ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-24261/2022 от 21.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

935/2022-416242(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Никифоров Д.А., по доверенности от 28.01.2022;

от заинтересованного лица: Фетисова Н.А., по доверенности от 10.02.2020; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-24261/2022) Санкт – Петербургского  государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Московского района  Санкт - Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 12.07.2022 по делу № А56-47622/2022 (судья Ресовская  Т.М.), принятое 

по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая  компания № 1" 

к Санкт – Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное  агентство Московского района Санкт - Петербурга" 

о признании незаконным бездействия,

установил:

публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая  компания № 1" (далее – Общество, ПАО «ТГК-1», заявитель) обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением  к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное  агентство Московского района Санкт-Петербурга" (далее – Учреждение) о  признании незаконным бездействия, об обязании предоставить сведения. 

Решением суда от 12.07.2022 заявленные требования Общества  удовлетворены, признано незаконным бездействие СПб ГКУ «Жилищное агентство  Московского района Санкт-Петербурга» по непредставлению сведений. Суд обязал  СПб ГКУ «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга» 


[A1] представить ПАО "Территориальная генерирующая компания № 1" одновременно на  бумажном и на электронном носителе сведения, согласно списку жилых помещений: 

- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты  документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес  электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых  помещений в многоквартирном доме; 

- наименование (фирменное наименование) и место государственной  регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого  помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; 

- количество лиц, постоянно проживающих в указанных жилых помещениях в  многоквартирном доме; 

- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое  жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии). 

В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное  применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение  суда отменить, полагая, что наличие у Общества статуса оператора персональных  данных и прямые договоры с потребителями не свидетельствует о наличие у  Общества обязанности по предоставлению запрашиваемой информации;  потребители не давали согласие Учреждению на передачу персональных данных  третьим лицам, что согласуется с положениями ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О  персональных данных». 

Определением суда от 21.09.2022 в порядке пункта 3 статьи 18 АПК РФ  произведена замена судьи Зотеевой Л.В. на судью Семенову А.Б. 

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы  жалобы, просил решение суда отменить. 

Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать,  решение суда оставить без изменения. 

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО «ТГК-1» включено  в реестр операторов персональных данных (per. № 78-17-004388), является  оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение  которых поставляются коммунальные услуги по отоплению и горячему  водоснабжению, и являющихся стороной публичного договора о предоставлении  коммунальных услуг. 

ПАО «ТГК -1» обратилось с заявлением от 09.12.2021 № 11275-02/14 в  Учреждение и Администрацию Московского района Санкт-Петербурга о  предоставлении информации о нанимателях жилых помещений, приложив к  заявлению перечень жилых помещений. 

В связи с тем, что Учреждение не представило запрашиваемые сведения,  Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции пришел к выводу, что Закон № 152-ФЗ не запрещает  передачу персональных данных собственников и пользователей помещений в  многоквартирных домах в ходе взаимоотношений операторов этих данных, в  частности, исполнителей коммунальных услуг, к числу которых в данном случае  относится и ПАО «ТГК-1». Основанием получения оператором персональных  данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных, является  наличие прямого договора между ПАО «ТГК-1» и  собственником/пользователем/нанимателем жилого помещения в МКД (часть 8  статьи 9, пункт 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных). Таким образом,  Общество вправе запрашивать и получать у Учреждения сведения о персональных 


[A2] данных абонентов – физических лиц в целях и объеме, установленным  действующим законодательством и договором. 

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы  жалобы, выслушав мнение сторон, пришел к выводу, что решение суда подлежит  отмене на основании следующего. 

Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ,  управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный  кооператив или иной специализированный потребительский кооператив,  осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять  ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с  твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления  платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов  учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в  многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам  социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо  муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации,  товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному  специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных  (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. 

Взаимодействие отделов вселения и регистрационного учета с  подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье (техническое  обслуживание) и коммунальные услуги, осуществляется на основании заключенных  Учреждением с организациями, имеющими лицензии на осуществление  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,  выданной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, соглашений  на паспортно-регистрационное обслуживание граждан, которыми предусмотрено  предоставление списков вновь зарегистрированных граждан, а также списков  граждан, снятых с регистрационного учета по утвержденным Регламентом формам.  При этом организации, являющейся стороной по соглашению, предоставляются  сведения только по домам, внесенным в перечень адресов многоквартирных домов  раздела Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург,  деятельность по управлению которыми осуществляет данная организация. 

При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая  организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя,  отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у  лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему  первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению  регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи,  проживающей в помещении, паспортные данные. 

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные  Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354),  предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив,  осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют  ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению  коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям  помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и  "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за  коммунальные услуги, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала 


[A3] предоставления коммунальной услуги соответствующего вида  ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. 

Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при  наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность,  контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого  собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме. 

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие  управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим  организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные  услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на  основании соответствующих договоров управления, управляющие организации  являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны  осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и  нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку  полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами,  обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан,  надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления  коммунальных услуг гражданам. Учреждение не относится к числу лиц, обязанных  предоставлять информацию истцу. 

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от  29.04.2013 N 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам  государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении  государственных и муниципальных услуг. 

Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является  обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям  из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета  граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные  организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам  жилого помещения. 

В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о  регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства  Санкт-Петербурга от 16.02.2012 N 110-р (далее - распоряжение N 110-р), предметом  его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и санкт- петербургскими государственными казенными учреждениями - районными  жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о  регистрации. 

При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту  жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых  помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с  регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о  регистрации (пункт 1.2 распоряжение N 110-р). 

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от  22.11.2004 N 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия  отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с  подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье  (техническое обслуживание) и коммунальные услуги. 

Согласно пункту 1.1 указанного распоряжения Регламент информационного  взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с  подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных  услуг (далее - Регламент), вводится в целях предоставления последним актуальных 


[A4] сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по  оплате жилья и коммунальных услуг. 

Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с  организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление  домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами,  жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами  собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на  праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента). 

Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче  (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс). 

Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2- пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется  еженедельно. 

Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений иных  организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров  (пункт 3.2 Регламента). 

В силу приведенных положений представление Учреждением запрашиваемых  сведений осуществляется на основании условий заключенных договоров, а не по  запросам. Мотивированный отказ Учреждения в предоставлении персональных  данных собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах,  относящихся к государственному жилищному фонду, не нарушает права Общества  и третьих лиц. 

Действующее законодательство (пункт 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ, пункт 6  Правил N 354) не относит Учреждение к числу субъектов, обязанных представлять  персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию  ресурсоснабжающей организации. 

Ссылки Общества на нормы Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О  персональных данных" отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку  наличие у Общества статуса оператора персональных данных и заключение им  публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют  о наличии у Учреждения соответствующей обязанности по представлению ПАО  «ТГК-1» запрашиваемой информации. 

Оценив в совокупности, представленные доказательства и доводы сторон,  суд апелляционной инстанции полагает, что Учреждение не относится к числу  субъектов, обязанных предоставлять Обществу запрашиваемую информацию, в  связи с чем, требование ПАО «ТГК-1» о возложении на Учреждение обязанности по  передаче сведений удовлетворению не подлежит. Кроме того, следует учесть , что  Учреждение свою обязанность по предоставлению сведений о нанимателях  исполнило, передав указанную информацию администрации Московского района,  которая в свою очередь сведения о заселении жилых помещений государственного  жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставила ПАО ТГК 1, обратив при этом  внимание, что данные сведения должны предоставляться управляющими  компаниями, а не Учреждением. 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует  отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. 

Госпошлина подлежит распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:


[A5] Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 12 июля 2022 года по делу № А56-47622/2022 отменить. 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий О.В. Фуркало  Судьи Н.И. Протас 

 А.Б. Семенова