ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-19439/16 от 25.01.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

819/2017-3032(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Александровой Е.Н., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А., 

рассмотрев 18.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия на  решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2016 (судья  Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 19.09.2016 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу   № А26-4579/2016, 

у с т а н о в и л:

Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия,  место нахождения: 185028, <...>,  ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Министерство), обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с  ограниченной ответственностью «ГК Терминал», место нахождения: 191124, Санкт- Петербург, ул. Радищева, д.3, лит. А, пом. 24-Н (далее – ООО «ГК Терминал»,  Общество), к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением суда первой инстанции от 30.06.2016, оставленным без изменения  постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2016, Министерству в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам  дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда  отменить, принять новый судебный акт о привлечении Общества к  административной ответственности. Выявленные в деятельности ООО «ГК  Терминал» нарушения лицензионных требований и условий влекут за собой  возникновение последствий, предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального  закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (далее – Закон № 99-ФЗ) и являющихся основанием для квалификации действий  Общества по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. С учетом изложенного требования  Министерства о привлечении ООО «ГК Терминал» подлежат удовлетворению. 

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного  разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, что не  препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно статье  284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ). 

Законность обжалуемых актов проверена в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.03.2016   № 06 Министерством проведена плановая документарная проверка соблюдения 


Обществом лицензионных требований при осуществлении заготовки, хранения,  переработки и реализации лома черных и цветных металлов на объекте по адресу:  Республика Карелия, г. Петрозаводск, Повенецкая ул., д. 16. 

В ходе проверки Министерством установлено, что в лицензионном деле  ООО «ГК Терминал» отсутствуют копии действующих на момент проведения  проверки документов, подтверждающих соблюдение Обществом лицензионных  требований, установленных подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании  деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных  металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 (далее – Положение о  лицензировании). По результатам проверки составлен акт от 28.04.2016 № 4. 

В связи с выявленными нарушениями должностным лицом Министерства  11.05.2016 в отношении Общества составлен протокол об административном  правонарушении № 1-2016. Действия ООО «ГК Терминал» квалифицированы по  части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. 

Протокол об административном правонарушении и материалы проверки на  основании статьи 23.1 КоАП РФ направлены Министерством в арбитражный суд для  решения вопроса о привлечении ООО «ГК Терминал» к административной  ответственности. 

Суды первой и апелляционной инстанции отказали Министерству в привлечении  Общества к административной ответственности, установив, что заинтересованное  лицо фактически лицензируемую деятельность не осуществляет. Кроме того, на  момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек предусмотренный  статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной  ответственности, что является обстоятельством, исключающим производство по делу  об административном правонарушении. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  кассационная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению в связи со  следующим. 

В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым  нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением  (лицензией). 

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1  КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской  деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным  разрешением (лицензией). При этом квалифицирующим признаком правонарушения,  предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является фактическое  осуществление лицом предпринимательской деятельности. 

В силу пункта 34 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ заготовка, хранение,  переработка и реализация лома черных металлов отнесены к видам деятельности,  подлежащим лицензированию. 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании к  лицензионным требованиям применительно к данному виду деятельности относится  наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином  законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений,  технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих  установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой  деятельности в каждом из мест ее осуществления. 

Согласно части 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых  нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида  деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида  деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут 


относиться нарушения, повлекшие за собой: 

Применительно к деятельности по заготовке, хранению, переработке и  реализации лома черных металлов, цветных металлов согласно пункту 6 Положения  о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при  осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой  последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, нарушения: 

а) лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5  настоящего Положения; 

б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил  обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных  металлов: 

без составления приемо-сдаточного акта;
без осуществления радиационного контроля;
без осуществления контроля на взрывобезопасность.

С учетом изложенного нарушение лицензионных требований, предусмотренных  подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании, признается грубым  нарушением, если повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни,  здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам  культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской  Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;  человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение  средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным,  растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории  и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций  техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан,  обороне страны и безопасности государства. 

В данном случае суды установили и материалами дела подтверждается, что  Обществу вменено в вину несоблюдение предусмотренных подпунктом «а» пункта 5  Положения о лицензировании лицензионных требований, выразившееся в том, что  лицензиат не подтвердил наличие на праве собственности или ином законном  основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений,  технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих  установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой  деятельности в каждом из мест ее осуществления. При этом суды пришли к выводу,  что Министерство в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ не доказало, что ООО «ГК  Терминал» фактически осуществляет лицензируемую деятельность и нарушение  Обществом требований подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании  повлекло последствия, позволившие квалифицировать правонарушение как грубое  нарушение лицензионных требований и условий. 

Доводы Министерства о том, что отсутствие у лицензиата оборудования для  проведения радиационного контроля, а также для определения химического состава  лома и отходов цветных металлов, и документов о его поверке, может повлечь  причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям,  окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) 


народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного  характера, суд кассационной инстанции считает несостоятельными. 

Отсутствие у лицензиата спорного оборудования могло повлечь последствия,  перечисленные в пункте 1 части 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, только в случае  фактического осуществления ООО «ГК Терминал» лицензируемой деятельности.  Между тем, суды установили и Министерством не оспаривается, что Общество не  осуществляет деятельность по адресу, указанному в лицензии: <...>. Доказательств того, что Общество осуществляет деятельность  в г. Петрозаводске или в Республике Карелия по другому адресу, не указанному в  лицензии, Министерством также не представлено. 

При таком положении оснований для привлечения ООО «ГК Терминал» к  ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не имелось, поскольку в  бездействии Общества отсутствует объективная сторона состава вменяемого ему  административного правонарушения. 

Также сам по себе факт несоответствия лицензиата лицензионным требованиям  и условиям при неосуществлении лицензируемого вида деятельности не образует  состав административного правонарушения и по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. 

Кроме того, на момент рассмотрения дела судами апелляционной и  кассационной инстанций истек срок давности привлечения ООО «ГК Терминал» к  административной ответственности. 

Данное обстоятельство в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пункта 18  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» является  самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования  Министерства о привлечении Общества к административной ответственности. 

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление  апелляционной инстанции, которыми в привлечении ООО «ГК Терминал» к  административной ответственности отказано, подлежат оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного Республики Карелия от 30.06.2016 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу № А26- 4579/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства  экономического развития и промышленности Республики Карелия – без  удовлетворения. 

Председательствующий Е.Н. Александрова

Судьи И.О. Подвальный

Л.А. Самсонова