ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-16182/2022 от 07.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1176/2022-110446(1)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2022 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе: 

председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-16182/2022) ООО "Управляющая компания  Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области  от 12.04.2022 по делу № А21-1730/2022 (судья Ю.А.Ершова), принятое 

по заявлению ООО "Управляющая компания Ленинградского района"  к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области 

о признании недействительным и отмене предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  Ленинградского района» (далее – ООО «УК Ленинградского района», заявитель,  Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением  о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля  (надзора) Калининградской области (далее – Министерство) от 17.01.2022 №  ЖК2/20/САА/6855-о. 

Решением суда от 12.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило  апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу  новое решение. Податель жалобы указывает, что контейнерная площадка 


[A1] размещена на придомовой территории МКД на допустимом расстоянии от жилого  дома, в связи с чем Обществом не нарушены Лицензионные требования. 

Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных  документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и не  представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в  силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии  апелляции. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и  месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание  не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, 13.01.2022 г. Министерством был издан  приказ № 44/пр о проведении внеплановой выездной проверки Общества. 

По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом   № ЖК-1/44/пр/САА от 14.01.2022 зафиксированы нарушения Обществом положений: 

- п. 3 пп.а)б) Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 «О  лицензировании предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами»; 

 - п. 3.7.1, 3.7.4, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного  фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее –  Правила N 170); 

 - п. 26(1) Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О  минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего  содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и  выполнения" вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ,  необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в  многоквартирном доме" (далее – Постановление N 290); 

- требований СанПиН 2.1.3684-21.

ООО «УК Ленинградского района» выдано предписание № ЖК-2/20/САА/6855- о от 17.01.2022 по устранению выявленных нарушений. 

Обществу предписывалось провести работы по обустройству контейнерной  площадки для сбора ТКО и КГО, расположенной на земельном участке МКД № 133  по ул. А. Невского в г. Калининграде; выполнить работы по дезинфекции и  дератизации мест общего пользования на земельном участке МКД № 133 по ул. А.  Невского в г. Калининграде. Срок исполнения предписания 01.03.2022 г. 

Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Общество  оспорило его в арбитражном суде. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого  предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. 

Проверив правильность применения судом норм материального и  процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и  представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит 


[A2] оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в  силу следующего. 

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом  должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан,  надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение  вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление  коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство  Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по  управлению многоквартирными домами. 

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она  несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме  за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают  надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых  должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных  Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в  многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от  уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать  требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил  предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и- жилых  домах (часть 2.3.). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт  общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг  обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на  уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего  качества (часть 16). 

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ) к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок,  на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства,  иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного  дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. 

Правилами содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491)  установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите  прав потребителей). 

В силу пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в  зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается  собственниками помещений путем заключения договора управления  многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии со статьями  161, 162 ЖКРФ. 

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда  определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда,  утвержденных постановлением Росстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила 


[A3] № 170), которые являются обязательными для исполнения управляющими  организациями. В указанных Правилах № 170 перечислены мероприятия по  содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и  условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом  случае должны соответствовать конструкции этого дома. 

Также Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден  Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего  содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок их  оказания и выполнения. Указанный Перечень и Правила, утвержденные  Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, применяются к  правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом  и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту  общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в  силу настоящего постановления; является обязательным для исполнения  управляющими организациями, в том числе и для ООО «УКЛР» применительно к  спорному многоквартирному дому. 

С учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества  применительно к целям и предмету договора управления, управляющая компания  обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных  нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований. 

Таким образом, вне зависимости от того, отображены ли в договоре  управления либо в решении собрания собственников жилых помещений МКД те или  иные текущие работы, они должны быть выполнены управляющей организацией,  если отражены в вышеперечисленных нормативных актах. 

На основании договора управления от 26.09.2011 № 207, утвержденного на  собрании собственников МКД, ООО «УКЛР» осуществляет управление  многоквартирным домом № 133 по ул. А. Невского в г. Калининграде, что не  оспаривается Обществом. Таким образом, Заявитель принял на себя обязательства  по управлению МКД и выполнению всех обязательных для него в силу закона работ  и услуг. 

Согласно абзацу 26 (1) Минимального перечня работ и услуг, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в перечень обязательных  работ входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления  твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов,  мусороприемных камер, контейнерных площадок. 

Согласно абзацу 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного  фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,  организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: 

- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;

- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее  санитарным состоянием; 

- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для  отходов без переполнения и загрязнения территории. 


[A4] Согласно абзацу 3.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного  фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,  мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или  асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных  железобетонных изделий или других материалов. 

Согласно абзацу 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного  фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,  мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых  зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов. 

Согласно абзацу 23 Минимального перечня работ и услуг, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 в перечень обязательных  работ входит, в частности, проведение дератизации и дезинсекции помещений,  входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция  септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором  расположен этот дом. 

Согласно абзацу 3.4.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного  фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, в соответствии с  санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного  фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению  грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических  подпольях. 

В ходе проверочного мероприятия, результаты которого оформлены актом  проверки от 14.01.2022 № ЖК-1/44/пр/САА, Министерством установлено, что  Обществом не обеспечено надлежащее содержание общего имущества МКД:  отсутствует ограждение контейнерной площадки для сбора ТКО и КГО; расстояние  от контейнера до стены МКД составляет 14 метров; на земельном участке МКД,  рядом с контейнером для сбора ТКО, находится строительный и бытовой мусор. 

Вопреки доводам Заявителя, пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено  расстояние от контейнерной площадки до близлежащих домов, детских игровых и  спортивных площадок, которое должно быть не менее 20 метров, но не более 1 00  метров. В силу пункта 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил  является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц. 

Обществом не приведены нормы, определяющие, что контейнеры для сбора  отходов может быть расположены на расстоянии менее 20 метров от  многоквартирного дома. 

В данном случае судом первой инстанции обоснованно установлено, что  согласно замерам расстояние от контейнерной площадки до жилого дома  составляет 14 м (менее 20 м), таким образом, суд пришел к правильному выводу о  том, что оспариваемое предписание Министерства соответствует действующему  законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества. 

Ссылка Общества на то, что положения СанПин2.1.3684-21 допускают  расположение контейнеров до 8-ми метров от жилого дома, как на основание для  признания незаконным оспариваемого предписания Министерства, является 


[A5] несостоятельной, поскольку применение данных положений СанПин2.1.3684-21  возможно только если есть раздельное накопление отходов, в то время, как в  материалы дела Общество не представило доказательств, подтверждающих  наличие раздельного накопления отходов на спорной контейнерной площадке. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в  удовлетворении заявленного Обществом требования. 

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом  апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не  опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. 

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является  процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением  норм материального и процессуального права. 

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно,  представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка,  изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает  оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 апреля 2022  года по делу № А21-1730/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  Ленинградского района» - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Н.И. Протас 

Судьи М.И. Денисюк 

 А.Б. Семенова