ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2412/2022 от 06.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1307/2022-55411(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года  Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,  при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022;  от ответчика: не явился, извещен; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный 13АП-2412/2022) Санкт-Петербургского государственного  казенного учреждения «Фонд капитального строительства и реконструкции» на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  17.12.2021 по делу № А56-67316/2021, принятое 

по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Фонд  капитального строительства и реконструкции» 

к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления,

установил:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд  капитального строительства и реконструкции» (далее – заявитель, Учреждение)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной  административно-технической инспекции (далее – Инспекция, ГАТИ) от 18.06.2021   № 2433 о назначении административного наказания по делу об административном  правонарушении № 58106 от 23.04.2021, предусмотренном пунктом 4 статьи 14,  пунктом 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об  административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 27370), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. 

Решением суда от 17.12.2021 в удовлетворении заявления Учреждению  отказано. 

Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в  действиях Учреждения отсутствует состав правонарушения, поскольку заявитель не  является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения. Кроме того,  Учреждение ссылается на ошибочные выводу суда и Управления в части 


[A1] установленной повторности правонарушения. Также, по мнению заявителя, имеются  основания для признания правонарушения малозначительным, поскольку  выявленные нарушения устранены до вынесения оспариваемого постановления. 

В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержал 

Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила,  что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной  жалобы. 

Письменный отзыв от Инспекции в материалы дела не поступил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в  апелляционном порядке. 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  административное дело возбуждено Инспекцией по факту выявления в период с  19.04.2021 по 23.04.2021 по адресу: г. Санкт-Петербург, Дальневосточный пр. ул.  Коллонтай, ул. Бадаева, Союзный пр. (ул. Коллонтай от д.2, строение 1 до  Дальневосточного пр.) административного правонарушения, совершенного  Учреждением и выразившегося: 

- в нарушении требований к осуществлению мероприятий по содержанию  объекта и элемента благоустройства, а именно: элемент благоустройства -  временное ограждение зоны производства работ находится в неисправном,  загрязненном состоянии при производстве работ по размещению временного  ограждения объекта капитального строительства, установленное согласно  разрешению на строительство № 78-012-0261.2-2014; часть секций ограждения  отклонены от вертикали, замяты, часть секций оторваны от основания, не  закреплены, на ограждении нанесены графические изображения, надписи,  несанкционированная реклама; объект благоустройства - зона производства работ  находится в неисправном, загрязненном состоянии: организованные деревянные  настилы вдоль временного ограждения со стороны Дальневосточного пр. сломаны,  доски имеются щели, дыры, не скреплены между собой, в зоне работ  зафиксировано скопление мелкого бытового мусора, полиэтиленовые пакеты,  бумага, на настиле не убрана грязь, наросты пожухлой травы; 

- в неисполнении обязанности по обеспечению к свободным проходам к  зданиям и проходам в них, при производстве работ по размещению временного  ограждения объекта капитального строительства, выполняемых на основании  разрешения на строительство № 78-012-0261.2-2014. 

Выявленные нарушения зафиксированы в протоколах осмотра от 19.04.2021,  23.04.2021 (повторно, при участии представителя Учреждения) с приложением  схемы осмотра и фототаблицы, и послужили основанием для составления  уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении  Учреждения протоколов об административных правонарушениях № 58105, № 58106  от 23.04.2021, в соответствии с которыми действия заявителя квалифицированы по  пункту 4 статьи 14, пункту 11 статьи 20 Закона № 273-70. 

Определением от 18.06.2021 дела об административных правонарушениях №  58105, № 58106 от 23.04.2021 объединены в одно производство, объединенному  делу присвоен № 58106. 

Постановлением ГАТИ от 18.06.2021 № 2433 о назначении административного  наказания по делу об административном правонарушении № 58106 от 23.04.2021  заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного пунктом 4 статьи 14, пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70, и  ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. 


[A2] Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение оспорило его в  судебном порядке. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения  состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры  привлечения к административной ответственности и оснований для признания  совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал  Учреждению в удовлетворении заявления. 

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит правовых  оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в силу следующего. 

Статьей 14 Закона N 273-70 установлена ответственность за нарушение  правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил  производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с  благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством  Санкт-Петербурга. 

Неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и  входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности  пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч  до трехсот тысяч рублей (пункт 4 статьи 14 Закона № 273-70). 

В силу пункта 11 статьи 20 Закона № 273-70 нарушение требований к  осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или  элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений,  ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей  статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от  тридцати тысяч до ста тысяч рублей. 

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875  утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части,  касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ,  связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила №  875). 

В силу пунктов 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.11, 3.2.22 Правил № 875  производитель работ обязан оградить зону производства работ ограждением,  обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность  объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ;  содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии:  ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи,  промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали,  посторонних наклеек, объявлений, надписей; обеспечить безопасность пешеходов и  безопасность пешеходного движения при производстве работ; обеспечить  сохранность и содержание в исправном состоянии всех временных знаков, а также  технических средств организации дорожного движения и их инженерных  коммуникаций, находящихся в зоне производства работ и используемых при  реализации проекта организации дорожного движения, а также временного  ограждения зоны производства работ; содержать зону производства работ в  соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга. 

Кроме того, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №  961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее -  Правила N 961). 


[A3] В соответствии с пунктами 15.1, 15.1.4 Приложения к № 5 к Правилам № 961 до  начала производства работ производитель работ обязан установить забор по  периметру строительной площадки либо ограждение зоны производства работ в  соответствии с правилами производства земляных, ремонтных и отдельных работ,  связанных с благоустройством, содержать забор (ограждение) в чистоте и  исправном состоянии, а также выполнять своевременный ремонт и окраску его, но  не реже одного раза в год в весенний период, содержать забор без проемов,  поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек,  объявлений, надписей. 

Судом первой инстанции установлено, согласно ордеру ГАТИ на производство  плановых работ № У-9195 от 27.07.2018 и разрешению на строительство № 78-0120261.2-2014 заказчиком и производителем работ по вышеуказанному адресу  является заявитель. 

С учётом изложенного, вопреки ошибочным выводам заявителя, именно  Учреждение несет обязанность по соблюдению требований вышеперечисленных  требований Правил. 

Факт нарушения Учреждением вышеприведенных требований Правил № 961,  Правил № 875 установлен административным органом, подтверждается  материалами дела (протоколами осмотра, протоколами об административном  правонарушении, постановлением, фотоматериалами) и Учреждением  надлежащими доказательствами не опровергнут. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо  признается виновным в совершении административного правонарушения, если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом  не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что  правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о наличии в действиях Учреждения состава правонарушения,  ответственность за которое установлена пунктом 4 статьи 14, пунктом 11 статьи 20  Закона № 273-70. 

Вопреки выводам Учреждения, устранение выявленных нарушений после их  выявления не является основанием для освобождения от административной  ответственности, а может быть учтено лишь при назначении наказания. 

Судом первой инстанции не установлено нарушения порядка привлечения  Учреждения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих  производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое  постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока  давности привлечения административной ответственности. 

Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации  совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи  2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях», судом первой  инстанции также не установлено. 


[A4] Апелляционная коллегия ввиду отсутствия обстоятельств исключительности  совершения правонарушения не усматривает оснований для переоценки данного  вывода суда. 

В данном случае следует учитывать, что ненадлежащее содержание  пешеходной зоны, размещенной вдоль тротуара ул. Коллонтай и Дальневосточного  пр. и организованной для прохода граждан к жилому комплексу, может привести к  негативным последствиям в виде травм пешеходов. 

Основания для замены административного штрафа на предупреждение в  настоящем случае отсутствуют в связи с тем, что Общество ранее привлекалось к  административной ответственности, что установлено в оспариваемом  постановлении (постановление от 27.11.2020 № 4397). 

Доводы Учреждения об отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств,  так как ранее Учреждение привлекалось за иные правонарушения, отклоняются  апелляционным судом. 

Исходя из позиции Верховного суда, изложенной в определениях от 05.09.2018   № 303-АД18-5207, № 303-АД18-5141, при рассмотрении вопроса о возможности  замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться  совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе, не  являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. 

Согласно материалам дела, Инспекция установила в действиях Учреждения  два состава правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 14 и пунктом 11  статьи 20 Закона № 273-70, в связи с чем назначила наказание с учетом отягчающих  ответственность обстоятельств в размере 50 000 руб. 

По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности  отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами  юридической ответственности, отвечает принципам разумности и справедливости,  соответствует тяжести совершенного правонарушения. 

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства  дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в  деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие  применению в данном споре и нормы процессуального права при рассмотрении  дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным  и отмене не подлежит. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 17 декабря 2021 года по делу № А56-67316/2021 оставить без  изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного  казенного учреждения «Фонд капитального строительства и реконструкции» - без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного  округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Л.В. Зотеева  Судьи М.И. Денисюк 


[A5] Н.И. Протас