ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17012/2015 от 17.09.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 сентября 2015 года

Дело № А21-1893/2015

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Загараевой  Л.П., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания  Цубановой К.А.

при участии: 

от заявителя: Гензель В.В. – доверенность от 10.11.2014

от ответчика: Курочкин В.Н. – доверенность от 12.01.2015

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-17012/2015 )   ЗАО "ВЛ Калининград" на решение   Арбитражного суда   Калининградской области от 25.05.2015  по делу № А21-1893/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению ЗАО "ВЛ Калининград",

к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области

о признании незаконным решения

установил:

            Закрытое акционерное общество «ВЛ Калининград» (место нахождения: 121059, город Москва, улица Брянская, дом 5; ОГРН 1117746546994; ИНН 7730647481, далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (место нахождения: 236000, город Калининград, Советский проспект, 13, а/я 5094; ОГРН 1023900773192; ИНН 3905031762,  далее – Служба)  с заявлением:

-  о признании  незаконным решение от 29.12.2014 Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области об отказе в установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии;

- об обязании  Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области открыть дело об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии согласно заявлению ЗАО «ВЛ Калининград» от 24.12.2014 (вх.№6077 от 24.12.2014) и рассмотреть заявление и обосновывающие материалы по существу.

            Решением суда от 25.05.2015 в удовлетворении заявления  Обществу отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального  права.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Службы возражает против удовлетворения жалобы,  просит суд отказать Обществу в удовлетворении жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и  обоснованность принятого судебного акта проверены  апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, что 24.12.2014 в Службу обратилось Общество с заявлением от 22.12.2014 исх.№231, в котором просит открыть дело об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015 год, предлагает установить  НВВ Обществу на 2015 год в размере 326 132 369 рублей; предлагает установить индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2015 год в размере 0,0966 руб/кВтч.

Рассмотрев заявление Общества, Служба письмом от 29.1.2014 №4413 сообщила, что отказывает в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год на основании пункта 9(1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, согласно которому, регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (далее – Стандарты раскрытия информации),  или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Общество, считая, что оно не является субъектом оптового или розничного рынков электрической энергии, и к нему не применяются требования пункта 9(1) Стандартов раскрытия информации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, признав законность отказа в открытии дела об установлении тарифов.

Суд апелляционный инстанции,  изучив материалы дела, доводы жалобы находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по утверждению тарифов на тепловую энергию предусмотрены статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003   №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2011  №1178 утвердило Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).

Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 28.03.2013 №313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Регламент установления цен).

Порядок рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определен разделом III Регламента установления цен.

В соответствии с пунктом 2 Регламента рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании предложений (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

В соответствии с пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178, а также пунктом 5 Регламента регулирующий орган обязан отказать в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N24 (далее – Стандарты раскрытия информации).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество не опубликовало в электронных средствах массовой информации предложение о размере цен (тарифов).

Служба, руководствуясь постановлением Правительства от 29.12.2011            N 1178 и Приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э, указала заявителю на необходимость устранение указанных недостатков.

Общество считает, что требования пункта 9 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178, а также пункта 5  Регламента не него не распространяются, поскольку оно еще не является субъектом оптового либо розничных рынков электрической энергии.

Между тем, данный довод Общества является ошибочным, поскольку в  случае если бы Общество не обратилось в Службу в целях государственного регулирования, то оно и не должно было бы раскрывать информацию о своей тарифной заявке. Но так как Общество пожелало осуществлять регулируемый вид деятельности, пройти процедуру государственного регулирования, а следовательно должно было раскрыть информацию в порядке, утвержденном указанными постановлениями Правительства Российской Федерации.

По сути,  Общество согласилось с объективностью требований Службы, устранив данное замечание и сообщив в Службу 28.01.2015 о раскрытии информации, в соответствии с утвержденными Стандартами. Однако,  в результате анализа представленных Обществом в Службу документов возникли дополнительные препятствующие открытию тарифного дела обстоятельства. одним из которых была необходимость заверить печатью заявление Общества в соответствии с Регламентом ФСТ России.

Отказ в открытии тарифного дела сам по себе не может препятствовать предпринимательской деятельности и нарушать права Заявителя. Нарушать права Заявителя и препятствовать предпринимательской деятельности может только неустановление тарифа.

Однако у Службы отсутствовала возможность установления для Заявителя тарифа, т.к. Общество не подпадало под критерии отнесения его к территориальной сетевой организации.

В соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным Постановление Правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189, Служба устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В соответствии со статьей  3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Исходя из сведений, представленных ЗАО «ВЛ Калининград», данная организация является собственником следующих объектов электросетевого хозяйства:

ВЛ-330 от Калининградской ТЭЦ-2 до ПС 330 кВ Центральной, протяженностью 18136 м;

ВЛ-330 от Калининградской ТЭЦ-2 до ПС 330330 кВ Северной, протяженностью 32476 м.

Из заявления и документов Общества следует, что оно не владеет на праве собственности или на ином законном основании силовыми трансформаторами, суммарная  установленная мощность которых составляет не менее 10 MB А., а также не владеет линиями электропередачи для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Калининградской области с не менее чем двумя уровнями питающего напряжения.

Принимая во внимание, что ЗАО «ВЛ Калининград» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» не может быть отнесено к территориальным сетевым организациям, установление для него Службой тарифов привело бы к нарушению действующего законодательства.

Судом правомерно сделан вывод, что открытие тарифного дела без учета указанных требований привело бы к нарушению действующего законодательства и, как следствие, нарушению прав потребителей электрической энергии Калининградской области.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в  соответствии с пунктом 4 Регламента он распространяется и на организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования, а также пункта 5 Регламента регулирующий орган обязан отказать в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации.

Долгосрочные параметры регулирования относятся к методу доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Таким  образом, Обществу необходимо было опубликовать предложение о размере цен (тарифов), что сделано не было.

Согласно абзацу второму пункта 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Общество направило в Службу заявление об открытии дела на установление тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2015 год, таким образом, данная организация позиционирует себя как субъект рынков электрической энергии. Раскрытие информации не только позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с предложением о размере цен (тарифов), но и делает прозрачным и доступным само государственное регулирование.

Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации информация раскрывается путем:

- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

- опубликования в электронных средствах массовой информации;

- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;

- опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из пункта 3(1) Правил субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.

Следовательно, опубликование информации в официальных печатных изданиях не избавляет организацию от обязанности раскрывать информацию на сайте в сети интернет.

Постановлением Правительства Калининградской области от 27.12.2012 № 1079 «Об опубликовании законов Калининградской области и нормативных актов Правительства Калининградской области, правовых актов Губернатора Калининградской области, официальных материалов Правительства Калининградской области» газета «Калининградская правда признана» официально уполномоченным средством массовой информации (официальным изданием), в котором публикуются законы Калининградской области и нормативные акты Правительства Калининградской области, правовые акты Губернатора Калининградской области, официальные материалы Правительства Калининградской области.

Общество не опубликовало в электронных средствах массовой информации предложение о размере цен (тарифов).

Заявителем была опубликована информация в газете «Комсомольская правда» без ссылки на сайт, где информация опубликована в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 Регламента рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) на услуги, оказываемые на розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании предложений (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

Заявление подписывается руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и заверяется печатью заявителя.

Поступившая в адрес Службы тарифная заявка Общества не была заверена печатью заявителя. Кроме того, к заявке не были приложены, выполненный в соответствии с Методическими указаниями ФСТ России, расчет расходов от осуществления регулируемой деятельности и договор на осуществление регулируемой деятельности (отсутствовали сведения об объеме воздушных линий электропередач и кабельных линий электропередач в условных единицах в зависимости от протяженности, расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов не соответствовал требованиям методических указаниями, утвержденных приказом ФСТ от 06 августа 2004 г. N 20-э/2.

В случае если в ходе анализа представленных предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы. Принимая во внимание, что в отношении вновь созданной территориальной сетевой организации у органа регулирования еще не может быть результатов проверки ее хозяйственной деятельности, а также данных за предшествующие периоды регулирования, то непредставление запрошенных сведений может привести к невозможности установления тарифов.

Судом правомерно отмечено,  что в настоящее время установление тарифов для Общества выходит за рамки компетенции Службы в соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным Постановление Правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189 и статьей 3 Закона об электроэнергетике.

Таким  образом, требование Общества об открытии дела на основании его заявления от 24.12.2014 и рассмотрение заявления и обосновывающих материалов по существу является незаконным и необоснованным  также в соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен тарифов) в электроэнергетике", Правилами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда также содержит иные выводы, послужившие для отказа в удовлетворении заявления, при этом в оспариваемом решении Службы отсутствуют такие  основания для отказа, кроме тех которые указаны, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку они не изменяют, а напротив,  дополняют  выводы Службы и не привели к принятию неправильного решения.

Вопреки доводам подателя жалобы нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 мая 2015 года по делу № А21-1893/2015   оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «ВЛ Калининград» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.П. Загараева

 Е.А. Сомова