ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 августа 2022 года | Дело № А56-105424/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 19.07.2022;
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17683/2022 ) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 по делу № А56-105424/2021 , принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контрак"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Контрак" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее – таможня) от 15.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10216170/250521/0150704, об обязании устранить допущенные нарушения прав Общества путем возврата, излишне уплаченных таможенных платежей в размере 66881 рублей 72 копеек.
Решением от 28.04.2022 суд первой инстанции заявленные требования Общества удовлетворил, признал недействительным решение Балтийской таможни от 15.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары №10216170/250521/0150704; обязал Балтийскую таможню возвратить ООО «Контрак» излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 66 881 рублей 72 копеек.
В апелляционной жалобе Балтийская таможня просит решение суда от 28.04.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, представленные документы, сведения и пояснения не подтверждают полноту и достоверность проверяемых сведений о таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ № 10216170/250521/0150704, и не устраняют основания для проведения проверки таможенных и иных документов и (или) сведений, в связи с чем решение Балтийской таможни от 15.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО «Контрак» в ДТ № 10216170/250521/0150704, является правомерным.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.05.2021 Общство подало на Балтийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Балтийской таможни декларацию на товары №10216170/250521/0150704 в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40). Товары, заявленные в указанной декларации на товары (далее - ДТ), ввезены Обществом во исполнения внешнеторгового контракта №001/02-2016 от 01.02.2016, заключенного между Обществом и фирмой «NEVAMED S.L.» (Испания).
К таможенному оформлению были представлены товары 7 наименований, а именно товарные каталоги, плитка керамическая, керамические бордюры, выставочные панели с образцами плитки керамической.
Таможенная стоимость товаров определена Обществом путем применения первого метода определения таможенной стоимости (в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) - по цене сделки с ввозимыми товарами.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС Балтийской таможней 26.05.2021 направлен запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений до 04.06.2021, а при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС – в срок до 15.07.2021, а именно:
- сведения, касающиеся прав и обязанностей сторон договора;
- размер суммы денежных средств, фактически уплаченной за декларируемую партию товаров;
- сведения, необходимые для проведения сравнительного анализа стоимости оцениваемых товаров с идентичными;
- о наличии ограничений прав покупателя на ввезенные товары;
- о формировании цены сделки.
В подтверждение указанных сведений, таможенным органом направлен Обществу запрос об истребовании следующих документов:
1. Заверенные копии контракта, действующие приложения, дополнения, изменения, спецификации к представленному контракту.
2. Выписка из лицевого счёта с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счёта покупателя и продавца, ведомость банковского контроля, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товара.
3. Пояснения о влияющих на цену физических (технических) характеристик товаров. Ценовая информация о цене товара в стране экспорта. Сведения из нейтральных источников информации в отношении стоимости в стране экспорта товаров идентичных или однородных оцениваемым.
4. Ценовая информация о стоимости товаров на качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование.
5. Заказы, подтверждения заказов, заверенный в установленном порядке прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров, представляющий собой открытую оферту неограниченному кругу лиц. Заверенные копии договора перевозки и действующие приложения и дополнения к нему, заявки, счета на оплату услуг, банковские платежные документы (платежные документы, выписки со счета), подтверждающие оплату расходов по транспортировке до места прибытия на таможенную территорию Союза (оплату счетов, выставленных за перевозку товаров), сведения о погрузке-выгрузке, перегрузке товара, расходах на его упаковку, маркировку, тару, формирование товарной партии. При наличии посредника - экспедиторского договора, счет (инвойс) к оплате агентского сбора по договору экспедиции, банковские платежные документы. При наличии дополнительных расходов - счета сторонних организаций на оплату дополнительных услуг, связанных с транспортировкой товара, банковские платежные документы. Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договору транспортной экспедиции. Акт об оказании услуг (далее Акт) на договорную стоимость перевозки и на дополнительные расходы (если такие возникли). Сводный счет-фактура на договорную стоимость перевозки и счет-фактура на дополнительные расходы (если таковые возникли).
Срок исполнения запроса был определен таможенным органом до 15.07.2021 с условием внесения обеспечения таможенных платежей по следующему товару, исходя из сведений, указанных в расчете размера обеспечения от 26.05.2021 года:
- товар №3 - ПЛИТКА КЕРАМИЧЕСКАЯ ОБЛИЦОВОЧНАЯ, ДЛЯ ПОЛОВ И СТЕН, ИЗ КЕРАМОГРАНИТА (КАМЕННАЯ КЕРАМИКА) ГЛАЗУРОВАННАЯ, С КОЭФФИЦИЕНТОМ ПОГЛОЩЕНИЯ ВОДЫ НЕ БОЛЕЕ 0,5 МАС.%, РАЗМЕР В СМ. 20X20 в 108КОР.- 2592ШТ.-103,68М2 MARAZZI GROUP SPA, RAGNO, R7GS CONTR ASTIGRIGIO 20X20, R7GS 20X20 В 54KOP.- 1296ШТ.-51,84М2 MARAZZI GROUP SPA, RAGNO, R7HH CONTR ASTI TAP 6 20X20, R7HH 30X30 В 12KOP.- 144ШТ.-12,96М2 MARAZZI GROUP SPA, RAGNO, R47G STONEW AY_PORFIDO BEIGE 30X30, R47G 15X15 В 5KOP.- 160ШТ. -3,6M2 MARAZZI GROUP SPA, RAGNO, R47N STONE WAY_PORFIDO BEIGE 15X15, R47N.
Сумма обеспечения в размере 66 881 рубль 72 копейки была внесена Обществом на счет таможенного органа в соответствии с таможенной распиской № 10216170 /270521/ЭР от 27.05.2021.
27.05.2021 товар, задекларированный по ДТ №10216170/250521/0150704 выпущен Балтийским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуска для внутреннего потребления», в связи с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
15.07.2021 декларантом в адрес таможенного органа был направлен ответ на запрос от 26.05.2021 в электронном виде.
Обществом были представлены следующие документы:
- письмо продавца об отсутствии экспортной декларации от 26.006.2021,
- письмо о нестраховании груза от 01.07.2021,
- контракт №001/02-2016 от 01.02.2016 с дополнительными приложениями,
- инвойс № 001/02-2016-02190 от 07.05.2021,
- прайс-листы производителей керамической плитки,
- бухгалтерские документы об оприходовании данной поставки (карточки счетов 41, 19, 60),
- договор поставки товара на внутренний рынок,
- универсальные передаточные документы о продаже товара,
- выписки о перечислении денежных средств,
- заявления на перевод иностранной валюты №16 от 03.02.2021 и №17 от 04.02.2021,
- ведомость банковского контроля,
- документы в подтверждение размера и оплаты транспортно-экспедиционных услуг, включая заявку, счет, счет фактуру, акт выполненных работ и платежное поручение об оплате услуг экспедитора.
Также были представлены пояснения о ценообразовании физических характеристиках товаров и информация о стоимости похожих товаров на внутреннем рынке РФ. Также таможенному органу были даны ответы на поставленные вопросы.
21.07.2021 Балтийской таможней на основании пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС направлен дополнительный запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений до 30.07.2021, а именно:
Информацию о стоимости декларируемых товаров в стране экспортера, с учетом страны происхождения, производителя, артикула и характеристик товара в том числе с использованием интернет – ресурсов с указанием источников данной информации.
Письмом от 28.07.2021 Обществом был представлен идентичный комплект документов, что и письмом от 15.07.2021.
15.08.2021 Балтийским таможенным постом было вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары №10216170/250521/0150704.
В соответствии с указанным решением и формой корректировки таможенной стоимости, таможенным органом было предложено внести изменения по товарам в соответствии с прилагаемой корректировкой таможенной стоимости от 27.08.2021.
Сумма таможенных платежей подлежащих уплате в соответствии с корректировкой таможенной стоимости от 21.04.2021 по товару №3 составила 66 881 рубль 72 копейки.
Основанием для внесения изменений послужило следующее:
В соответствии с пунктом 1.2 контракта поставка товаров по настоящему контракту осуществляется партиями. Количество товаров по каждой партии, наименование, цена товаров согласовывается сторонами в инвойсах, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта. Инвойс согласованный обеими сторонами не представлен. Указанные противоречия не позволяют таможенному органу установить обстоятельства согласования сторонами сделки существенных условий, в частности количества и ассортименте товара, а также сроков поставки.
Иностранный контрактодержатель не является производителем товара, что, по правилам делового оборота, увеличивает стоимость товаров на размер «коммерческой выгоды». При этом заявленная стоимость товаров значительно отличается от аналогичных поставок в меньшую сторону. Факт отсутствия влияния на стоимость сделки скидок и аналогичных факторов не подтвержден документально;
Обществом представлено платежное заявление на перевод № 17 от 04.02.2021, согласно которому сумма в инвалюте в размере 18487, 59 евро, переведена в адрес продавца по контракту от 01.02.2016 № 001/02-2016. Кроме номера контракта от 01.02.2016 № 001/02-2016 в графе 70 заявления на перевод никаких дополнительных сведений не указано. Таким образом, у таможенного органа отсутствует возможности убедиться в оплате по данной поставке (в том числе и в каком объеме произведена (не произведена) оплата), стоимость товара по которой составляет 24934,06 долл. США. Кроме того, согласно тексту сопроводительного письма от 09.07.2021, в предоставленном платежном поручении № 16 от 03.02.2021 оплачен только товара по ДТ № 10216170/250521/0150704, инвойс от 07.05.2021 №001/02-2016-02190 на сумму 24504.87 долл. США, тогда как само заявление на перевод № 16 от 03.02.2021на сумму 60852.77 евро. Иные документы и сведения, подтверждающие оплату (разбивку по оплате) товара согласно платежным поручениям в таможенный орган не предоставлены.
В соответствии с письмом № Б/Н «груз по контракту не страховался». Данный документ невозможно идентифицировать с рассматриваемой поставкой из-за отсутствия ссылки на инвойс, так как документы по страхованию товаров оформляются на каждую конкретную поставку товаров, а не на контракт в целом.
Не представлена экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза с переводом на русский язык. В соответствии с пунктом 10 Решения Комиссии ЕЭК от 27.03.2018. №42 в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями. Данные документы в ходе проверки не представлены.
Представленные декларантом копии электронных документов (заявления на перевод) не содержат даты их исполнения, не заверены штампом банка и подписью уполномоченного лица банка, соответственно не могли быть приняты таможенным органом в качестве документов, подтверждающих оплату товара по ДТ № 10216170/220521/0147694 и оплату по предыдущим поставкам.
Ведомость банковского контроля, представленная Обществом, не заверена банком. Таким образом, представленные сведения вызывают сомнения достоверности (подлинности).
Представленная информация о стоимости однородных товаров из сети интернет не содержит информации о периоде действия указанных цен, также как и не содержит информации о физических характеристиках товара (размер, калибр, производитель и т.д.). Невозможно сопоставить представленную информацию внутреннего рынка с заявленной декларантом информации в ДТ о товаре, а также произвести идентификацию заявленных сведений с товаросопроводительными документами. Дополнительно необходимо отметить, информация о стоимости товаров на внутреннем рынке Российской Федерации не может быть положена в основу принятия решения о проведении дополнительной проверки по таможенной стоимости товаров, поскольку действующее законодательство не регламентирует механизм формирования цены товара в зависимости от среднего уровня цен, сложившихся в определенном сегменте внутреннего рынка Российской Федерации.
Отсутствуют - документы по реализации товара на внутреннем рынке (договоры, оферты, заказы, каталоги, справочники). Счета фактуры по продаже товара другим организациям на территории РФ. Банковские документы по оплате реализованного товара, а также предоставить письменное объяснение невозможности представления.
В распоряжении таможенного органа имеется информация для определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 45 ТК ЕЭС (при гибком применении метода предусмотренного ст. 42 ТК ЕАЭС): так по ДТ №10216170/130521/0135613 оформлен товар №4 «плитка керамическая_...» (аналог товара №1 в рассматриваемой декларации на товары) с ИТС-26,84 Доллар/м2 (Таможенная стоимость- 1115950.4 руб., кол-во - 561.6 м2).
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Несогласие Общества с выводами Таможни, скорректировавшей таможенную стоимость задекларированного товара, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость спорных товаров задекларированных по ДТ №10216170/250521/0150704, определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по цене сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены: контракт от 01.02.2016 №001/02-2016, Дополнительные соглашения к контракту б/н от 24.07.2017, 28.01.2019, 04.02.2019, 25.03.2019, 17.10.2018, 04.08.2020, 26.11.2020, 10.12.2020; инвойс (счет –фактура) от 07.05.2021 №001/02-2016-02190; счет –фактура от 24.05.2021 №05/24/74; судовой коносамент №AFLO21XRTMLED87 от 17.05.2021; письмо информационное №б/н от 18.03.2019; договор ТЭУ №01/04/2019-2 от 01.04.2019, техническая документация от 07.05.2021; бухгалтерия от 20.05.2020.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта 001/02-2016 от 01.02.2016 количество товара по каждой партии, наименование, цена товаров, согласуются сторонами в инвойсах, которые являются неотъемлемой частью контракта. При этом инвойс является документом, который продавец оформляет самостоятельно и никаких подписей или печатей покупателя в данном документе не предусмотрено.
Из запроса документов и сведений не следует, что таможенный орган просил Общество пояснить причины заключения контракта не с производителем товаров, а с компанией « NEVAMED S.L.».
Какие-либо ограничения о выборе поставщика Закон не регламентирует.
Также в Дополнительном соглашении от 04.02.2019 к контракту 001/02-2016 от 01.02.2016 предусмотрена дополнительная торговая наценка поставщика в размере 1-2% от стоимости поставляемой партии товара.
Данный факт подтверждается наличием наценки поставщика в инвойсе №001/02-2016-02190 от 07.05.2021, что подтверждает, извлечение прибыли поставщиком из каждой поставки и взимание платы за комплектование партии товара.
Доказательства того, что стоимость товара производителя не отличается от стоимости товара, поставляемого продавцом, таможенным органом не приведены.
Таможенный орган ссылается на то, что при сопоставлении стоимости товаров из прайс-листа она равна стоимости товаров из инвойса; цены в прайс-листах установлены на определенный период времени в Евро, тогда как цены в инвойсе установлены в долларах США, что не позволяет точно установить размер коммерческой наценки по инвойсу. При этом по некоторым артикулам, разница в цене составляет гораздо больше, чем 1-2%, установленные контрактом. Приведен пример цены за артикул R7GSCONTRASTIGRIGIO 20х20 (прайс-лист – 10 Евро, инвойс – 12,35 долл. США).
Вместе с тем указанные доводы Таможни не подтверждены, не приведены примеры расчета.
Таможня считает, что Обществом не представлены дополнительные документы о распределении при оплате денежных средств, переведенных по заявлениям на перевод №16 от 03.02.2021, и №17 от 04.02.2021, в заявлениях на перевод отсутствуют реквизиты поставок, в счет которых был осуществлен платеж, заявления на перевод датированы ранее, чем дата инвойса, отсутствуют реквизиты счета ES7200190109974010039512 во внешнеторговом контракте.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта, по договоренности сторон возможна 100% предоплата поставляемого товара. В случае не поставки товара в течение 8 месяцев с момента получения предоплаты, предоплата подлежит возврату на счет получателя.
Заявлением на перевод №16 от 03.02.2021 в качестве предоплаты за поставляемые в будущем товары Общество перевело поставщику сумму в размере 60 852,77 Евро.
Заявлением на перевод №17 от 04.02.2021 в качестве предоплаты за поставляемые в будущем товары, Общество перевело поставщику сумму в размере 18 487,59 Евро.
В таможенный орган было представлено разъяснение (информационное письмо от 09.07.2021, согласно которому из сумм, переведенных по заявлению на перевод №16 от 03.02.2021, по данной поставке было оплачено 24 504,87 долларов США и 429,19 долларов США из заявления на перевод №174 от 04.02.2021.
Данные платежи в полной мере подтверждаются ведомостью банковского контроля. При этом, платежи в соответствии с контрактом могут осуществляться как в ЕВРО, так и в долларах США, конвертация валюты происходит по курсу ЦБ на день платежа.
Сведения о номере счета ES7200190109974010039512 были оформлены дополнительным соглашением от 10.08.2016 и в последующих дополнительных соглашениях, данный счет фигурирует.
Таможенный орган считает, что ведомость банковского контроля не заверена должностным лицом банка, однако на представленной ведомости банковского контроля от 14.07.2021 имеется цифровая подпись специалиста главного специалиста банка - ФИО4.
Также таможенный орган указывает, что Обществом не представлены дополнительные документы о распределении денежных средств, однако такого запроса при проведении таможенного контроля, должностными лицами таможни Обществу не направлялось.
В таможенный орган Обществом были представлены пояснения поставщика (отказ) от предоставления экспортной декларации, а также даны соответствующие пояснения.
В ответе на запрос таможенного органа обществом были представлены следующие документы: договор КТ2019//01/10 от 01.10.2019г. и универсальный передаточный документ №КТ0531/01 от 31.05.2021г. Также были представлены данные бухгалтерского учета поступивших товаров, подтвердивших поставку товара на внутренний рынок, что подтверждает представление таможенному органу документов о продаже товаров на внутреннем рынке.
Для определения таможенной стоимости по резервному методу (метод №6), таможенным органом была избрана ДТ №10216170/130521/0135613.
Однако в соответствии с подпунктом 2 п. 5 ст. 45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться на основе системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей.
Согласно п. 9 Решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 №138 «О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров» (далее - Решение N 138) может использоваться принятая таможенным органом таможенная стоимость идентичных оцениваемым или однородных оцениваемым товаров, отвечающих установленным критериям идентичности (внешний вид, физические характеристики, качество, репутация на рынке, производитель) или однородности (физические характеристики, компоненты, произведенные из тех же материалов, качество, репутация на рынке, товарный знак, производитель, тождественность выполняемых функций и коммерческая взаимозаменяемость) товаров.
На основании п. 10 Решения №138 при определении таможенной стоимости товаров по резервному методу рассматриваются ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС товары с максимально возможной схожестью, а также в соответствии с п. 12 названного Решения в случае, если для определения таможенной стоимости по резервному методу используется информация об идентичных или однородных товарах, источники такой информации должны содержать сведения, которые позволяют соотнести такие товары с оцениваемыми товарами (в частности такие сведения, как описание товаров, их технические характеристики, параметры, коммерческие наименования и прочие характеристики в зависимости от вида товара).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при детальном ознакомлении со сведениями, имеющимися в ДТ №10216170/130521/0135613, можно установить, что товар №4 - это 1-ПЛИТКА КЕРАМИЧЕСКАЯ ОБЛИЦОВОЧНАЯ, ДЛЯ ПОЛОВ И СТЕН, ИЗ КЕРАМОГРАНИТА (КАМЕННАЯ КЕРАМИКА) ГЛАЗУРОВАННАЯ, С КОЭФФРЩИЕНТОМ ПОГЛОЩЕНИЯ ВОДЫ НЕ БОЛЕЕ 0,5 МАС.%, РАЗМЕР 60х120см., производитель COOPERATIVA СЕБ1АМ1СА D'IMOLA S.C., товарный знак LAFAENZA. Товар, отношении которого внесены изменения, имеет иные размеры (20x20 см, 30x30 см, 15x30 см, 15x15 см), иного производителя - MARAZZI GROUP SPA (товарный знак RAGNO).
То есть, товар, взятый в качестве однородного (идентичного), невозможно соотнести с оцениваемым товаром по причине различных физических характеристик и параметров.
Также в нарушение положений подпунктом 2 п. 5 ст. 45 ТК ЕАЭС таможенным органом определена стоимость на основе системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей. Это подтверждается тем, что в ДТ №10216170/130521/0135613 имеются товары (№8, 12) идентичные товару №4, который был применен в качестве основы. Указанные товары имеют идентичные характеристики товару №4, однако индекс таможенной стоимости товара №8 составляет 16,7 долларов США/м2, индекс стоимости по товару №12 составляет 23,14 долл. США /м2. Избранный товар №4 обладает индексом стоимости 26,84 долл.С111А/м2.
Кроме того Общество пояснило, что ранее ООО «КонТрак» оформляло товары, идентичные товару №3 в спорной ДТ.
Например по ДТ №10216170/190321/0074724 был оформлен товар №16, производитель MARAZZIGROUPSPA, модель R7HHCONTRASTITAP 6 20x20 см по цене 14,50 долл. США за м2. По ДТ №10216170/060421/0115520 был оформлен товар №24 производитель MARAZZIGROUPSPA, модель R7HDCONTRASTITAP 2 20x20 см по цене 14,51 долл. США за м2. По ДТ №10216170/030421/0091645 был оформлен товар №15, производитель MARAZZIGROUPSPA, модель R7HNCONTRASTITAP 9 20x20 см по цене 14,22 долл. США за м2. По ДТ №10216170/060421/0115520 был оформлен товар №24 производитель MARAZZIGROUPSPA, модель R7HDCONTRASTITAP 2 20x20 см по цене 14,51 долл. США за м2. По ДТ №10216170/140321/0067606 был оформлен товар №23, производитель MARAZZIGROUPSPA, модель R7HNCONTRASTITAP 9 20x20 см по цене 14,48 долл. США за м2.
В спорной ДТ указанные модели были заявлены по 14,82 долл. США за м2, что является сопоставимыми условиями ввоза.
Апелляционная коллегия также обращает внимание, что предъявляя Обществу претензии в отношении подтверждения оплаты ввезенного товара по всей ДТ, таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости только в отношении товара № 3, тем самым признавая, что остальной товар оплачен в соответствии с определенной сторонами внешнеэкономического контракта стоимостью.
Таким образом, апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Таможней в решении от 15.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10216170/250521/0150704, не приведены достаточные доводы, исключающие возможность применения Обществом метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительным решения Таможни, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2022 года по делу № А56-105424/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зотеева | |
Судьи | М.И. Денисюк Н.О. Третьякова |