935/2022-398204(3)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 10.01.2022 (онлайн); от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21550/2022) Государственного казенного
учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов" на решение Арбитражного суда Калининградской области от
по заявлению Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области о признании недействительным решения,
установил:
государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, УФАС) от 03.12.2021 № 039/06/67-1454/2021, предписания от 03.12.2021 № 98- кс/2021.
Решением суда от 01.06.2022 заявлением Учреждение оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, в действиях заказчика и его Аукционной комиссии отсутствовали нарушения требований части 1 и 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.
[A1] Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0335200014921003947 и Аукционная документация об электронном аукционе, предметом которого является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 524 791, 50 руб.
Согласно разделу 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об Аукционе по позициям №№ 15, 17, 18, 22, 23, 24 к поставке требовалось:
№ п/ п | Международное непатентованное наименование (MHH) | Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Требования к показателям | Единица измерен ия | Объем поставк и товара (кол-во) | |
Лекарственная форма препарата | Дозировка и концентрация лекарственног о препарата | ||||
Индапамид | таблетки пролонгированного действия покрытые пленочной оболочкой и/или таблетки с контролируемым высвобождением покрытые пленочной оболочкой и/или таблетки с модифицированным высвобождением покрытые оболочкой и/или таблетки с пролонгированным высвобождением покрытые пленочной оболочкой и/или таблетки пролонгированного действия покрытые оболочкой | 1,5 мг | Штука | 60 | |
Ипратропия бромид+ фенотерол | Аэрозоль для ингаляций | Доза | |||
Кетоаналогиамино кислот | Таблетки покрытые пленочной оболочкой | Штука | |||
Леветирацетам | Таблетки покрытые пленочной оболочкой | 250 мг | Штука | ||
Леветирацетам | Таблетки покрытые пленочной оболочкой | Штука |
[A2] | мг | ||||
ФИО3 | Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой | 400 мг | Штука |
Заявка ООО «Лира» с идентификационным номером 110901827 по позициям №№ 15, 17, 18, 22, 23, 24 содержала следующую информацию:
№ п/п | Наименование товара | Характеристика товара | Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП | Ед. изм | Кол -во в ед. изм. | Кол-во в упак. | Остат. срок годности товара на момент поставки | МНН (международ. непатентов. название) | Наим-е места (страны ) происх- я | |
Инпапамид ретард | таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой 1,5 МГ № 30 | ТАБЛЕТКИ С ПРОЛОНГИРОВАННЫМ ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 60 | 2 | 12 месяцев | Индапамид | РФ | ||
Фенипра | аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг + 50 мкг/доза баллоны в комплекте с распылителем для противоастмических препаратов со счетчиком или без, со спейсером или без 200 доз № 1 | АЭРОЗОЛЬ ДЛЯ МЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДОЗИРОВАННЫЙ 0.02 мг+0.05 мг/доза БАЛЛОНЫ | доз. | 1 | 12 месяцев | Ипратропия бромид+ фенотерол | РФ | |||
Кетоаминол | таблетки, покрытые пленочной оболочкой № 100 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ УПАКОВКА ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 1 | 12 месяцев | Кетоаналогиа минокислот | КНР | |||
Леветирацетам Канон | таблетки, покрытые пленочной оболочкой 250 мг № 30 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 250 мг УПАКОВКА ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 8 | 12 месяцев | Леветирацета м | РФ | |||
Леветирацетам Канон | таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500 мг № 60 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 500 мг УПАКОВКА ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 4 | 12 месяцев | Леветирацета м | РФ | |||
Месакол | таблетки, покрытые кишечнорастворимо й оболочкой 400 мг № 50 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 400 мг СТРИПЫ | шт. | 400 0 | 80 | 12 месяцев | ФИО3 | Индия |
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0335200014921003947 от 19.11.2021 единой комиссией Уполномоченного учреждения принято решение отказать в допуске к участию в аукционе участникам с идентификационными номерами заявок 110901827 (ООО «Лира») и 110901827.
Заявке с идентификационным номером 110901827 (ООО «Лира») отказано в допуске к участию в Аукционе со ссылкой на пункт 1 части 4 статьи 67 Закона № 44- ФЗ, подпункт 3.2.3. пункта 3 раздела 1 «Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)», подпункт 5.1.4 пункта 5 раздела 1 «Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)», пункт 20 раздела 2 «Информационная карта аукциона в
[A3] электронной форме» и раздел 3 «Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта», в связи с тем, что в нарушение части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ в представленной данным участником закупки первой части заявки на участие в аукционе отсутствуют конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, а именно: по позиции 15 технического задания «МНИ: ИНДАПАМИД»: «таблетки пролонгированного действия покрытые пленочной оболочкой и/или таблетки с контролируемым высвобождением покрытые пленочной оболочкой и/или таблетки с модифицированным высвобождением покрытые оболочкой и/или таблетки с пролонгированным высвобождением покрытые пленочной оболочкой и/или таблетки пролонгированного действия покрытые оболочкой 1,5 мг»; по позиции 17 технического задания «МНН: ИПРАТРОПИЯ БРОМИД+ФЕНОТЕРОЛ»; «Аэрозоль для ингаляций дозированный 0.02 мг+0.05 мг/доза и/или 20 мкг + 50 мкг/доза и/или 20 мкг/доза + 50 мкг/доза»; по позиции 18 технического задания «МНН: КЕТОАНАЛОЕИ АМИНОКИСЛОТ»: «Таблетки покрытые пленочной оболочкой ~»; по позиции 22 технического задания «МНН: ЛЕВЕТИРАЦЕТАМ»: «Таблетки покрытые пленочной оболочкой 250 мг»; по позиции 23 технического задания «МНН: ЛЕВЕТИРАЦЕТАМ»: «Таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг и/или 250мг»; по позиции 24 технического задания «МНН: МЕСАЛАЗИН»: «Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой 400 мг».
Полагая, что заявка ООО «Лира» отклонена необоснованно, Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой (вх. № 9129 от 24.11.2021) на действия конкурсной комиссии при проведении Аукциона.
Управлением в ходе рассмотрения жалобы ООО «Лира» и по результатам проведения внеплановой проверки принято решение от 03.12.2021 № 039/06/671454/2021, согласно которому жалоба ООО «Лира» признана обоснованной; единая комиссия уполномоченного учреждения – Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» признана нарушившей части 1 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе; единой комиссии уполномоченного учреждения – Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов», оператору электронной площадки – ООО «РТТС – Тендер» (в части имеющихся полномочий) выдано предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Учреждение оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения и предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Учреждения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе
[A4] в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. Однако из буквального толкования положений Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок.
При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
[A5] Информация, предусмотренная указанным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
Согласно части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям из протокола рассмотрения первых частей заявок № 0335200014921003947 от 19.11.2021 Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 и части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, поскольку, по мнению организатора торгов, заявка ООО «Лира» с идентификационным номером 110901827 содержала противоречивую информацию относительно характеристик товара, указанных в столбцах «Характеристика товара» и «Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП» (например: товар № 15 в столбце «Характеристика товара» описан как «таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой», а в столбце «Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП» описан как «таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые оболочкой»), то есть информация, указанная в заявке с идентификационным номером 110901827 в столбце «Характеристика товара» соответствовала требованиям Технического задания, однако, информация, указанная в столбце «Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП», требованиям Технического задания не соответствовала.
В силу пункта 24 раздела 2 «Информационная карта аукциона в электронной форме» Аукционной документации описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» и разделе 4 «Проект контракта» настоящей документации.
В Приложении № 1 «Спецификация» Проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, содержатся столбцы «Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата» и «Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП».
[A6] Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по позициям Технического задания Аукционной документации ООО «Лира» к поставке предложена характеристика товара: в столбце «Характеристика товара» в соответствии с техническим заданием и сведениями с ГРЛС и в столбце «Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП» - в соответствии с ЕСКЛП, а именно:
п/п | № Наименование товара | Характеристика товара | Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП | Ед. изм | Кол -во в ед. изм. | Кол-во в упак. | Остат. срок годности товара на момент поставки | МНН (международ. непатентов. название) | Наим- е места (стран ы) проис х-я | |
Инпапамид ретард | таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой 1,5 МГ № 30 | ТАБЛЕТКИ С ПРОЛОНГИРОВАННЫМ ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 60 | 2 | 12 месяцев | Индапамид | РФ | ||
Фенипра | аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг + 50 мкг/доза баллоны в комплекте с распылителем для противоастмических препаратов со счетчиком или без, со спейсером или без 200 доз № 1 | АЭРОЗОЛЬ ДЛЯ МЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДОЗИРОВАННЫЙ 0.02 мг+0.05 мг/доза БАЛЛОНЫ | доз. | 1 | 12 месяцев | Ипратропия бромид+ фенотерол | РФ | |||
Кетоаминол | таблетки, покрытые пленочной оболочкой № 100 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ УПАКОВКА ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 1 | 12 месяцев | Кетоаналогиа минокислот | КНР | |||
Леветирацетам Канон | таблетки, покрытые пленочной оболочкой 250 мг № 30 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 250 мг УПАКОВКА ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 8 | 12 месяцев | Леветирацета м | РФ | |||
Леветирацетам Канон | таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500 мг № 60 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 500 мг УПАКОВКА ЯЧЕЙКОВАЯ КОНТУРНАЯ | шт. | 4 | 12 месяцев | Леветирацета м | РФ | |||
Месакол | таблетки, покрытые кишечнорастворимо й оболочкой 400 мг № 50 | ТАБЛЕТКИ, ПОКРЫТЫЕ ОБОЛОЧКОЙ 400 мг СТРИПЫ | шт. | 400 0 | 80 | 12 месяцев | ФИО3 | Инди я |
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в заявке ООО «Лира» с идентификационным номером 110901827 были предложены лекарственные средства, соответствующие Техническому заданию и требованиям Приложения № 1 «Спецификация» Проекта контракта Аукционной документации.
В столбце «Характеристика товара» представлена информация, необходимая для принятия решения о соответствии предлагаемого товара требованиям раздела 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об Аукционе, а в столбце «Характеристика товара в соответствии с ЕСКЛП» представлена информация о том же товаре согласно данных справочника.
[A7] В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.11.2020 № 18-2/И/2-17599 при закупке лекарственных препаратов с 21.12.2020 обязательно применение единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - ЕСКЛП), формируемого Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что в соответствии с Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555, ЕСКЛП формируется для медицинского применения на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и является частью Информационно-аналитической подсистемы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Паспорта справочника ЕСКЛП предназначен для использования в процессе закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием ЕИС.
При этом, согласно пункту 6.1 Паспорта справочника источником первичных данных для ЕСКЛП являются данные существующих реестров, которые ведутся Министерством здравоохранения Российской Федерации - Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС) и Государственный реестр предельных отпускных цен (ГРПОЦ) ЖНВЛП.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" в информационно-аналитической подсистеме мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается формирование ЕСКЛП на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Сведения, содержащиеся в ЕСКЛП, размещены на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru и в отношении торговых наименований лекарственных средств содержат лекарственную форму в соответствии с ЕСКЛП и лекарственную форму в соответствии с ГРЛС.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом комиссии УФАС и суда первой инстанции о предоставлении ООО «Лира» в первой части заявки информации, необходимой для принятия решения о соответствии предлагаемого товара требованиям раздела 3 «Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об Аукционе.
[A8] На заседании Комиссии Учреждением даны пояснения, согласно которым заявке с идентификационным номером 110901827 отказано в допуске к участию в Аукционе по тому же основанию, что и ООО «Лира».
При таких обстоятельствах выводы суда и Управления в том, что действия, единой комиссии Уполномоченного учреждения в части отказа в допуске к участию в Аукционе участникам, подавшим заявки с идентификационными номерами 110901827 (ООО «Лира») и 110901827, нарушают части 1 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе являются обоснованными.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 июня 2021 года по делу № А21-1877/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи М.И. Денисюк
Н.О. Третьякова