ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-19704/20 от 03.02.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

939/2021-5314(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Эфес»  ФИО1 (приказ от 28.12.2020), ФИО2 (доверенность от  09.11.2020), 

рассмотрев 01.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эфес» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

от 17.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного  суда от 24.08.2020 по делу № А56-109752/2019, 

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Эфес», адрес: 190020,  Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134-136-138, лит. ВМ, пом. 2-Н, 4-Н,  оф. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просило: 

- признать незаконным протокол об административном правонарушении

от 26.08.2019 № 2608-2-445/19, составленный Администрацией  Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, адрес: 190005, Санкт-Петербург,  Измайловский просп., д. 10, ОГРН <***>, ИНН <***> 

(далее – Администрация);

- признать незаконным и отменить постановление Государственной 

административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург,  Литейный пр-т, д. 36, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> 

(далее – Инспекция, ГАТИ), от 11.09.2019 № 4425 по делу об административном  правонарушении № 2608-2-445/19 от 26.08.2019 о привлечении к  административной ответственности по пункту 3 статьи 20 Закона 

Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных  правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 273-70) в виде  штрафа в размере 600 000 руб.; 

- признать незаконным и отменить представление ГАТИ от 11.09.2019 об  устранении причин административного правонарушения и условий,  способствовавших его совершению, по делу об административном  правонарушении № 2608-2-445/19 от 26.08.2019. 

Решением суда первой инстанции от 17.01.2020, оставленным без  изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2020,  производство по делу прекращено в части требования об оспаривании  протокола Администрации от 26.08.2019 № 2608-2-445/19, постановление ГАТИ 


изменено в части назначения наказания, штраф уменьшен до 300 000 руб., в  удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано. 

В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся  судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме,  ссылаясь на то, что протоколы осмотра и об административном  правонарушении составлены неуполномоченным лицом, в связи с чем не могли  являться основанием для привлечения Общества к административной  ответственности. 

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы,  изложенные в кассационной жалобе. 

Администрация, Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени  и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем 

не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является  препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, нежилое здание  по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 146, лит. А 

принадлежит Обществу на праве собственности с 28.06.2001, ограничений прав  и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано (выписка из  Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2019). 

Администрацией 21.08.2019 выявлен факт непроведения Обществом  текущего ремонта частично отслоившегося покрасочного и штукатурного слоев  фасадов названного здания, кроме того, имеются механические повреждения на  двух водосточных трубах. Указанные нарушения зафиксированы в протоколах  осмотра от 21.08.2019 и от 26.08.2019 с фотофиксацией. 

По факту выявленных нарушений 26.08.2019 в отношении Общества  Администрацией составлен протокол об административном правонарушении 

 № 2608-2-445/19, который вместе с иными материалами дела передан для  рассмотрения в ГАТИ. 

Кроме того, Инспекцией вынесено представление от 11.09.2019 об  устранении причин административного правонарушения и условий,  способствовавших его совершению, по делу об административном  правонарушении № 2608-2-445/19 от 26.08.2019. 

Посчитав незаконными протокол, постановление и представление,  Общество обратилось в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества  состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры  привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, исходя из  конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений,  степень вины привлекаемого к ответственности лица, уменьшил назначенный  штраф до 300 000 руб. В части требования об оспаривании протокола об  административном правонарушении производство по делу прекращено в  порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, в части оспаривания  представления ГАТИ в удовлетворении заявленных требований отказано. 

 Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции  согласился. 

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив 


правильность применения судами норм материального и процессуального  права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

Согласно пункту 3 статьи 20 Закона № 273-70 неосуществление  обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и  сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе  окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного  бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил  благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением  административных правонарушений, ответственность за совершение которых  предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), влечет для юридических лиц наложение  административного штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. 

 Требования, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в  Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории 

Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961).

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 8.1, 8.2, 8.4.1, 8.4.4, 8.6, 8.4.2, 8.4.3  Приложения № 5 к Правилам № 961 уполномоченные на содержание лица  осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов  благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных  участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или  обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим  законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством  привлечения специализированных организаций за счет собственных средств;  текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на  основании колерного бланка фасадов, выдаваемого Комитетом по  градостроительству и архитектуре. Форма колерного бланка утверждается  Комитетом по градостроительству и архитектуре. 

Факт нарушения требований указанных Правил при содержании фасадов  установлен административным органом, подтверждается материалами дела и  Обществом по существу не оспаривается. 

Объективные причины невозможности соблюдения требований  законодательства, не зависящие от Общества, судами не установлены, в связи 

с чем сделан вывод о виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и наличии в  деяниях заявителя состава вмененного административного правонарушения. 

Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной  ответственности не допущено. 

Продублированный в кассационной жалобе довод о том, что протокол об  административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом,  оценен судами и правомерно отклонен в силу следующего. 

Общество ошибочно в настоящем случае основывает свою позицию на  нормативных правовых актах, регулирующих деятельность и полномочия  членов административной комиссии Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. 

Между тем на основании части 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об  административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  Российской Федерации, составляются должностными лицами,  уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации. 

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 51 Закона № 273-70 протоколы об  административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1 - 5 и 11  статьи 20 Закона № 273-70, вправе составлять должностные лица  исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга,  проводящего государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющего 


государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 51 Закона № 273-70  протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом   № 273-70, вправе составлять и государственные гражданские служащие 

Санкт-Петербурга, замещающие должности государственной гражданской  службы Санкт-Петербурга категории «специалисты» и «обеспечивающие  специалисты» в исполнительных органах государственной власти 

Санкт-Петербурга.

Пунктом 5 распоряжения от 10.05.2017 № 1172 утвержден перечень  должностных лиц Администрации, уполномоченных составлять протоколы об  административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 273-70. В  приложении № 2 к указанному распоряжению в составе лиц, уполномоченных  составлять протоколы об административных правонарушениях, присутствует  ведущий специалист отдела экономического развития Администрации. 

На основании подпункта 2.3 пункта 2 Приложения 2 к Закону 

Санкт-Петербурга от 08.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных  должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной  гражданской службы Санкт-Петербурга» ведущий специалист администрации  района Санкт-Петербурга отнесен к должностям категории «специалисты». 

Согласно части 2 статьи 1.3.1 КоАП РФ законами субъектов Российской  Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными  полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов,  указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае  наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его  должностные лица вправе составлять протоколы об административных  правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации. 

Из содержания статей 1 и 2 Закона Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 3-6  «О наделении органов местного самоуправления внутригородских  муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельным государственным  полномочием Санкт-Петербурга по определению должностных лиц местного  самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных  правонарушениях, и составлению протоколов об административных  правонарушениях» следует, что отдельным государственным полномочием  Санкт-Петербурга по определению должностных лиц, уполномоченных  составлять протоколы об административных правонарушениях,  предусмотренных, в частности, главой 4 (за исключением статьи 17) Закона 

 № 273-70 и по составлению протоколов об административных  правонарушениях, предусмотренных, в частности, главой 4 (за исключением  статьи 17) Закона № 273-70, наделены органы местного самоуправления  внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в том числе  Адмиралтейского округа. 

Статья 20 Закона № 273-70, по которой Общество привлечено к  административной ответственности, включена в главу 4 «Административные  правонарушения в области благоустройства» Закона № 273-70. 

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен  уполномоченным лицом. 

Суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание характер  совершенного правонарушения, принципы соразмерности и индивидуализации  административного наказания, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1  КоАП РФ, посчитали возможным уменьшить размер назначенного штрафа 

до 300 000 руб.


Мотивированных возражений против судебных актов в части прекращения  производства по делу по требованию об оспаривании протокола об  административном правонарушении и отказа в признании незаконным  представления, вынесенного в порядке статьи 29.13 КоАП РФ, не приведено. 

Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и  имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм  материального и процессуального права судами не допущено. Доводы  кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств  по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств,  что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286,  часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд 

Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 17.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.08.2020 по делу № А56-109752/2019 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Эфес» – без удовлетворения. 

Председательствующий В.М. Толкунов

Судьи Е.А. Аникина 

Л.Б. Мунтян