ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-16163/18 от 30.08.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1154/2018-442981(2)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2018 года  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.  при участии: 

от заявителя: не явился, извещен  от ответчика: не явился, извещен  от 3-го лица: не явился, извещен 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-16163/2018) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" 

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 04.05.2018 по делу № А56-99915/2017 (судья Корушова И.М.), принятое 

по заявлению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к УФАС по г. Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "КОМПАКТ-ПЛЮС"

об оспаривании решения и предписания 

установил:

 Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга"  (далее - ГУП Водоканал Санкт-Петербурга", Предприятие, заявитель) обратилось 

в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу  (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании  недействительными решения в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 22.08.2017  по делу № 44-3327/17 о нарушении законодательства о контрактной системе. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной  ответственностью "Компакт-Плюс" (далее - ООО "Компакт-Плюс", третье лицо,  Общество). 

Решением суда от 04.05.2018 в удовлетворении заявленных требований  отказано. 


Не согласившись с решением суда, ГУП Водоканал Санкт-Петербурга"  направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и  принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных 

требований.

Податель жалобы указывает, что участник закупки должен указать в заявке  один из двух вариантов поставляемого товара: краска в виде суспензии или краска в  виде пасты, на что в документации предусмотрено два ГОСТа. Общество указало,  что его товар соответствует ГОСТ 8292-85, между тем олифа комбинированная К-5  не может являться пленкообразующим веществом в краске в виде пасты,  доказательств возможного наличия в составе краски в виде пасты конкретного типа  олифа антимонопольный орган не представил. 

Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим  образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, 19.07.2017 Предприятием на  официальном сайте - www.zakupki.gov.ru размещено извещение 

 № 0572500000117000246 о проведении электронного аукциона на капитальный  ремонт фонтана «Водовоз», г. Кронштадт, Ленинградская ул., д. 2, сооружение 3,  литера Д (далее - аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта – 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе  от 11.08.2017 № 0572500000117000246-1 заявка с порядковым номером 4 отклонена  по причине несоответствия требованиям Документации. 

Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в УФАС

с жалобой (вх. № 19845-ЭП/17 от 15.08.2017) на действия государственного  заказчика по электронному аукциону № 0572500000117000246. 

По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС вынесено решение  от 22.08.2017 по делу № 44-3327/17, согласно которому жалоба Общества признана  необоснованной. В действиях заказчика признаны нарушения части 5 статьи 67  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). 

На основании данного решения выдано предписание от 22.08.2017 по делу
 № 44-3327/17, которым УФАС обязало:

- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на  официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения  аукциона № 0572500000117000246; 

- повторно рассмотреть первые части заявок, поданные на участие в  аукционе с номером извещения 0572500000117000246 в соответствии с  требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь  мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего  предписания; 

 - завершить процедуру закупки с номером извещению   № 0572500000117000246 в соответствии с законодательством о контрактной  системе. 


УФАС указало заказчику и аукционной комиссии заказчика представить в  Управление доказательства исполнения названного выше в срок до 25.09.2017. 

Не согласившись с указанными решением (в части) и предписанием,  Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований,  обоснованно руководствовался следующим. 

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается  аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком  неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе  извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам  закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования,  проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее  оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ). 

В силу части 1 статьи 33 Закона контрактной системе заказчик при описании в  документации о закупке объекта закупки заказчик должен, в том числе, учитывать,  что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании  объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные  характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при  необходимости) (пункт 1 части 1). 

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1  указанной статьи должна содержать показатели, позволяющие определить  соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком  требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения  таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться  (часть 2). 

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в  извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: 

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в  соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной  (максимальной) цены контракта (пункт 1); 

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в  соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и  инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований,  влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или  ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2). 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о  контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе  должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или  оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а  также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям,  установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его  словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии),  фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели  (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны  происхождения товара. 

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник  электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 


к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67  Закона о контрактной системе не допускается. 

Согласно частям 6, 7 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам  рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная  комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе,  подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее  членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный  протокол должен содержать информацию: 

об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в  том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым 

не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком  аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о  нем; 

Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока

рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком  оператору электронной площадки и размещается в единой информационной  системе. 

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе  от 11.08.2017 № 0572500000117000246-1 заявка с порядковым номером 4 отклонена  в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим  основаниям: 

«Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II «Информационная карта  аукциона» Документации об аукционе, первая часть заявки на участие в  электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели  используемых товаров (материалов, оборудования), соответствующие значениям,  установленным документацией об электронном аукционе (Приложение № 2 к  Техническому заданию и пункт 10 раздела 2 Технического задания). 

В Приложении № 2 к Техническому заданию аукционной документации по  позиции № 40 «Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета 

 № 02-03-03» установлены, в том числе, следующие требования: «Краска в виде  суспензии/пасты» (Группа конкретных показателей «Внешний вид»),  «Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-3; К-5» (Группа  конкретных показателей «Материал изготовления/Состав»). Также, в соответствии с  пунктом 10 раздела 2 Технического задания, позиция Краска в соответствии с  пунктом 13 локального сметного расчета № 02-03-03 в приложении № 2 должна  соответствовать ГОСТ 8292-85; позиция Краска в соответствии с пунктом 13  локального сметного расчета № 02-03-03 в приложении № 2 должна  соответствовать ГОСТ 10503-71. 

В заявке участник закупки представил по позиции № 40 «Краска в  соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета № 02-03-03», в том числе,  следующие сведения: «Краска в виде пасты», «Пленкообразующее вещество в  краске олифа комбинированная К-5», «ГОСТ 8292-85». 

В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие  в электронном аукционе, в случае установления требований о соответствии товара  взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который 


распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого  данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части  заявки на участие в аукционе. 

В соответствии с указанным участником ГОСТ 8292-85 «Краски масляные  цветные густотертые. Технические условия» пленкообразующее вещество в краске  данным нормативным документом не регулируется. 

Таким образом, представив по позиции № 40 «Краска в соответствии с  пунктом 13 локального сметного расчета № 02-03-03» значение показателя  «Пленкообразующее вещество в краске», не регулируемое положениями ГОСТ  8292-85, участник закупки предоставил информацию, не соответствующую  требованиям документации об электронном аукционе». 

Однако, как отмечено выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в  соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее  заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой  ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к  участию в таком аукционе. 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе  при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в  электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих  подпунктов информацию: 

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот  участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о  таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение)  (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при  наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные  образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой  участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару,  указанному в данной документации, конкретные показатели товара,  соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной  документацией; 

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным  документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное  обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное  наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при  наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны  происхождения товара. 

Заказчиком установлены требования в соответствии с подпунктом «б»
пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при  заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в  электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих  подпунктов информацию: 

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот  участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о  таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение)  (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при  наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные  образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой  участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару,  указанному в данной документации, конкретные показатели товара, 


соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной  документацией; 

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным  документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное  обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное  наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при  наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны  происхождения товара. 

Согласно части II «Информационная карта аукциона» документации об  аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна  содержать следующую информацию: Согласие участника аукциона на выполнение  работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также  конкретные показатели используемых товаров (материалов, оборудования),  соответствующие значениям, установленным документацией об электронном  аукционе (Приложение № 2 к Техническому заданию и пункт 10  раздела 2 Технического задания), товарный знак (его словесное обозначение) (при  его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при  наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии),  промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения  товара (материала, оборудования). 

При указании конкретных показателей товара, использующихся при  выполнении работ, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой  формой «Сведения о функциональных, технических и качественных,  эксплуатационных характеристиках объекта закупки», являющейся Приложением 

 № 3 к Техническому заданию.

Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе  установлена в Разделе 5 Части III «Техническое задание» документации об  электронном аукционе. 

В Приложении № 2 к Техническому заданию аукционной документации по  позиции № 40 «Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета 

 № 02- 03-03» установлены, в том числе, следующие требования: «Краска в виде  суспензии/пасты» (Группа конкретных показателей «Внешний вид»),  «Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-3; К-5» (Группа  конкретных показателей «Материал изготовления/Состав»). Также, в соответствии с  пунктом 10 раздела 2 Технического задания, позиция Краска в соответствии с  пунктом 13 локального сметного расчета № 02-03-03 в приложении № 2 должна  соответствовать ГОСТ 8292-85; позиция Краска в соответствии с пунктом 13  локального сметного расчета № 02-03-03 в приложении № 2 должна  соответствовать ГОСТ 10503-71. 

Как указывалось ранее, в заявке участник закупки представил по позиции   № 40 «Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета 

 № 02-03-03», в том числе, следующие сведения: «Краска в виде пасты»,  «Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-5», 

«ГОСТ 8292-85».

Согласно ГОСТ 8292-85 «Краски масляные цветные густотертые. Технические  условия» указанный стандарт распространяется на густотертые масляные цветные  краски, представляющие собой пасту, состоящую из пигментов и наполнителей или  соответствующего пигмента (сурик железный по ГОСТ 8135-74, мумия, охра),  затертых на олифе с введением сиккатива или без него. 

Краски после разведения олифой до малярной консистенции  предназначаются для отделочных работ и для окрашивания металлических и 


деревянных изделий, эксплуатируемых внутри помещений и в атмосферных  условиях в районах с умеренным климатом. 

Пунктом 1.3 ГОСТ 8292-85 предусмотрено, что густотертые масляные краски  перед применением разводят олифами в количестве 20-30% (для марок МА-015 и  МА025) и 30-40% (для марок МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра)  от массы густотертой краски. 

Краски марок МА-015, МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра  разводят олифами натуральными (ГОСТ 7931-76) или комбинированными К-3, К-5. 

Краски марки МА-025 разводят олифами натуральной, «Оксоль» (ГОСТ  190-78) или комбинированными К-2, К-3, К-5. 

Пунктом 1.7 ГОСТ 8292-85 (Таблица 2) регулируются такие показатели пленки  краски, как: 

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 32389-2013 «Олифы. Общие технические  условия», олифа: Пленкообразующее вещество, представляющее собой продукты  переработки растительных масел с введением сиккативов для ускорения процесса  высыхания. 

В соответствии с п. 40 заявки ООО «Компакт-Плюс» олифа комбинированная  К-5 является пленкообразующим веществом для товара «Краска». 

Следовательно, сведения, представленные ООО «Компакт-Плюс», являются  ясными и соответствуют требованиям Документации об электронном аукционе и  положениям Закона о контрактной системе. 

Ввиду вышеизложенного аукционная комиссия нарушила требования части 5  статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку отклонила первую часть заявки,  которая содержала конкретные показатели используемого товара, соответствующие  значениям, установленным Документацией об аукционе. 

В этой связи с выводом суда первой инстанции об отсутствии у аукционной  комиссии заказчика оснований для отказа Обществу в допуске к участию в  электронном аукционе следует согласиться, следовательно, в действиях аукционной  комиссии заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 67 Закона о  контрактной системе. 

Самостоятельных оснований к признанию незаконным предписания

по мотивам неисполнимости, неправомочности, неконкретизированности,  отсутствия связи с устранением нарушения заявителем не приводится и судом 

не установлено.

Согласно письму Предприятия в адрес УФАС от 25.09.2017 исх. № 11-19-71/17  в целях исполнения рассматриваемого предписания заказчиком 29.08.2017  размещены извещения об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в  электронном аукционе от 11.08.2017, протокола проведения электронного аукциона  от 14.08.2017, протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2017;  повторно рассмотрены первые части заявок (протокол рассмотрения заявок на  участие в электронном аукционе от 31.08.2017), проведен аукцион (протокол от  04.09.2017) и подведены итоги аукциона (протокол от 07.09.2017). 

Между тем апелляционный суд отмечает, что на момент вынесения  оспоренного предписания в действиях Предприятия наличествовали указанные 


выше нарушения, устранение в последующем требований предписания не влечет  отмену последнего. 

Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле  доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для  отмены либо изменения решения суда не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4
статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта,
не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд  

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.05.2018 по делу № А56-99915/2017 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд

Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия. 

Председательствующий В.М. Толкунов 

Судьи Л.В. Зотеева 

И.В. Юрков