. 137, т. I).
Таким образом, ГУП ТЭК определено КЭиИО в качестве организации, которая осуществляет эксплуатацию указанных тепловых сетей, до передачи специализированной эксплуатирующей организации на соответствующем праве (п. 3.29-12. Положения о КЭиИО, пункт 1 протокола от 21.11.2016 № 404, письмо КЭиИО от 15.11.2016 № 15-1515/16-0-0, письмо КЭиИО от 08.12.2016 № 15- 20600/16-0-2).
Как следует из материалов дела, согласно акту приема-передачи имущества от 06.12.2016 Учреждение передало спорные теплосети КИО.
КИО осуществлен учет объекта в реестре собственности Санкт-Петербурга и направлено письмо от 27.02.2017 № 16726-13 в КЭиИО.
Акты приема-передачи спорных теплосетей в целях их закрепления за
ГУП ТЭК на праве хозяйственного ведения подписаны истцом 05.04.2017 и согласованы КЭиИО 10.04.2017.
После чего, КЭиИО 11.04.2017 в установленном распоряжением от 30.09.1999 № 1503-р порядке представил в КИО пакет документов для закрепления инженерных сетей на праве хозяйственного ведения за специализированной эксплуатирующей организацией.
Распоряжением КИО от 11.10.2017 № 1816-рз теплосети закреплены за истцом на праве хозяйственного ведения.
Администрация района в виду отсутствия полномочий не являлась участником указанных правоотношений, в том числе по передаче или приемке теплосетей.
В переходный период с ноября 2016 года до издания распоряжения КИО от 11.10.2017 № 1816-рз ГУП ТЭК во исполнение пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пункта 3.29-12. Положения о КЭиИО, осуществлял эксплуатацию указанных теплосетей на основании письма КЭиИО от 15.11.2016 и решения, принятого по итогам совещания от 22.11.2016.
Документы, подтверждающие, что эксплуатацию указанных теплосетей в спорный период осуществлял не истец, а иное лицо, в материалы дела не представлены.
Кроме того, согласно письму истца от 05.04.2017 № 02-17/11827, адресованному в КЭиИО, а также письму КЭиИО от 11.04.2017, адресованному в КИО, спорные тепловые сети находятся в зоне эксплуатационной ответственности ГУП ТЭК согласно договору аренды от 31.12.2015.
То есть, истец требует взыскать с ответчика стоимость потерь в тепловых сетях, которые в спорный период находились в его владении по договору аренды и в зоне его эксплуатационной ответственности.
Наличие либо отсутствие гражданско-правового титула, подтверждающего законность владения субъектом энергетического правоотношения соответствующим имуществом, для целей участия этого имущества в энергетическом обязательстве и возникновения обязанности его фактического владельца по содержанию теплосетей, а соответственно и несению расходов по потерям на сетях, не является безусловно необходимым (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 07.09.2010 № 2255/10, определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 № , от 03.12.2015 N 305-ЭС15-11783, от 25.07.2016 № ), в связи с чем несостоятелен довод истца о том, что обязанным лицом по оплате заявленной суммы потерь в данном случае является собственник имущества в лице Администрации по причине того, что определяющее значение для разрешения спора по существу имеет только дата передачи тепловых сетей в хозяйственное ведение истца, поскольку именно с этого момента сети поступили в фактическое владение истца.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что единственным владельцем теплосетей в спорный период являлся истец.
Согласно Приложению № 7 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт- Петербурга от 27.11.2015 № 363-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия «Топливно- энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы технологические потери при передаче тепловой энергии учтены при формировании тарифов в сфере теплоснабжения ГУП ТЭК на 2016-2018 годы.
Истец в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил доказательств того, что потери на теплосетях, указанные в уточненном исковом заявлении, являются сверхнормативными и не учтены в тарифах на тепловую энергию, на основании которых выставлялись счета потребителям ресурса в многоквартирных домах по указанным адресам.
Таким образом, из представленных в материалы документов следует, что фактическую эксплуатацию тепловых сетей в мае 2017 года осуществлял истец, для которого в установленном порядке утверждены тарифы на теплоснабжение, и который в этот период получал оплату за оказание услуг от своих абонентов.
С учетом того, что теплосети, включенные в реестр собственности Санкт- Петербурга, не относятся к предмету ведения администрации района, главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга в данной сфере Администрация не является, статусом теплосетевой или теплоснабжающей организации не наделена, в договорных отношениях по спорным объектам истец и ответчик не состоят, потребителем тепловой энергии по спорному адресу Администрация не является, доказательств вины Администрации в понесенных истцом убытках, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и потерями на теплосетях истцом в материалы дела не представлено, документов, подтверждающих факт бездоговорного потребления тепловой энергии, а также факт потерь на теплосетях в спорный период материалы дела не содержат, расчет, подтверждающий стоимость тепловых потерь, заявленную к взысканию, также не представлен а также то, что указанные сети в
спорный период находились во владении истца и в зоне его эксплуатационной ответственности, исковые требования необоснованными ни по праву, ни по размеру, а в иске надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2018 по делу № А56-68579/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Савина Судьи В.А. Семиглазов
О.В. Фуркало