ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-24000/16 от 22.02.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

829/2017-13925(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., 

ФИО1,

при участии от межрегиональной общественной организации «Ленинградское  общество охотников и рыболовов» ФИО2 (доверенность от 06.05.2016 

 № 01-07/19), от Комитета по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира Ленинградской области ФИО3  (доверенность от 21.03.2017 № 1), 

рассмотрев 22.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу межрегиональной общественной организации «Ленинградское общество  охотников и рыболовов» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области от 01.08.2016 (судья Кротов С.М.) и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 (судьи Протас  Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу № А56-11420/2016, 

у с т а н о в и л:

Межрегиональная общественная организация «Ленинградское общество  охотников и рыболовов», место нахождения: 190121, Санкт-Петербург, 

наб. р. Пряжки, д. 32, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением к Комитету по охране, контролю и  регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области,  место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, 

ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), о сохранении за  Организацией права занятия охотхозяйственной деятельностью в отношении  охотничьих угодий на части территории Подпорожского района Ленинградской  области, на которых Организация осуществляет деятельность в сфере  охотничьего хозяйства на основании долгосрочных лицензий от 23.03.2005 серии  XX № 4578 и 4579 и об обязании Комитета заключить охотхозяйственные  соглашения без проведения аукциона в соответствии с заявлением от 30.11.2015   № 01-03/136. 

Решением от 01.08.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 14.11.2016 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на нарушение судами обеих  инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить 


в части отказа в удовлетворении требования о сохранении за ней права занятия  охотхозяйственной деятельностью и принять в данной части новый судебный акт  об удовлетворении иска, в остальной части обжалуемые судебные акты оставить  без изменения. 

Податель жалобы считает, что отказ Комитета в сохранении за  Организацией права занятия сельскохозяйственной деятельностью на территории  охотничьих угодий является необоснованным, поскольку основан на неверном  толковании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от  25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71  Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (далее –  Постановление № 17-П); в случае возможного изъятия охотничьих угодий будут  нарушены права истца по ведению охотхозяйственной деятельности,  восстановление которых будет невозможным. 

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы,  приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против  ее удовлетворения. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании  распоряжения губернатора Ленинградской области от 14.12.2000 № 620-рг  Организации были выданы долгосрочные лицензии от 23.03.2005 серии 

XX № 4578 и 4579 на право пользования объектами животного мира, отнесенными  к объектам охоты. Срок действия лицензий установлен с 23.03.2005 по 23.03.2016. 

Организация, ссылаясь статью 71 Федерального закона от 24.07.2009 

 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 

 № 209-ФЗ) обратилась в Комитет с заявлением от 30.11.2015 № 01-03/16 о  заключении охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий на  части территории Подпорожского района Ленинградской области сроком на 49 лет  без проведения аукциона. При этом она указала, что на указанной территории  осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на основании  долгосрочных лицензий от 23.03.2005 серии XX № 4578 и 4579. 

Письмом от 02.02.2016 Комитет отказал Организации в заключении  охотхозяйственных соглашений на основании долгосрочных лицензий,  сославшись на Постановление № 17-П, которым приостановлено действие части  3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ. 

В связи с возникшей правовой неопределенностью по вопросу исполнения  Постановления № 17-П Комитет направил в Департамент государственной  политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства  природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Департамент)  запрос от 12.02.2016 с просьбой разъяснить порядок действий Комитета в  отношении охотничьих угодий Организации. 

В письме от 02.03.2016 Департамент сообщил, что заключение  охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона будет возможно только  после вступления в силу федерального закона, устанавливающего сроки действия  указанных соглашений. 

Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением,  считая отказ Комитета от 02.02.2016 в заключении охотхозяйственных соглашений 


и в сохранении права занятия охотхозяйственной деятельностью незаконным и  нарушающим права и законные интересы. 

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и  руководствуясь статьями 27, 33, 71 Закона № 209-ФЗ и применив положения  Постановления № 17-П, отказали в удовлетворении заявленных требований,  ссылаясь на то, что на основании Постановления № 17-П приостановлено  применение части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ, в связи с чем у Комитета не  имелось правовых оснований для заключения с Организацией охотхозяйственных  соглашений на основании ранее выданных долгосрочных лицензий; в силу  прямого указания, содержащегося в Постановлении № 17-П, право пользования  животным миром в отношении охотничьих ресурсов у Организации не  прекращено, и истец не лишен возможности воспользоваться правом на  заключение охотхозяйственных соглашений после внесения в законодательство  соответствующих изменений. 

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы  кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены  обжалуемых судебных актов ввиду следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона № 209-ФЗ в целях привлечения  инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от  двадцати до сорока девяти лет. 

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает  охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения  такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28  Закона № 209-ФЗ (часть 3 статьи 27 Закона). 

 В силу части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ юридические лица,  индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования  животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование  животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу  настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные  соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о  предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения  аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (в редакции,  действующей на момент обращения истца с заявлением о заключении  соглашения). 

 Согласно части 4 статьи 71 названного Закона органы исполнительной  власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные  соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех  месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации. 

Из пункта 5.3. мотивировочной части Постановления № 17-П (с учетом  разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской  Федерации от 10.11.2016 № 2363-О-Р) следует, что поскольку вопрос о сроке  (сроках), на который может быть рассчитано действие охотхозяйственного  соглашения, заключенного без проведения аукциона, не получил  непосредственного разрешения в части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ, и в целях  обеспечения стабильности правоотношений в области охотхозяйственной  деятельности, а также соблюдения баланса законных интересов субъектов  данных правоотношений после вступления в силу указанного Постановления и до  внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов  необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ  приостанавливается. 


При этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных  долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении  охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9  данной статьи, не подлежит. 

 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном  порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений  без проведения аукциона до вступления в силу данного Постановления № 17-П,  вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи  27 Закона № 209-ФЗ. 

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации,  охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с частью 3 статьи  71 Закона № 209-ФЗ к моменту провозглашения Постановления № 17-П, не  подлежат пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на  установленные на основании части 1 статьи 27 этого Закона сроки их действия, в  том числе в случае судебного оспаривания. 

 Приведенные положения означают, что впредь до внесения в  законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых  изменений, вытекающих из Постановления № 17-П, право на занятие  охотхозяйственной деятельностью, возникшее у российских юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей в силу долгосрочных лицензий на  пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, подлежит  прекращению после истечения сроков охотхозяйственных соглашений,  заключенных на основании таких лицензий, за исключением случаев, когда до  вступления в силу указанного Постановления № 17-П ими в соответствии с  частью 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ были заключены новые охотхозяйственные  соглашения или в установленном порядке инициировано заключение таких  соглашений без проведения аукциона. 

 Постановление № 17-П вступило в силу 25.06.2015.

 Судами установлено, что на основании долгосрочных лицензий от  23.03.2005 серии XX № 4578 и 4579, выданных в соответствии с ранее  действовавшим порядком, Организация осуществляет охотхозяйственную  деятельность на территории охотничьих угодий Подпорожского района  Ленинградской области площадью 44,7 тыс. га и 29,7 тыс. га соответственно. 

 Срок действия названных лицензий истекает 23.03.2016.

 Организация 30.11.2015 (то есть до истечения срока действия данных  лицензий) обратилась в Комитет с заявлением о заключении охотхозяйственных  соглашений, сославшись на наличие у нее права на их заключение в силу части 3  статьи 71 Закона № 209-ФЗ. 

 Однако на дату обращения заявителя действие названной нормы было  приостановлено. 

 Поскольку охотхозяйственное соглашение сторонами не было заключено до  вступления в силу Постановления № 17-П, то есть до 25.06.2015, и указанное  заявление Организацией было подано после принятия Постановления № 17-П,  следует признать, что в данном случае у Комитета отсутствовали правовые  основания для заключения охотхозяйственных соглашений в порядке,  предусмотренном частью 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ, то есть в заявительном  порядке. 

 Отказывая в удовлетворении иска, суды обоснованно указали на то, что  процедура заключения охотхозяйственных соглашений была инициирована  Организацией после приостановления действия правовой нормы, регулирующей  спорные правоотношения, в связи с чем на дату обращения заявителя с 


заявлением (30.11.2015) у последнего отсутствует право, а у Комитета -  обязанность завершить данную процедуру и заключить охотхозяйственные  соглашения. 

 До настоящего времени в законодательство об охоте и сохранении  охотничьих ресурсов необходимые изменения не внесены, в связи с чем  применение положений, указанных в части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ, не  допускается. 

 Поскольку в качестве правового обоснования заявленных требований о  сохранении права занятия охотхозяйственной деятельностью и признании  незаконным отказа в заключении охотхозяйственных соглашений заявитель  указал на наличие у него такого права именно в силу части 3 статьи 71 Закона 

 № 209-ФЗ, которая в настоящее время не подлежит применению, суды правильно  отказали в удовлетворении заявленных требований. 

 Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что исходя из  конституционно-правового смысла положений части 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ,  установленного в Постановлении № 17-П, охотпользователь не лишен  возможности воспользоваться правом на заключение охотхозяйственных  соглашений после внесения в законодательство необходимых изменений, не  противоречит действующему законодательству. 

 Реализация данного права будет осуществляться после устранения  законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71  Закона № 209-ФЗ и внесения соответствующих изменений в законодательство об  охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также при соблюдении условий,  изложенных в пункте 5.3 Постановления № 17-П, в том числе и в части  неприменения в подобным ситуациям положений пункта 9 статьи 71 названного  Закона, которым предусмотрено прекращение права долгосрочного пользования  животным миром, возникшего на основании долгосрочных лицензий на  пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или  акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам  о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с  указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих  угодий) по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади  охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 Закона № 209-ФЗ. 

 Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент  обращения с заявлением от 30.11.2015 право пользования животным миром в  отношении охотничьих ресурсов у Организации не прекращалось на основании  части 9 статьи 71 Закона № 209-ФЗ. 

 С учетом названной правовой позиции, изложенной в пункте 5.3  Постановления № 17-П, и при отсутствии на момент вынесения судом решения  реального спора о праве заявителя на занятие охотхозяйственной деятельностью  суды правильно отказали в удовлетворении требований о сохранении права  занятия такой деятельностью на основании лицензий от 23.03.2005, поскольку в  соответствии с положениями статьи 4 АПК РФ судебной защите подлежит  нарушенное право и не допускается вынесение судебных актов для  последующего предотвращения предполагаемых, возможных притязаний. 

 Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, указанным в  апелляционной жалобе, они не опровергают выводы судов, направлены на  переоценку обстоятельств, установленных судами, не подтверждают  существенных нарушений судами норм материального и процессуального права,  повлиявших на исход дела. 

 При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды  установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую 


правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном  исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены  правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться  основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной  инстанцией не установлено. 

 С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для  отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 01.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.11.2016 по делу № А56-11420/2016 оставить без  изменения, а кассационную жалобу межрегиональной общественной организации  «Ленинградское общество охотников и рыболовов» - без удовлетворения. 

Председательствующий Т.Г. Преснецова  Судьи Г.М. Рудницкий 

 ФИО1