935/2022-407745(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1, при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24687/2022) Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2022 по делу № А5640956/2022 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
установил:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 13.01.2022 по делу № 44-189/22 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эврика" (далее - Общество, третье лицо).
[A1] Решением суда от 10.06.2022 в удовлетворении заявленных требований Департаменту отказано.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
По мнению подателя жалобы, участник ошибочно трактовал инструкцию и отнес спорный показатель к изменяемым значениям, в то время как инструкция указывает на неизменность данного показателя и значение к нему не подлежит изменению, при этом требование ко второму виду показателей является приоритетным по отношению к другим видам показателей.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Департамент (заказчик) 16.12.2021 разместил на официальном интернет-сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 0372100014921000029 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории и аукционную документацию (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 335 568, 56 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В Управление 29.12.2021 поступила жалоба Общества (вх. № 41488-ЭП/21) на действия аукционной комиссии заказчика при проведении Аукциона, выразившиеся в неправомерном, по мнению Общества, отказе в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
По результатам рассмотрения жалобы Общества и проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ внеплановой проверки Управление 13.01.2022 вынесло решение по делу № 44-189/22, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); в действиях аукционной комиссии заказчика признано нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона № 44-ФЗ (пункт 2); заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении в отношении виновных лиц заказчика (пункт 4).
Во исполнение пункта 3 решения Управление выдало Департаменту предписание от 13.01.2022 по делу № 44-189/22 об устранении нарушений законодательства о закупках, которым обязало заказчика в течение 7 дней с момента размещения предписания на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок устранить нарушение части 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона по извещению № 0372100014921000029; повторно сформировать и разместить на
[A2] официальном сайте протокол рассмотрения первых частей заявки участников с учетом мотивировочной части решения от 13.01.2022; провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по извещению № 0372100014921000029 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, действовавшей в спорный период, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно действовавшей на момент проведения электронного аукциона части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент размещения извещения об электронном аукционе и подачи заявок) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В силу части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
[A3] Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 27.12.2021 заявка Общества (номер заявки 127)на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ отклонена в связи с несоответствием ее первой части требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, и части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
В обоснование Заказчик указал, что по товару "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" по показателю "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м" представлено значение, не соответствующее инструкции по заполнению первой части заявки.
В заявке Общества указано: "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: 160 м". Таким образом, значение данного показателя, представленное Обществом, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно инструкции в случае, если в приложении 1 к документации об электронном аукционе требование к показателю товара установлено с использованием слова "максимальный" и его производных, а также значение показателя установлено в виде минимального значения с использованием предлога "от", то участник указывает значение показателя без изменения.
Порядок представления сведений о конкретных показателях товаров и поставляемых при оказании услуг, относящихся ко второму виду показателей, является приоритетным по отношению к другим видам показателей. В приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" для товара "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" установлено требование к значениям показателей (характеристик товара) "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м".
В разделе 3 аукционной документации заказчиком приведена инструкция по заполнения заявки на участие в аукционе, в соответствии с которой заказчиком в описании товаров в приложении 1 к документации установлены следующие виды показателей:
Порядок представления сведений о конкретных показателях товаров, и поставляемых при оказании услуг, относящихся ко второму виду показателей, является приоритетным по отношению к другим видам показателей.
[A4] По первому виду показателей участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены минимальные и (или) максимальные значения.
По второму виду показателей участнику закупки указывает значение, установленное заказчиком, которое не может изменяться.
В соответствии с инструкцией при описании требований к значениям показателей товара, поставляемого при оказании услуг, слова (словосочетания, знаки): "минимум - максимум", "не более", "не менее", "максимум", "от", "не меньше", "от...до...", "не ниже", "не выше", "не менее - не более", "более", "не ниже - не выше", "свыше...до...", "...", знак "*", "не превышает(-ют)", "до", " ", "не ", "не <=", "не >=", а также все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентичные приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и" устанавливают требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара. При этом предлоги "от", "до" относятся к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, если указаны перед числовыми значениями показателя товара.
В случае если заказчиком установлено требование к минимальным и (или) максимальным значениям показателей товара с использованием предлогов "от", "до", "от...до..." и в документации об электронном аукционе не установлено требование о соответствии товара государственному стандарту, то участник указывает значение показателя товара, не включая установленные крайние значения показателя товара.
При этом значения показателей товара, установленные к минимальным и (или) максимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявки, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, знаками): "минимум - максимум", "не более", "не менее", "максимум", "от", "не меньше", "от...до...", "не ниже", "не выше", "не менее - не более", "более", "не ниже - не выше", "свыше...до...", "...", знак "*", "не превышает(-ют)", "до", " ", "не ", "не <=", "не >=", а также если все указанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и".
В случае если в приложении 1 к документации об электронном аукционе требование к показателю товара установлено с использованием слова "максимальный" и его производных, а также значение показателя товара установлено в виде минимального значения с использованием слова "от", то участник указывает значение показателя без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что участник ошибочно трактовал инструкцию и отнес спорный показатель к изменяемым значениям, в то время как инструкция указывает на неизменность данного показателя и значение к нему не подлежит изменению, при этом требование ко второму виду показателей является приоритетным по отношению к другим видам показателей.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Согласно инструкции наименование показателя отделено от требования к значению показателя знаком ":", в случае отсутствия знака ":" наименование показателя и требование к его значению изменению не подлежит и приводится в заявке без изменения, даже если это противоречит вышеуказанным положениям инструкции.
Спорный показатель приведен в техническом задании аукционной документации в следующем виде "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м".
[A5] Управление обоснованно отметило, что слово "максимальный" применительно к спорной характеристике товара "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" употреблено, исходя из положений инструкции, в наименовании показателя, а не требованиях к его значению, поскольку отделено знаком ":".
Согласно правилу инструкции, на которое ссылается Департамент, слово "максимальный" должно употребляться в требовании к показателю товара, а не в его наименовании.
Исходя из всех вышеперечисленных положений инструкции, данное значение показателя товара правомерно рассматривалось Обществом как первый тип показателей (показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя). С учетом требований к указанию значений такого типа показателей Общество правомерно указало его значение как 160 м без использования предлога "от" и без использования установленного крайнего значения показателя 150.
Более того, указанное Обществом в заявке значение спорного показателя фактически свидетельствует о готовности Общества поставить товар, соответствующий требованиям Заказчика.
С учетом приведенных обстоятельств, Управление обоснованно констатировало отсутствие у Заказчика оснований для отклонения заявки Общества и о нарушении им части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе по извещению № 0372100014921000029, следует, что по аналогичному основанию заказчик отклонил 8 заявок.
Кроме того, из названного протокола следует, что такой показатель товара "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" как "Максимальный диаметр устанавливаемого рулона в диспенсер: до 24 см.", описание которого аналогично спорному показателю, рассматривался заказчиком как первый тип показателя (показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя), а не второй (показатель, значение которого не может изменяться).
Положение о приоритете значений показателя второго типа, приведенное заказчиком в протоколе от 27.12.2021 и в инструкции, не конкретизировано, поскольку из инструкции не ясно, применительно к каким ситуациям при заполнении заявки в соответствии с инструкцией такой приоритет установлен Заказчиком.
При таких обстоятельствах, выводы УФАС и суда первой инстанции о наличии в действиях Департамента нарушения части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ являются законными и обоснованными, оспариваемое Обществом решение суда первой инстанции является правомерным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу и влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2022 года по делу № А56-40956/2022 оставить без изменения,
[A6] апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо – Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий О.В. Фуркало Судьи Н.И. Протас
А.Б. Семенова