ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-22633/20 от 24.02.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

870/2021-10767(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М., 

при участии от администрации муниципального образования  «Сортавальское городское поселение» ФИО1 (доверенность от  23.11.2020), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  администрации муниципального образования «Сортавальское городское  поселение» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020  по делу № А26-2990/2020, 

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Сортавальское городское  поселение», адрес: 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, 

ул. Вяйнемяйнена, д. 6, пом. 10, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее  - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с  заявлением о признании недействительными уведомлений Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Республике Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление  Росреестра), № КУВД-001/2019-15871789/2 и КУВД-001/2019-15871788/2 об  отказе в осуществлении государственной регистрации прав на основании  договоров мены от 10.12.2019. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее -  Предприниматель). 

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2020 в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  22.09.2020 данное решение оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права и несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.07.2020 и  постановление от 22.09.2020, принять новый судебный акт – об удовлетворении  заявленных требований. 

Податель жалобы выражает несогласие с выводами судов о  несоответствии договоров мены от 10.12.2019 требованиям действующего  законодательства, полагает, что суды не учли, что после заключения данных 


договоров жилой дом, в котором расположены квартиры, выступающие  объектами сделок, может быть исключен из региональной программы  расселения аварийного жилья, поскольку Предприниматель в случае  исполнения договоров мены станет собственником всех квартир в  соответствующем многоквартирном доме. 

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит  оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными  и обоснованными. 

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы  жалобы. 

Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 

АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей  в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует  рассмотрению жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрация и  ФИО2 10.12.2019 подписали два договора мены, по  условиям которых Администрация обменивает находящиеся в муниципальной  собственности жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по  адресу: <...>, 

квартиры № 5 и 6, на принадлежащие Предпринимателю жилые помещения -  квартиру № 77, расположенные в многоквартирном доме по адресу: <...>, и квартиру № 4 в  многоквартирном доме по адресу: <...>. 

На основании названных договоров Администрация и Предприниматель  обратились в Управление Росреестра с заявлениями о государственной  регистрации перехода права собственности на квартиры в результаты мены. 

Уведомлением от 18.12.2019 Управление Росреестра сообщило  заявителям о приостановлении государственной регистрации прав в  соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - 

Закон № 218-ФЗ), указав на непредставление необходимых для  государственной регистрации прав документов. 

По истечении срока приостановления извещениями от 19.03.2020

 № КУВД-001/2019-15871789/2, КУВД-001/2019-15871788/2 Управления  Росреестра уведомило Администрацию об отказе в осуществлении  регистрационных действий. 

Полагая отказы Управления Росреестра в государственной регистрации  прав на основании договоров мены от 10.12.2019 незаконными, Администрация  обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. 

Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия  правовых оснований для удовлетворения требований заявителя. 

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы  жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи  со следующим. 

В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным  судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух  юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным 


нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к  заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы,  являющиеся основанием для осуществления таких регистрационных действий. 

Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона № 218-ФЗ  непредставление необходимых для государственной регистрации прав  документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных  документов требованиям законодательства Российской Федерации и  неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления  осуществления государственной регистрации, по истечении срока  приостановления являются основанием для отказа в осуществлении таких  действий. 

В данном случае на государственную регистрацию были представлены  договоры мены, по условиям которых из муниципальной собственности  Сортавального городского поселение в пользу Предпринимателя подлежат  отчуждению две квартиры, находящиеся в жилом доме по адресу: <...>, а в собственность муниципального  образования передаются две другие квартиры, принадлежащие  Предпринимателю. 

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской  Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной  собственности, может быть передано его собственником в собственность  граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о  приватизации государственного и муниципального имущества. 

При приватизации государственного и муниципального имущества  предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и  прекращения права собственности применяются, если законами о приватизации  не предусмотрено иное. 

Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ  «О приватизации государственного и муниципального имущества» обмен  государственного и муниципального имущества на находящееся в частной  собственности имущество не допускается за исключением случаев,  установленных этим законом. 

В Законе Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации  жилищного фонда в Российской Федерации» положений о порядке передачи  объектов муниципального жилищного фонда в частную собственность в порядке  мены не содержится. 

Как установили суды, Сортавальское городское поселение является  участником Региональной адресной программы по переселению граждан из  аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной  постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 № 136-П  (далее - Программа). 

Согласно приложению № 1 к названному постановлению многоквартирный  жилой дом по адресу: <...>,  включен в определенный тем же постановлением перечень многоквартирных  домов, признанных аварийными до 01.01.2017 (пункт 477). 

Последствия признания многоквартирного жилого дома аварийным и  подлежащим сносу или реконструкции и порядок действий органов местного  самоуправления определены статьей 32 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее - ЖК РФ). В том числе частью 10 названной нормы  предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской 


Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу  или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим  решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или  реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его  сносе или реконструкции в разумный срок; в случае, если данные собственники  в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома,  земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию  для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое  помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений,  принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в  порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 той же статьи. 

Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого  помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого  помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении  размера возмещения за изымаемое жилое помещение. 

Исходя из условий договоров от 10.12.2019 оснований для отнесения их к  числу сделок, предусмотренных частью 8 статьи 32 ЖК РФ, не имеется. 

Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды пришли к  выводу, что в данном случае Администрацией не представлены доказательства  наличия правовых оснований для заключения договоров мены в отношении  объектов муниципальной собственности, поэтому отказ в государственной  регистрации перехода прав по таким сделкам признали правомерным. 

Довод подателя жалобы со ссылкой на то, что в результате заключения  договоров мены жилой дом по адресу: <...>, будет обеспечена экономия бюджетных средств за счет  исключения указанного аварийного дома из Программы, отклоняется судом  кассационной инстанции как не подтвержденный доказательствами. 

В разделе 1 Программы указано, что предметом мероприятий по ней  является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в  многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2017  года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с  физическим износом в процессе их эксплуатации. 

В том же разделе отражено, что Программа не предусматривает  расселение частных индивидуальных жилых домов, находящихся в аварийном  состоянии; многоквартирных домов, признанных аварийными по причинам, не  связанным с физическим износом в процессе их эксплуатации (пожары и  прочее), многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017  года, а также жилых помещений, признанных непригодными для проживания. 

Из положений Программы не следует, что ее действие распространяется  исключительно на многоквартирные жилые дома, отдельные квартиры в  которых являются объектами муниципальной собственности. 

Применительно к статье 16 ЖК РФ и содержанию пунктов 5 и 6 Положения  о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным  для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или  реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  28.01.2006 № 47, определяющих понятия «жилой дом» и «многоквартирный  жилой дом», оснований для отнесения дома, состоящего из совокупности более  чем двух квартир, к категории индивидуальных жилых домов не имеется. 

Учитывая изложенное предусмотренных статьи 288 АПК РФ оснований для  отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы кассационной  инстанции не установлено. 


Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020  по делу № А26-2990/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу  администрации муниципального образования «Сортавальское городское  поселение» - без удовлетворения. 

Председательствующий Е.В. Чуватина
Судьи А.В. Кадулин

Г.М. Рудницкий