ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-16946/2015 от 12.08.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 августа 2015 года

Дело № А56-85402/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Старовойтовой О.Р.

судей  Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем   Трушляковой   Е.А.

при участии: 

от заявителя:  Ан И.П.,   доверенность  от 23.11.2013г.

от  заинтересованного   лица:  Лупик  О.М.,    доверенность  от 03.03.2015г.

от 3-их лиц:  1)  Вишневская   М.В.,   доверенность  от 08.06.2015г.,  2), 3), 4)   -  не  явились,  извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  АП-16946/2015, 13АП-16948/2015 )  1)  Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015г. по делу № А56-85402/2014 (судья Егорова Д.А.), принятое

по заявлению ГСПК «Орбита»

заинтересованное   лицо: Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области

3-и лица: 1)  Комитет по управлению городским имуществом,  2) Администрация муниципального образования Лаголовского сельского поселения Ломоносовского муниципального района по Ленинградской области,  3) ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Санкт-Петербургу,  4) ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области

о признании незаконным бездействия,

установил:

Гаражно-строительный потребительский кооператив «Орбита» (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд города   Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  к Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 78:40:0009063:1013, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лаголовское сельское поселение (у г. Красное село), для строительства и  оборудования ремонтной базы, обязании принять решение о предоставлении указанного земельного участка.

 Определением от 10.03.2015г. суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Комитет по управлению городским имуществом (далее   -  Комитет), Администрацию муниципального образования Лаголовского сельского поселения Ломоносовского муниципального района по Ленинградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Санкт-Петербургу.

Решением  суда  от 13.05.2015г.  требования  Кооператива   удовлетворены.

  На  решение   суда  Администрацией  и   Комитетом   поданы  апелляционные  жалобы.

В  апелляционной   жалобе  Администрация   просит   решение   от 13.05.2015г.  отменить,   принять  по  делу  новый  судебный  акт,   которым  отказать в   удовлетворении   требований   Кооператива,  ссылаясь  на   несоответствие   выводов  суда  первой  инстанции   обстоятельствам  дела  и   неполное   выяснение   судом  первой  инстанции   обстоятельств   дела.

В  апелляционной  жалобе   Комитет   просит  решение    от 13.05.2015г.  отменить,   принять  по  делу  новый  судебный  акт,  которым  отказать  в   удовлетворении   требований  Кооператива.

В  апелляционной   жалобе  Комитет  ссылается  на   расположение   части  спорного   земельного   участка    в  пределах   административной   границы  Санкт-Петербурга,  в  связи  с  чем   неправомерным  является   вывод   суда  первой  инстанции   об  отнесении  испрашиваемого   земельного   участка  к   границам  Ленинградской  области.

В  судебном  заседании   представители   Администрации   и  Комитета  поддержали   свои  апелляционные   жалобы.

По  мнению  присутствовавшего   в  судебном  заседании   представителя   Кооператива,   апелляционные  жалобы  Администрации  и  Комитета  не   подлежат   удовлетворению.

Извещенные  надлежащим  образом  о  времени   и  месте   судебного   разбирательства   остальные   участвующие  в  деле   лица  своих  представителей  в   судебное  заседание   не  направили,   поэтому  апелляционные   жалобы  рассмотрены  в  их  отсутствие.

Законность  и   обоснованность   обжалуемого    решения   проверены  в  апелляционном  порядке.

Как  следует  из   материалов  дела,  20.02.2012г. Кооператив подал заявление в Администрацию о предоставлении в аренду земельного участка для строительства и оборудования ремонтной зоны.

 18.07.2012г. подписан акт выбора земельного участка площадь 2100 кв.м для строительства и оборудования ремонтной зоны, расположенного по адресу Ленинградская область Ломоносовский район, Лаголовское сельское поселение (у г. Красное село).

12.09.2012г. акт выбора и схема расположения земельного участка площадью 2100кв.м.  утверждены.

 07.03.2014г. филиал ФГБУ «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу принял решение №78/14-8816 о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 78:40:0009063:1013 площадью 2100 кв.м разрешенное использование: для строительства и оборудования ремонтной базы, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лаголовское сельское поселение (у г. Красное село).

  03.10.2014г. Кооператив подал в Администрацию заявление о пересмотре решения межведомственной земельной комиссии от 19.06.2014г. № 13 и предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2100 кв.м, с кадастровым номером 78:40:0009063:1013 расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лаголовское сельское поселение для строительства и оборудования ремонтной базы.

 06.11.2014г. Администрация письмом №4451/22 уведомила Кооператив о том, что в предоставлении земельного участка в аренду от 03.10.2014г. отказано в связи с тем, что согласно уведомлению от 19.06.2014 №47/201/14-312438 ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 78:40:0009063:1013 в Государственном кадастре недвижимости отсутствует.

Полагая, что бездействие  Администрации  является незаконным и нарушает права заявителя,  Кооператив обратился с настоящим заявлением в суд.

Удовлетворяя   требования  Кооператива,  суд  первой  инстанции   исходил  из   следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного   кодекса  Российской  Федерации  (далее - ЗК РФ)  предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.

Пунктом 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.

 Как следует из пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Абзацем первым пункта 8 статьи 31 ЗК РФ определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

 По смыслу вышеприведенных норм при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, орган местного самоуправления не вправе отказать заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.

Как   следует  из   материалов  дела, Кооперативом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.

Возражая  против  удовлетворения   требований  Кооператива   Комитет  и  Администрация   ссылаются  на  расположения   спорного   земельного   участка  в  границах   Санкт-Петербурга,   а  не  Ленинградской  области,  в  связи  с  чем  у  Администрации   отсутствовали   основания  для   предоставления  испрашиваемого   земельного   участка   Кооперативу   для  строительства  и  оборудования   ремонтной   базы.

   Представитель   Комитета  заявил  устное  ходатайство   о  приобщении   к  материалам  дела    в  качестве  доказательства   расположения  части    испрашиваемого    земельного   участка   в  границах  Санкт-Петербурга   схемы,  подготовленной   Региональной   государственной   информационной   системой.

Апелляционный  суд     протокольным   определением  отклонил  ходатайство   Комитета  о  приобщении   к  материалам  дела   схемы, подготовленной   Региональной   государственной   информационной   системой,  поскольку   Комитет  в  нарушение   положений   статьи   268   Арбитражного   процессуального   кодекса  Российской  Федерации  не   обосновал  невозможность   предоставления   указанного   доказательства    при  рассмотрении   дела  в  суде  первой  инстанции.

Кроме  того,   отклоняя   ходатайство   о  приобщении  к  материалам   дела   данного   дополнительного   доказательства,   апелляционный  суд   учитывает  следующие  возражения   заявителя.

Постановлением   Правительства   Санкт-Петербурга  «О  создании  региональной   информационной   системы,   содержащей   сведения   об  объектах  недвижимости   и  объектах  землеустройства «Геоинформационная   система   Санкт-Петербурга»  от 30.11.2009г.  № 1387   принято   решение  о  создании   региональной   информационной   системы «Геоинформационная   система   Санкт-Петербурга»  и  утверждено   Положение  о  ней. Система   представляет  собой   государственную   информационную  систему  исполнительных  органов  государственной   власти   Санкт-Петербурга,  в  состав   которой   входят  сведения   об  объектах   недвижимости,  объектах   землеустройства,   картографическая,  статистическая   и  иная   информация,  а  также   иные   пространственные   данные,  предоставляемые   органами   государственной   власти,  органами  местного   самоуправления  в  Санкт-Петербурге   и  организациями. Схема,  подготовленная  Региональной   государственной   информационной   системой,   представляет   собой  внутренний   информационный   документ  для  использования  органами  государственной   власти.

 Вместе  с  тем  основным  документом,  содержащим  сведения  о   недвижимом  имуществе (с  учетом  его   уникальных  характеристик)   является     кадастровый  паспорт  недвижимого   имущества.

Из кадастрового паспорта спорного земельного участка №78/201/14-54603 от 07.03.2014г.,  выданного филиалом ФГБУ «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу следует, что он расположен по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Лаголовское  сельское  поселение (у г.  Красное   село).

Кроме  того,  при  определении   местоположения   спорного   земельного  участка   судом   первой  инстанции   принято  во   внимание  адресованное   суду  письмо  ФБГУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Санкт-Петербургу от 06.04.2015г. № 3868,  в  котором   указано,  что  спорный земельный участок находится в границах Петербургского кадастрового округа, но за административными границами города Санкт-Петербурга (л.д. 43),  и  письмо  начальника Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ломоносовскому району и г. Сосновый Бор №10/14-1318 от 07.05.2010г.,  из  которого  следует, что испрашиваемый земельный участок находится в административной границе Ломоносовского района Ленинградской области, но по кадастровому делению согласно приказу №П/0073 от 19.03.2008 «Об утверждении прохождения границ между кадастровыми округами» относится к Петербургскому кадастровому округу (л.д. 20).

Апелляционный  суд  также  учитывает,  что  вопреки  доводу   апелляционной  жалобы   Комитета   в  материалы  дела   представлено  адресованное   Кооперативу   письмо  начальника  управления  (агентства)   недвижимого     имущества   Красносельского   района   КУГИ  от 25.05.2011г.  № 1477-08 (л.д. 21),  в  котором   сообщается,  что  испрашиваемый   земельный   участок   территориально   расположен  вне   административных  границ   города    Санкт-Петербурга,  в  связи  с  чем  Комитет  не   обладает   полномочиями   по  распоряжению   указанным   участком.

Поскольку Кооперативом представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ,    но  Администрация  не   приняла  решение   о  предоставлении   спорного   земельного   участка   для  строительства,   то   суд  первой  инстанции   пришел  к  правильному  выводу  о  том,  что   бездействие   Администрации   является  незаконным,  нарушающим   законные  права  и   интересы  Кооператива,     в  связи  с  чем   удовлетворил   требования   Кооператива.

С  учетом  изложенного   апелляционные  жалобы  не   подлежат  удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от  13  мая  2015  года по делу №  А56-85402/2014  оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Р. Старовойтова

Судьи

Я.В. Барканова

 Е.В. Жиляева