ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2454/14 от 18.03.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 марта 2014 года

Дело №А56-57733/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Борисовой Г.В.

судей Лопато И.Б. , Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.

при участии:

от заявителя: Радионова А.А. по доверенности от 23.11.2013;

от заинтересованного лица: Бабуриной М.С. по доверенности от 04.02.2014 №КТ-5-89/14-0-0;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2454/2014) ОАО «Тепло-Сервис» на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2013 по делу № А56-57733/2013 (судья Семенова И.С.), принятое

по заявлению ОАО «Тепло-Сервис»

к Комитету по тарифам и ценовой политике

о признании незаконным и отмене постановления

установил  :

ОАО «Тепло-Сервис» (188760, Ленинградская обл, г.Приозерск, ул.Калинина, д.51, оф.318, ОГРН, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике (193311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее –Комитет, Лен РТК) от 05.09.2013 №29/13-4 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 101 000 рублей.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель общества, не отрицая факта правонарушения, поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что Комитетом неправильно исчислены сроки необходимости опубликования информации об утвержденном тарифе на тепловую энергию; судом первой инстанции необоснованно отказано в признании совершенного правонарушения малозначительным.

Представитель Комитета в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, пояснив, что факт совершенного обществом правонарушения подтверждается материалами дела, нарушение срока опубликования информации об утвержденном тарифе на тепловую энергию образует состав правонарушения по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Комитетом по тарифам и ценовой политике на основании распоряжения от 21.05.2013 №89-р проведена плановая выездная проверка ОАО «Тепло-Сервис», являющегося теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению потребителям Муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области с целью контроля за правильностью применения тарифов на услуги в сфере теплоснабжения.

По результатам проверки 28.06.2013 составлен акт №34, в котором отражено, что общество информацию о ценах(тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам(тарифам) на 2013 год раскрыло с нарушением сроков, установленных пунктом 21 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 (далее-Стандарты).

26.08.2013, с участием представителя общества Дробот А.А., действующего на основании доверенности от 23.08.2013, составлен протокол об административном правонарушении № 29/13-4 по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором зафиксировано, что ОАО «Тепло-Сервис» информацию, предусмотренную пунктом 12 Стандартов о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) на 2013 год, опубликовало на официальном сайте ЛенРТК только 18.01.2013, то есть с нарушением сроков, установленных п. 21 Стандартов.

На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении 05.09.2013 Комитетом вынесено постановление о привлечении ОАО «Тепло-Сервис» к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 101 000 рублей.

ОАО «Тепло-Сервис» не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что вменяемое обществу деяние по своему характеру является малозначительным, поскольку не создает общественной или социальной опасности. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно пункту 2 указанных Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

Пунктом 3 предусмотрено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);

б) опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;

в) предоставления информации на основании письменных запросов потребителей услуг регулируемых организаций (далее соответственно - потребители, регулируемые услуги).

В силу пункта 11 Стандарта в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация, в том числе о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам)(п.а).

При этом, информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) содержит сведения:

а) об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность);

б) об утвержденных тарифах на передачу тепловой энергии (мощности);

в) об утвержденных надбавках к ценам (тарифам) на тепловую энергию для потребителей;

г) об утвержденных надбавках к тарифам регулируемых организаций на тепловую энергию и надбавках к тарифам регулируемых организаций на передачу тепловой энергии;

д) об утвержденных тарифах на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения;

е) об утвержденных тарифах регулируемых организаций на подключение к системе теплоснабжения(пункт 12 Стандарта).

Согласно пункту 21 Стандарта информация, указанная в пункте 12 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.

Как видно из материалов дела ОАО «Тепло-Сервис» осуществляет раскрытие информации в сфере теплоснабжения, посредством размещения информации на официальном сайте регулирующего органа ЛенРТК.

Общество информацию, предусмотренную пунктом 12 Стандартов о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) на 2013 год опубликовало на официальном сайте ЛенРТК только 18.01.2013 (при сроке не позднее 12.12.2012). Данный факт общество не отрицает.

Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса.

При этом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Материалами дела подтверждается, что у общества имелась возможность соблюсти требования, установленные Стандартами в части соблюдения срока раскрытия информации, однако заявитель не сделал этого. В деле отсутствуют сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения обществом публично-правовой обязанности по представлению в антимонопольный орган истребованных документов и сведений, а равно о принятии обществом исчерпывающих мер для исполнения требования антимонопольного органа, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений Комитетом в ходе привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено.

Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.

Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.

Согласно пунктам 18,18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное кооперативом правонарушение по пункту 2.9 Кодекса как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. В рассматриваемом случае имело место именно пренебрежительное отношение заявителя к публично-правовой обязанности, возложенной на него в силу прямого указания закона, исполненной им за пределами как законодательно установленных сроков. Такими своими неправомерными действиями общество препятствовало неопределенному кругу заинтересованных лиц на своевременное получение доступа к необходимой информации, прежде всего, для реализации своих законных прав и интересов в сфере соответствующих правоотношений.

Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку суд принимал решение в силу статьи 71 АПК РФ с учетом всех обстоятельств дела, иное исчисление обществом срока необходимости опубликования информации об утвержденном тарифе на тепловую энергию основано на неверном применении норм материального права и по существу правонарушение не опровергает.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную, объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 декабря 2013 года по делу № А56-57733/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Тепло-Сервис»- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В.Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

Е.А. Фокина