ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 декабря 2015 года
Дело №А56-28749/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление №19324);
от заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление №19325);
от третьего лица: не явились-извещены ( уведомление №19326);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-22623/2015) Индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2015 по делу № А56-28749/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО2
к 1) Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 2) МРЭО ГИБДД №12 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
третье лицо - ООО «Русспецтех»
о признании незаконными действий по аннулированию паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля, об обязании выдать новые регистрационные документы, регистрационные знаки, паспорт транспортного средства, возобновить регистрацию автомобиля (vin №Х89731506В0DH9061)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по аннулированию паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля, об обязании Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МРЭО ГИБДД №12 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдать новые регистрационные документы, регистрационные знаки, паспорт транспортного средства, возобновить регистрацию автомобиля (vin №Х89731506В0DH9061).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмете спора, привлечено ООО «Русспецтех».
Решением суда первой инстанции Индивидуальному предпринимателю ФИО2 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, индивидуальный предприниматель направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представители сторон и третьего лица не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, заместителем начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3 проведена служебная проверка по установленным 5-м отделом УГИБДД фактам нарушения действующего законодательства ООО «Русспецтех» при производстве и выпуске в обращение 61 единицы транспортных средств.
При проверке сведений по количеству выданных изготовителем транспортных средств 5-м отделом УГИБДД бланков паспортов транспортных средств и отчетов по расходованию сотрудниками 5-го отдела УГИБДД были установлены факты выдачи в 2011 году ООО «Русспецтех» бланков ПТС по несуществующему Одобрению типа транспортного средства (далее – ОТТС) № РОСС RU.MT22.E03125П2, выданному органом по сертификации «САМТ-ФОНД» и предъявленному ООО «Русспецтех» для получения бланков.
Согласно письму Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 29.07.2013 №А3-101-29/5494, ОТТС с номером № РОСС RU.MT22.E03125П2 не выдавалось. Установлено, что по данному ОТТС в течение 2011года ООО «Русспецтех» было изготовлено и допущено к участию в дорожном движении 61 транспортное средство. ООО «Русспецтех» были оформлены ПТС на произведенные транспортные средства, в том числе, на транспортное средство с vin №Х89731506В0DH9061 ПТС № 78НЕ792337.
Данный ПТС был заполнен с нарушением пункта 41 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 192 и Министерства экономического развития Российской Федерации № 134, в пункте 17 ПТС указано ОТТС №РОСС RU.MT22.E03125П2 от 23.05.2011, которое не выдавалось.
03.02.2014 старшим инспектором ДПС «Северный» ФИО4 у предпринимателя ФИО2 были изъяты два регистрационных знака № У238АТ47 и свидетельство о регистрации автомобиля 47УТ851986, в связи с его нахождением в розыске с 06.01.2014, о чем составлен протокол № АА000108.
На обращение ИП ФИО2 от 07.02.2014 Управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщило (письмо от 26.02.2014 №К-433), что регистрация автомобиля «731506», vin №Х89731506В0DH9061, шасси № YV2A4DBA92B310487, 2011 года выпуска, ПТС №78НЕ792337, выданный ООО «Русспецтех» 07.06.2011, была аннулирована 17.11.2013 ОП МРЭО ГИБДД №3 на основании результатов служебной проверки, проведенной Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Не согласившись с указанными действиями Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ИП ФИО2 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив установленные обстоятельства, отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3).
Пунктами 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и пунктами 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 предусмотрено, что регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за № 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в том числе, по следующим основаниям:
- представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №720 (далее - Технический регламент №720), установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В соответствии с разделом III Технического регламента №720 оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа (пункт 16); на основании заключения о возможности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) орган по сертификации оформляет одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) (пункт 34); результатом положительной оценки соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение является оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (пункты 66 - 75(1)).
Согласно пункту 5 Технического регламента №720 свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента, а соответственно СБКТС является документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 102 Технического регламента №720 государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных настоящим техническим регламентом требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации на территории Российской Федерации, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В случае выявления при осуществлении государственного контроля (надзора) несоответствия находящегося в эксплуатации транспортного средства требованиям, предусмотренным приложением №7 настоящего технического регламента, его эксплуатация запрещается (пункт 109 Технического регламента).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 (далее – Положение о ПТС), паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном этим Положением.
Приказом МВД России № 828, Минпромторга России № 1227, ФТС России № 1744 от 30.08.2012 в Положение о ПТС внесены изменения, в соответствии с которыми на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации, паспорта выдаются подразделениями Госавтоинспекции. Данный Приказ опубликован в установленном порядке и вступил в силу с 16.09.2012.
Согласно пункту 72 Положения о ПТС выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Пунктом 41 Положения о ПТС в графу 17 паспорта транспортного средства предусмотрено внесение сведений об одобрении типа транспортного средства (далее - ОТТС), которое в силу пункта 3 Технического регламента о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609) и пункта 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, является документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не отрицается, что в паспорт спорного транспортного средства, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО2, внесены сведения о несуществующем ОТТС.
Так, представленное на регистрацию заинтересованному лицу ОТТС № РОСС RU.MT22.E03125П2, выданное органом по сертификации «САМТ-ФОНД», не относится к ввезенному на территорию Российской Федерации транспортному средству – без марки, седельный тягач – тип «731506», vin №Х89731506В0DH9061, шасси № YV2A4DBA92B310487, 2011 года выпуска, впоследствии приобретенному предпринимателем.
При установлении указанных несоответствий Управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признало представленное ОТТС № РОСС RU.MT22.E03125П2 недействительным и в силу пунктов 3 и 51 Правил регистрации аннулировало регистрацию спорного транспортного средства.
Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в материалы дела представлен ответ, полученный из некоммерческого партнерства Центр по сертификации «РЕСПЕКТ» № 155 от 16.06.2015, из которого следует, что транспортное средство с vin шасси № YV2A4DBA92B310487 принадлежит полнокомплектному транспортному средству «VOLVO» 2002 года выпуска.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно п.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности все вышеназванные доказательства и обстоятельства дела, обоснованно признал действия Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по аннулированию паспорта транспортного средства и регистрации спорного автомобиля (vin №Х89731506В0DH9061) правомерными. Соответственно, правильно отказано в удовлетворении требования предпринимателя об обязании Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МРЭО ГИБДД №12 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдать новые регистрационные документы, регистрационные знаки, паспорт транспортного средства, возобновить регистрацию автомобиля (vin №Х89731506В0DH9061), поскольку представленные предпринимателем документы не подтверждают соответствие транспортного средства требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом № 720.
Доводы индивидуального предпринимателя, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в заявлении, которой судом первой инстанции дана полная объективная оценка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины обоснованно возложены на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 июля 2015 года по делу № А56-28749/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО2 без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В. Борисова
Судьи
И.Б. Лопато
А.Б. Семенова