ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1892/2015 от 17.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 марта 2015 года

Дело № А26-8678/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии:

от  заявителя:  Михайловой В.В. по доверенности от 20.01.2015;

от  заинтересованного лица: не явились- извещены (уведомление №04758);

рассмотрев  в  открытом   судебном  заседании  апелляционную  жалобу (13АП-9292/2013) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на  решение  Арбитражного  суда  Республики Карелия   от  05.12.2014   по  делу  № А26-8678/2014 (судья Васильева Л.А.) , принятое

по  заявлению   Товарищества собственников жилья «Виктория 18»

к   Государственной жилищной инспекции Республики Карелия

признании недействительным предписания

установил:

            Товарищество собственников жилья «Виктория 18» (г.Петрозаводск, ул.Строительная, д.18, кв.14, далее-ТСЖ «Виктория», товарищество)  обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия   с заявлением   к  Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4 ОГРН 1091001011265,  далее- ГЖИ РК, инспекция) о признании недействительным предписания об устранении нарушений от 03.10.2014 №1402.

Решением суда  первой инстанции   заявленные требования товарищества удовлетворены.

Не согласившись  с  решением  суда,  ГЖИ РК   направила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда  первой  инстанции,  принять  новый  судебный  акт  об   отказе в удовлетворении  заявленных  требований по тем основаниям, что судом первой инстанции дана ошибочная оценка принятию оспариваемого предписания с нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

ГЖИ РК, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направила.

Представитель товарищества  с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что оспариваемым предписанием на товарищество возложена обязанность по устранению подтопления подвала многоквартирного дома . Между тем, товарищество не может устранить допущенное нарушение, поскольку данное имущество  принадлежит ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее - ОАО «ПКС»), которое  и допустило ненадлежащее содержание принадлежащих ему сетей теплотрассы. Следовательно, по мнению товарищества, инспекция, констатировав причину затопления подвала ОАО «ПКС», незаконно возложила обязанность по ее устранению на товарищество.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав представителя товарищества, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции     находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как  видно  из  материалов  дела,  на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия  №1226 от 17.09.2014 должностными лицами инспекции  была проведена внеплановая выездная проверка  ТСЖ «Виктория» по использованию и содержанию товариществом общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме №18 по улице Судостроительной города Петрозаводска, в связи с поступившей информацией о подтоплении подвалов дома от транзитной теплотрассы (л.д.26-27). 

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 03.10.2014, в котором отражено нарушение обществом при управлении многоквартирным домом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170  и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

По результатам проверки инспекция выдала ТСЖ «Виктория» предписание от 03.10.2014 №1402, согласно которому товариществу в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Судостроительная, д. 18  необходимо,

-провести обследование причин подтопления подвального помещения подъездов №№ 1 и 2 канализационными стоками, принять необходимые меры по их устранению;

-выполнить работы по осушке подвального помещения подъездов №№ 1 и 2, произвести их очистку и санитарную обработку.

Товарищество, полагая, что проведение проверки осуществлено без законных оснований, предусмотренных  Законом №294-ФЗ, и, что инспекция, констатировав причину затопления подвала ОАО «ПКС», незаконно возложила обязанность по ее устранению на товарищество,  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд  первой  инстанции,  удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод  о  нарушении инспекцией порядка и процедуры проведения проверок, установленных Законом №294-ФЗ. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда .

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила № 491).

Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите и прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил № 491).
  Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правилами № 170 установлено:

- организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (пункт 3.4.1);

- в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях (пункт 3.4.8).

- организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать, в том числе: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки, проведенной с участием председателя правления товарищества,  инспекцией  03.10.2014 составлен акт №1226, в котором отражено, что в нарушение  требований Правил №170 в подвальном помещении дома (подъезд №2) с лотка транзитной (инженерной магистрали) попадают канализационные стоки, присутствует канализационный запах, затопление подвала происходит в связи с поступлением канализационных стоков извне.

Предметом  проводимой инспекцией проверки являлось  только состояние общего имущества многоквартирного дома, при этом причина затопления, лица, виновные в причинении вреда общему имуществу многоквартирного дома, подлежали дополнительному установлению, для чего ГЖИ РК и было выдано оспариваемое предписание.

Следует  принять во внимание и то обстоятельство, что наличие или отсутствие вины других лиц не исключает обязанности товарищества, ответственного за обеспечение надлежащего содержания общедомового имущества, создание и поддержание благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, совершать действия, направленные на соблюдение этих условий, в том числе во взаимодействии со сторонними организациями.

Материалами дела подтверждается, что товарищество приступило к исполнению предписания. Так, в материалы дела представлен акт  выполненных работ от 01.11.2014 в котором отражено, что посредством привлечения обслуживающей организации ООО «Юнитекс-монтаж» в подвале многоквартирного дома 18 по улице  Судостроительная выполнены работы по устройству водоотводящей канавы с целью  предотвращения дальнейшего подтопления подвала канализационными стоками из железобетонного лотка транзитной линии центрального отопления. Кроме того, товариществом предприняты действия по установлению виновника подтопления подвалов и   его понуждению   к устранению нарушений,  о чем составлен акт от 21.10.2014, согласно которому судостроительные трубы были переложены и подняты.

Однако выполнение требований, изложенных в предписании, не подлежит оценке при  установлении законности оспариваемого предписания, выданного после завершения проверочных мероприятий.

Ссылка общества на нарушение контролирующим органом  при проведении плановой выездной проверки положений Закона №294-ФЗ не находит своего подтверждения.

Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с организацией и проведением органами государственного жилищного надзора проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).

Согласно частям 1, 3 статьи 16, части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится при наличии к тому законных оснований с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы.

        В силу части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

 Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (часть 3 статьи 14).

Как следует из материалов дела, внеплановая проверка  общества проводилась на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия  №1226 от 17.09.2014 (л.д.21).

Основания проведения внеплановой проверки установлены ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Согласно подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о фактах, в частности, нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В  пункте  5 распоряжения о проведении внеплановой проверки от 17.09.2014 № 1226 указано, что проверка проводится с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 10.09.2014 №2799.

Как видно из материалов дела, в ГЖИ РК10.09.2014  поступило обращение гражданина Карабанова Ю.В., содержащее информацию о подтоплении подвалов, разрушении фундамента, стен, перекрытий, наличии запаха их подвала,  поэтому довод товарищества о нарушении инспекцией положений Закона  N294-ФЗ является несостоятельным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба ГЖИ РК удовлетворению. 

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 05  декабря 2014 года по делу № А26-8678/2014 отменить.

Товариществу собственников жилья «Виктория 18»  в удовлетворении заявленного требования о   признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия об устранении нарушений от 03.10.2014 №1402, отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова