ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17540/2007 от 01.04.2008 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 апреля 2008 года

Дело № А56-26788/2007

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Петренко Т.И., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания:  Немшановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 1153/2008) Турецкого акционерного общества "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2007 по делу № А56-26788/2007 (судья У.В. Стельчук),

по заявлению  Турецкого акционерного общества "CAGOGRETIMISLETMERIA.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ"

к  Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга

третье лицо    Государственная общеобразовательная гимназия-интернат № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

о признании недействительным распоряжения

при участии:

от заявителя: А.Э. Тюркели, дов. № 32706 от 12.09.20007; Е.Ю. Глазкова, дов. № 32704 от 12.09.2007; И.В. Пехтерев, дов. № 32705 от 12.09.2007;

от ответчика: А.С. Бородатый, дов. от 25.04.2007; С.А. Бородатый, дов. от 25.04.2007

от третьего лица: А.С. Бородатый, дов. от 15.01.2008 № 01; С.А. Бородатый, дов. от 15.01.2008 № 01.

установил:

Турецкое акционерное общество "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 04.07.2007 № 1048-р о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 Б № 475639, выданной Государственному общеобразовательному учреждению лицею № 664 «Международный лицей» Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Решением суда от 19.12.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано. Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что оспариваемым распоряжением Комитета не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, при этом сам Лицей с заявлением о признании недействительным распоряжения не обращался.

Кроме того, суд указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявления еще и потому, что на момент вынесения Комитетом распоряжения Общество уже не являлось учредителем Лицея, новая редакция Устава которого зарегистрирована 01.06.2007.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и признать недействительным оспариваемое распоряжение. По мнению подателя жалобы, решение суда незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Постановлением от 29.02.2008 суд апелляционной инстанции отменил решение суда на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, общеобразовательное учреждение, которое в соответствии с новой редакцией Устава переименовано в Государственную общеобразовательную гимназию-интернат № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее – образовательное учреждение, Гимназия).

В соответствии с частью 5 статьи 270 АПК РФ апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 29-31 мая 2007 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.05.2007 № 1463 проведена выездная (инспекционная) проверка деятельности Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Государственного общеобразовательного учреждения лицея № 664 «Международный лицей» Красногвардейского района Санкт-Петербурга по обеспечению соблюдения законодательства РФ в области образования.

Результаты проверки отражены в Акте от 31.05.2007 (том 1 л.д. 44-54). На основании  Акта от 31.05.2007 Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга вынесено распоряжение от 04.07.2007 № 1048-р, которым приостановлено действие лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 Б № 475639, выданной Государственному общеобразовательному учреждению лицею № 664 «Международный лицей» Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Общество, полагающее, что содержащиеся в акте от 31.05.2007 выводы о недостатках и нарушениях, положенные в основу распоряжения от 04.07.2007, затрагивают его права и законные интересы, как учредителя Лицея, принимающего непосредственное участие в организации его деятельности (финансирование строительства и ремонта, организация учебного процесса), не согласилось с распоряжением и обратилось в Арбитражный суд.

Судом отклонено ходатайство Общества о дополнении заявления требованием о признании недействительным акта от 31.05.2007, поскольку суд считает, что означенный акт является одним из доказательств по делу и подлежит оценке судом в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ.

Комитет и Гимназия, в интересах которых действует один и тот же представитель, возражают против удовлетворения заявления, поскольку считают, что оспариваемым распоряжением права Общества не нарушены.

Как следует из содержания распоряжения от 04.07.2007 оно вынесено на основании акта от 31.05.2007 выездной (инспекционной) проверки деятельности образовательного учреждения, проведенной 29-31 мая 2007 согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.05.2007г.

Выездная (инспекционная) проверка в отношении Комитета и образовательного учреждения проведена в соответствии с Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 (далее – Правила). В акте проверки отражены следующие нарушения, выявленные в деятельности образовательного учреждения:

- Уставом неправомерно предусмотрено исключение обучающихся, достигших возраста 14 лет;

- в нарушение статьи 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» в Уставе указано, что учреждение имеет трех учредителей, а фактически учреждение не имеет ни одного учредителя;

- к педагогической деятельности допущены  лица – граждане Турецкой Республики, не имеющие документа о получении профессионального образования (без указания фамилий);

- у большинства граждан Турецкой Республики не оформлены визы на работу в России, что делает их преподавательскую деятельность незаконной (без указания фамилий);

- в качестве основных учебных пособий используются учебные материалы, подготовленные и изданные в Турецкой Республике, и не имеющие допуска к использованию в образовательном процессе в учреждениях Российской Федерации;

- преподаватели – граждане Турецкой Республики плохо владеют русским языком;

- учебные пособия для преподавания турецкого языка не прошли экспертизу в установленном порядке;

- учебная нагрузка, аудиторная нагрузка превышают норматив, установленный  пунктом 2.9.4 СанПин 2.4.2.1178-02, утвержденных 28.11.2002 № 44;

- не соблюдается федеральный компонент Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 № 332 – уменьшено количество часов на изучение математики, физики, биологии, искусства, информатики, химии;

- некачественно проводится подбор и расстановка кадров, что выражается в превышении учебной нагрузки на преподавателей, допуске граждан Турецкой Республики, у которых отсутствует необходимая квалификация, к преподаванию русского языка, преимущественном назначении граждан Турецкой Республики классными руководителями и воспитателями;

- введена система наказаний, ограничивающая права и свободы обучающихся;

- нарушение санитарно-гигиенических правил при хранении продуктов в холодильной камере;

- нарушение безопасной жизнедеятельности, выразившееся в обнаружении в кабинетах физики, химии, компьютерном классе ртутных термометров и прибора, содержащего искусственный источник радиоактивного излучения;

- отсутствие планов эвакуации, огнетушителей, запасного эвакуационного выхода.

Акт проверки подписан членами комиссии и председателем Комитета по образованию 31.05.2007г.

Распоряжением от 04.07.2007 Комитет по образованию на срок до 01.09.2007 приостановил действие лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 Б № 475639, выданной Государственному общеобразовательному учреждению лицею № 664 «Международный лицей» Красногвардейского административного района. Директору образовательного учреждения в срок до 01.09.2007 предложено представить «информацию об устранении нарушений, выявленных в ходе инспекционной проверки».

29.08.2007 директором образовательного учреждения в Комитет представлено заявление от 27.08.2007 № 1, в котором указано об устранении нарушений, в том числе о наличии у всех сотрудников документов о среднем или высшем профессиональном образовании, исключении из процесса преподавания учебников, не имеющих доступа к использованию в образовательных учреждениях Российской Федерации, о приведении в соответствие количества часов учебной нагрузки в соответствие с требованиями СанПин и учебного плана в соответствие с Базисным учебным планом, а также об устранении нарушений требования по охране труда и безопасности жизнедеятельности (том 3 л.д. 9).

По факту получения означенного заявления Комитетом по образованию  31.08.2007 издано распоряжение № 1229р  «О возобновлении действия лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 Б № 475639, выданной Государственному общеобразовательному учреждению лицею № 664 «Международный лицей» Красногвардейского административного района» (том 3 л.д. 8).

Оспаривая распоряжение Комитета о приостановлении действия лицензии, Общество ссылается на несоответствие выводов проверки, оформленной актом от 31.05.2007, фактическим обстоятельствам организации и ведения образовательной деятельности лицея, на необоснованность выводов проверки, а также на нарушение Комитетом порядка приостановления действия лицензии.

Оценив, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, доказательства, в том числе акт проверки от 31.05.2007, представленные Обществом надлежащим образом заверенные копии документов о высшем образовании граждан Турецкой Республики, осуществляющих преподавательскую деятельность (том 1 л.д. 83-152, том 2 л.д. 1-37), о порядке въезда граждан Турецкой Республики в Российскую Федерацию (том 2 л.д. 38-132), о распределении учебной нагрузки, подборе и расстановке кадров (том 1 л.д. 54-67), о готовности образовательного учреждения к новому 2006/2007 учебному году (том 1 л.д. 68-78), заявление директора образовательного учреждения от 27.08.2007 № 1, распоряжение Комитета от 31.08.2007 № 1229р, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности нарушений в деятельности образовательного учреждения, которые могли быть положены в обоснование распоряжения Комитета о приостановлении действия лицензии.

В соответствии пунктами 15, 18 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования результаты выездной (инспекционной) проверки оформляются актом, а выявленные в ходе проверки и отраженные в акте нарушения являются основанием для выдачи образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания о приведении условий образовательной деятельности и качества образования в соответствие с законодательством Российской Федерации в области образования.

Как следует из материалов дела такое предписание Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки не выдавалось.

Пунктом 14 статьи 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что выявленное соответствующим уполномоченным органом нарушение предусмотренных лицензией условий, является основанием для направления образовательному учреждению предписания об устранении нарушения. Неисполнение предписания в установленный в нем срок является основанием для приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

Согласно пунктам 33, 34 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000г. №796 (далее – Положение о лицензировании), лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии,  в случае: а) нарушения лицензионных требований и условий; б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Из материалов дела следует, что решение об устранении нарушений лицензирующий орган – Комитет по образованию, в отношении образовательного учреждения не принимал и в адрес образовательного учреждения не направлял.

Сведений о нарушении образовательным учреждением лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности  ни в акте проверки от 31.05.2007, ни в оспариваемом распоряжении  от 04.07.2007 не содержится. Такими требованиями и условиями, согласно пунктам 12, 17 Положения о лицензировании, являются соответствие условий осуществления образовательного процесса требованиям строительным норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Оценив содержание акта проверки от 31.05.2007, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Замечания в акте проверки от 31.05.2007 к положениям Устава образовательного учреждения не являются нарушением лицензионных требований и условий, влекущих приостановление действия лицензии. К тому же, в акте указано на то, что проводится работа по внесению изменений в Устав.

Выводы проверяющих о том, что к педагогической деятельности допущены граждане Турецкой Республики, не имеющие документа о получении профессионального образования опровергаются представленными Обществом в материалы дела доказательствами – копиями дипломов, полученных задолго до июля-августа 2007 года, письмами Минобразования РФ о подтверждении эквивалентности документов об образовании, выданных учебными заведениями Турецкой Республики, российскому диплому о высшем профессиональном образовании. В заявлении от 27.08.2007 № 1 директор лицея сообщил о наличии у всех педагогических работников соответствующих документов об образовании. Между тем, такие документы, при условии соответствия выводов проверяющих об их (документов) отсутствии фактическим обстоятельствам, не могли появиться в течение двух месяцев. К тому же, акт проверки не содержит конкретных фактов с указанием фамилий педагогов, допущенных к обучению, но не имеющих соответствующих документов об образовании. При изложенных обстоятельствах означенный вывод проверки следует признать необоснованным, а потому не свидетельствующим о нарушении образовательным учреждением лицензионных требований, касающихся образовательного ценза педагогических работников.

Также бездоказательны выводы проверки об использовании в качестве основных учебных пособий учебных материалов, подготовленных и изданных в Турецкой Республике, и не имеющих допуска к использованию в образовательном процессе в учреждениях Российской Федерации. Перечня таких учебных пособий в акте проверки нет, поскольку сведения получены «в ходе бесед с обучающимися».

Образовательное учреждение представило список учебной литературы, используемой в качестве учебных пособий (том 2 л.д. 133-160), в числе которых нет изданных в Турецкой Республике.

Сведения о том, что преподаватели – граждане Турецкой Республики плохо владеют русским языком, также не подтверждены в порядке, предусмотренном пунктом 13 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования.

Бездоказательными являются и выводы о превышении учебной нагрузки норматива, установленного пунктом 2.9.4 СанПин 2.4.2.1178-02, утвержденных 28.11.2002 № 44, а также о несоблюдении федерального компонента Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 № 332. К тому же, эти показатели не включены в перечень лицензионных требований и условий, а являются, по мнению суда, показателями качества образования. А в соответствии с пунктом 17 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования  несоответствие качества образования требованиям законодательства Российской Федерации об образовании является основанием для направления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки предписания об устранении нарушений, а не для приостановления лицензирующим органом действия лицензии на образовательную деятельность.

Требования об оформлении гражданами Турецкой Республики виз на работу в России противоречит положениям подпункта 8 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Сведения о введении образовательным учреждением системы наказаний, ограничивающей права и свободы обучающихся, не основаны на конкретных фактах и доказательствах, равно как и выводы о нарушении безопасной жизнедеятельности, нарушении санитарно-гигиенических правил и правил обеспечения пожарной безопасности.

Согласно акту от 01.06.2006 образовательное учреждение подготовлено к новому учебному 2006/2007 году, в том числе установлено соответствие санитарно-технического состояния помещений нормативным требованиям, а также соблюдение правил и требований пожарной безопасности (том 1 л.д. 71-76).

По результатам исследования и оценки указанных выше доказательств, апелляционный суд пришел к выводу о том, что сведения, изложенные в акте проверки от 31.05.2007., равно как и сведения, изложенные в заявлении директора от 27.09.2007 № 1 об устранении нарушений, носят формальный характер.

При изложенных обстоятельствах у Комитета отсутствовали предусмотренные Положением о лицензировании основания для приостановления действия лицензии на образовательную деятельность, а потому распоряжение от 04.07.2007г. № 1048-р следует признать не соответствующим названному Положению о лицензировании, пункту 14 статьи 33 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обосновывая свое право на обращение с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета от 04.07.2007 о приостановлении действия лицензии, выданной Гимназии, Общество ссылается на то, что означенным распоряжением нарушены его права. Суд находит доводы Общества обоснованными.

Согласно Учредительному договору от 24.03.1995 (том 1 л.д. 10-19), заключенному, в том числе, с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве, Общество приняло на себя обязанности учредителя образовательного учреждения – «Лицей восточной культуры для мальчиков» - правопредшественника Государственного общеобразовательного учреждения лицея № 664 «Международный лицей» Красногвардейского административного района», впоследствии переименованного в Государственную общеобразовательную гимназию-интернат № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Исполняя обязанности учредителя, Общество осуществляло реальное, а не формальное участие в деятельности образовательного учреждения. Довод Общества о том, что в течение всего периода деятельности образовательного учреждения объем его финансирования со стороны Общества составил около 2 миллионов долларов США, Комитет не оспаривает, поскольку считает, что приостановление действия лицензии на образовательную деятельность не препятствует Обществу продолжать финансирование Гимназии. Судом приобщены к материалам дела копии договоров, подтверждающих оплату Обществом ремонтных работ в помещениях гимназии (оригиналы обозревались в судебном заседании).

Суд находит обоснованным довод Общества о том, что отраженные в акте проверки от 31.05.2007 и положенные в основу оспариваемого распоряжения претензии к организации учебного процесса и качеству образования затрагивают деловую репутацию Общества не только как коммерческой организации, но и как учредителя Гимназии. Общество финансировало новое строительство, ремонт и содержание помещений Гимназии, участвовало в образовательной деятельности путем делегирования граждан Турецкой Республики в качестве преподавателей. Общество намерено продолжать свое участие в деятельности образовательного учреждения, а потому необоснованные претензии к организации образовательного процесса, и, прежде всего к образовательному цензу педагогических работников – граждан Турецкой Республики, безусловно, нарушают права и законные интересы Общества, создавая впечатление об Обществе, как о неблагонадежном партнере, участие которого в деятельности образовательного учреждения нежелательно. Между тем, участие в качестве учредителя образовательного учреждения явилось для Общества формой осуществления экономической деятельности на территории Российской Федерации, для продолжения которой создаются необоснованные препятствия.

Доводы Комитета о том, что на дату вынесения распоряжения Общество не являлось учредителем образовательного учреждения, отклоняются судом, поскольку новая редакция Устава оспаривается Обществом в рамках дела № А56-26800/2007. К тому же, по мнению суда, это обстоятельство не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, ибо в ходе инспекционной проверки, результаты которой положены в основу оспариваемого распоряжения, оценивалась деятельность образовательного учреждения, в которой принимало участие Общество (2006/2007 учебный год), а потому имеет право оспаривать результаты этой проверки.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что распоряжение Комитета по образованию от 04.07.2007 № 1048-р подлежит признанию недействительным, как не соответствующее Закону Российской Федерации «Об образовании», Положению о лицензировании образовательной деятельности и нарушающее права и законные интересы учредителя образовательного учреждения - Турецкого акционерного общества "CAG OGRETIM ISLETMERI A.S. "ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ".

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать недействительным распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 1048-р «О приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность от 07.02.2003 № 475639, выданной Комитетом по образованию Государственному общеобразовательному учреждению лицею № 664 «Международный лицей» Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга».

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

Т.И. Петренко

И.Г. Савицкая