ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-21248/2022 от 14.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

935/2022-408511(3)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от заявителя: Мацейко В.В., по доверенности от 11.03.2020;
от заинтересованного лица: Шилова А.И., по доверенности от 18.10.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-21248/2022) Северо-Западного межрегионального  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  19.05.2022 по делу № А56-2929/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое 

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия  "Росморпорт" 

к Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования 

о признании недействительным решения,
об обязании,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице  Северо-Западного бассейного филиала ФГУП «Росморпорт» (далее – Предприятие,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения  Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования (далее – Управление) № 1015 от 05.10.2021, об  обязании Управления возвратить сумму излишне уплаченных денежных средств по  оплате за размещение отходов производства и потребления в размере 177 729  рублей 67 копеек. 


[A1] Решением от 19.05.2022 суд первой инстанции заявленные требования  предприятия удовлетворил. 

Не согласившись с указанным решением, Управление направило  апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель  жалобы указывает, что заявителем пропущен срок исковой давности в соответствии  со статьями 196, 200 ГК РФ, поскольку заявление о возврате излишне уплаченной  платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2018 года  датировано 31.08.2021 и подано в Управление после 01.07.2021. Кроме того  возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в  соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов  Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 40.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации. 

Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу.
От Управления поступили возражения на отзыв.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы  жалобы, просил решение суда отменить. 

Представитель предприятия просил в удовлетворении жалобы отказать,  решение суда оставить без изменения. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, в порядке проведения контроля за  исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год  Управлением у Предприятия выявлена переплата в размере 177 729 рублей 67  копеек. 

Актами проведения контроля за исчислением платы за негативное  воздействие на окружающую среду от 27.04.2020 № 04-20/6666 и от 09.07.2020 № 0420/10766 переплата в размере 177 729 рублей 67 копеек была зачтена в счет  будущих платежей. 

Предприятие обратилось с заявлением от 25.08.2021 № ф1030-09/915-ис-3 в  Управление о возврате о возврате излишне уплаченных денежных средств по  плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 177 729 рублей  67 копеек. 

По результатам рассмотрения заявления Управлением вынесено решение от  05.10.2021 № 1015 об отказе в возврате указанных излишне уплаченной  (взысканной) за негативное воздействие на окружающую среду в размере 177 729  рублей 67 копеек, в связи с пунктом 12 Порядка утвержденного приказом  Росприроднадзора № 334 от 20.06.2019 (отсутствует доверенность на подписанта,  есть ограничение по возврату платежных поручений, поступивших в бюджеты РФ  более 3-х лет назад согласно статьей 40.1 Бюджетного кодекса РФ). 

Данное решение Управления оспорено Предприятием в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных  требований, в связи, с чем удовлетворил их в полном объеме. 

Проверив правильность применения судом норм материального и  процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и  представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит  оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в  силу следующего. 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об  охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная  деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, 


[A2] должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения  вреда окружающей среде. 

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие  на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ; сбросы  загрязняющих веществ; размещение отходов. 

В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная  деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду,  должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения  вреда окружающей среде. 

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие  на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее -  выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты  (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов  производства и потребления (размещение отходов). 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами,  обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной  базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих  веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на  соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов,  установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1  статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ). 

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую  среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в  отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду  признается календарный год. 

Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие  на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке,  установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом  корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за  отчетным периодом. 

В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью  исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и  своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила  осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное  воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения  устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Согласно части 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы  платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по  заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных  периодов. 

В соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за  негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, сумма излишне  уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей  лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат  сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке,  установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на  основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев 


[A3] с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования  соответствующего заявления. 

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка суммы излишне уплаченной  (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат  зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить  плату. 

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие  на окружающую среду признается календарный год. Зачет сумм излишне  уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного  воздействия на окружающую среду (КБК), а также по кодам Общероссийского  классификатора территорий муниципальных образований, по которым лицом,  обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата. 

Согласно пункту 6 Порядка заявление о возврате или зачете сумм излишне  уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его  представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. 

К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное  воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий  территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. 

В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить  плату, к заявлению прилагается копия доверенности, подтверждающей полномочия  представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить  плату. 

Из материалов дела следует, что заявление о возврате подписано  директором Северо-Западного бассейного филиала ФГУП «Росморпорт» Пылиным  С.В. и главным бухгалтером Гогулиной Т.В.; к заявлению были приложены две  доверенности № 77 АГ 3037485 от 05.03.2020 и № 58 от 12.03.2020, что  подтверждается перечнем приложений к заявлению от 25.08.2021 № Ф1030-09/915- ис-2, следовательно, оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм со  ссылкой на пункт 12 Приказа № 334 у Управления не имелось. 

Таким образом, довод Управления о приложении к заявлению доверенности  не от генерального директора Смирнова А.А., являющегося по данным из ЕГРЮЛ  лицом, которое может предоставлять интересы Предприятия является  несостоятельным и правомерно отклонен судом первой инстанции. 

Податель жалобы считает, что при вынесении судебного акта судом первой  инстанции не учтено требование статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ. 

Пунктом 5 статьи 1 Закона N 244-ФЗ Бюджетный кодекс РФ дополнен статьей  40.1 "Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет". 

Согласно пункту 2 статьи 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне  уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком  платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа,  если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. 

При реализации права на подачу заявления о возврате излишне уплаченного  (взысканного) платежа в бюджет плательщик платежей в бюджет должен соблюдать  требование, касающееся подачи такого заявления в течение трех лет со дня уплаты  (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами  Российской Федерации. 


[A4] Поскольку отчетным периодом в отношении платы за негативное воздействие  на окружающую среду признается календарный год, то сумма переплаты не может  образоваться ранее даты последнего платежа. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 30.03.2010 № 16772/09 по делу № А78-18/2009 разъяснено, что  Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает такого сбора как плата  за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому его положения, в том  числе в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании  указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный  статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общий  срок исковой давности в три года. 

В силу статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня,  когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. 

Статьей 195 ГК РФ предусмотрено, что исковой давностью признается срок  для защиты права по иску лица, право которого нарушено. 

В силу статьи 196 ГК РФ срок исковой давности установлен в три года.

Из материалов дела следует, что актом проведения контроля за исчислением  платы за негативное воздействие на окружающую среду исх. № 04-20/6666 от  27.04.2020, составленного управлением 05.12.2019, также актом № 04-20/10766 от  09.07.2020 в Санкт-Петербурге была подтверждена переплата по расчетам платы  НВОС, состоящая из: платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный  воздух стационарными объектами (КБК 048 1 12 01010 01 6000 120) в размере  240,40 рублей, платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 048  1 12 01030 01 6000 120) в размере 305,95 рублей, платы за размещение отходов  производства и потребления (КБК 048 1 12 01041 01 6000 120) в размере 177 729,67  рублей, а всего сумма переплаты по расчетам платы НВОС составляет 178 276, 02  рублей. 

В соответствии с пунктами 3,4 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ  Предприятие осуществило платежи за размещение отходов производства и  потребления (КБК 048 1 12 01041 01 6000 120) за 2018 год в общей сумме 242 447,  82 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 19.04.2018 №№ 6571,  6573, 6575, 6577, 6594; платежными поручениями от 17.07.2018 №№ 12370, 12371,  12372, 12373, 12374, 12375; платежными поручениями от 18.10.2018 №№ 18059,  18060, 18061, 18063, 18064, 18065; платежным поручением от 27.02.2019 № 3144;  платежными поручениями от 08.09.2020 №№ 14082, 14085, 14088. 

В связи с тем, что окончательные платежи за 2018 год были произведены  27.02.2019, заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа  может подано плательщиком в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого  платежа, то есть до 27.02.2022. 

Предприятие обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне  уплаченной платы за негативное воздействие 25.08.2021, то есть спустя год после  выявления переплаты, следовательно, срок исковой давности Предприятием не  пропущен. 

Таким образом, доводы ответчика о пропуске заявителем срока исковой  давности не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения  апелляционной жалобы. 

Кроме того пропуск установленного статьей 40.1 БК РФ трехлетнего срока не  препятствует заявителю обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета  излишне уплаченной суммы, в порядке арбитражного судопроизводства. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил  заявленные Учреждением требования в полном объеме. 


[A5] Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы  проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы  юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на  обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой  инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции  несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. 

Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба Управления не подлежит  удовлетворению. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 19 мая 2022 года по делу № А56-2929/2022 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Северо – Западного межрегионального Управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий О.В. Фуркало  Судьи Н.И. Протас 

 А.Б. Семенова