ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-24913/2021 от 12.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

928/2022-29434(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., 

рассмотрев 12.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на  решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2021 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021  по делу № А26-3007/2020, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля», адрес:  186757, Республика Карелия, г. Сортавала, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «Карлис-Вяртсиля»,  Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к  Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес:  185035, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), о признании  недействительной односторонней сделки по увеличению арендной платы по  договору аренды лесного участка от 24.12.2014 № 163-з, оформленной  уведомлением Министерства от 30.12.2019 № 5132, и установлении размера  арендной платы на 2020 год, соответствующего условиям договора аренды и  нормам действующего законодательства. 

Решением суда первой инстанции от 21.06.2021, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2021, в  удовлетворении иска отказано. 

Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на  неправильное применение судами норм материального и процессуального  права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела,  обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной  жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт - об  удовлетворении иска. 

В кассационной жалобе Общество указывает на необоснованность  применения к размеру арендных платежей, установленному на аукционе,  коэффициентов индексации, предусмотренных постановлением Правительства  Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам  платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу  площади лесного участка» (далее - Постановление № 1363). Общество считает,  что Министерство злоупотребило правами арендодателя и, нарушив принцип  добросовестности, в одностороннем порядке увеличило размер арендной платы  за 2020 год. 


[A1] В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и  Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам  аукциона Министерство по природопользованию и экологии Республики  Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и общество с  ограниченной ответственностью «Грин Лайн» (арендатор) заключили договор от  24.12.2014 № 163-з аренды лесного участка площадью 49 330 га,  расположенного в Святозерском, Кинелахтинском, Паннильском участковом  лесничествах Пряжинского лесничества, и являющегося частью земельного  участка с кадастровым номером 10:21:0000000:86, для заготовки древесины. 

Срок действия договора устанавливается с 01.01.2015 и составляет 25 лет  (пункт 7.1 договора). 

Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается  путем произведения установленного договором ежегодного объема  использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с  учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета  аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в  результате его проведения в размере 9,25. 

В соответствии с приложением № 4 к договору при заключении договора  размер годовой арендной платы на 2014 год установлен в сумме 56 818 133  руб., из которых 4 095 005 руб. перечисляются в бюджет Российской Федерации,  52 723 128 руб. - в бюджет Республики Карелия. Арендодатель ежегодно  направляет арендатору уведомление о начислении арендной платы на текущий  год. 

В силу пункта 2.1.3 договора форма уведомления аналогична форме,  указанной в приложении № 4 к договору, но не требует подписания со стороны  арендатора. 

Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного  объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема  лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным  законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка  исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется  арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора. 

В связи с передачей прав и обязанностей по договору аренды лесного  участка по договору переуступки права аренды от 23.03.2018 дополнительным  соглашением от 18.04.2018 к договору аренды произведена замена арендатора  по договору на Общество. 

Министерство направило Обществу уведомление от 30.12.2019 № 5132 об  установлении арендной платы на 2020 год в размере 114 816 693 руб., из  которых 8 275 077 руб. перечисляются в бюджет Российской Федерации,  106 541 616 руб. - в бюджет Республики Карелия. Из приложенного к  уведомлению расчета следует, что арендная плата, подлежащая перечислению  в федеральный бюджет, определена исходя из годового объема использования  лесов на 2020 год - 75 000 куб. м, а также установленного постановлением  Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 коэффициента  индексации 2,62 к минимальным ставкам платы, определенным в соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 


[A2] (далее - Постановление № 310). Арендная плата, подлежащая перечислению в  бюджет Республики Карелия, определена как произведение размера платы в  федеральный бюджет на коэффициенты 1,5, и 9,25. 

Ссылаясь на то, что коэффициенты индексации не подлежат применению к  размеру арендной платы, установленной на основании торгов, Общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что  оспариваемое уведомление об изменении размера арендной платы  соответствует закону и согласованным сторонами условиям договора аренды,  предусматривающим право арендодателя на изменение размера арендной  платы в одностороннем порядке в определенных случаях путем корректировки  на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент  к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами норм материального и процессуального права,  соответствие выводов о применении норм права установленным по делу  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной  инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы  ввиду следующего. 

Как следует из статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -  ЛК РФ), лесное законодательство регулирует отношения в области  использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения  (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных  участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов,  регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом  Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом,  другими федеральными законами. 

Частями 3 и 4 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что предоставление  гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, осуществляется в  соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка  применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом  Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если  иное не установлено настоящим Кодексом. 

В соответствии с частью 10 статьи 78 ЛК РФ начальная цена предмета  аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в  размере ежегодной арендной платы, равной минимальному размеру арендной  платы, определенному в соответствии со статьей 73 данного Кодекса. 

Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется  на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в  соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. 

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов  минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки  платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов  на арендуемом лесном участке (часть 2 указанной статьи). 

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности,  собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности,  ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу  площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством  Российской Федерации, органами государственной власти субъектов 


[A3] Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 данной  статьи). 

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади  лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены  Постановлением № 310. 

При разрешении настоящего спора суды правильно применили положения  статьи 73, пункта 2 части 1 статьи 74, статьи 76, части 1 статьи 78 и части 1  статьи 80 ЛК РФ и обоснованно исходили из того, что в соответствии с  условиями договора, заключенного по результатам торгов (протокол аукциона  от 09.12.2014 № 2), размер арендной платы подлежал изменению  пропорционально изменению ставок за единицу площади лесного участка,  устанавливаемых в соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ

В соответствии с Постановлением № 1363 ставки платы, предусмотренные  таблицами 1 и 2 Постановления № 310, применяются в 2020 году с  коэффициентом 2,62. 

Установив, что расчет арендной платы, произведенный Министерством за  2020 год, соответствует условиям договора, которыми предусмотрено  изменение арендной платы в одностороннем порядке в случае изменения  действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, суды  правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. 

Общество настаивает, что арендная плата, подлежащая уплате в бюджет  Республики Карелия, должна оставаться неизменной и не подлежит  дополнительной индексации, поскольку не является регулируемой ввиду ее  определения по результатам аукциона. 

Между тем, приведенный довод подлежит отклонению, поскольку не  соответствует условиям пунктов 2.1.1 и 2.1.4 договора и пункта 3 Методики  определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка,  заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 ЛК РФ,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от  01.02.2016 № 53 на основании части 5 статьи 73 ЛК РФ

Кроме того, податель кассационной жалобы со ссылкой на пояснительную  записку к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О  внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от  14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема  лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка,  находящегося в федеральной собственности» приводит довод о незаконности  применения Министерством установленного Постановлением № 1363  коэффициента индексации 2,62, который определен исходя из уровня инфляции  за период с 2008 по 2016 и прогнозных уровней инфляции за период с 2018 по  2020 годов. По мнению Общества, поскольку договор аренды лесного участка  был заключен в 2014 году, размер арендной платы может быть увеличен только  на показатели инфляции за период с 2015 по 2020 год путем их  последовательного увеличения: 1,129 (2015); 1,054 (2016); 1,069 (2017); 1,046  (2018); 1,046 (2019); 1,047 (2020). 

Приводимые возражения также следует признать несостоятельными,  поскольку вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на  соответствующий год и утверждаемые постановлениями Правительства  Российской Федерации коэффициенты индексации ставок, установленных  Постановлением № 310, обусловлены уровнем инфляции в ее динамике с 2008  года (следующим за годом установления ставок) и показателями доходов  федеральных и региональных бюджетов на соответствующие годы. Индексация  ставок на соответствующий год основана на показателях уровня инфляции с 


[A4] даты их утверждения (2007 год). 

Согласно Постановлению № 1363 коэффициенты индексации определены  исходя из показателей уровня инфляции с даты установления ставок (2007 год),  подлежат безусловному применению и не зависят от даты заключения  договоров аренды лесных участков. 

На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении  исковых требований. 

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений  действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств  рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении  судом норм права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных  актов, не установлено. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает  оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2021 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021  по делу № А26-3007/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» – без  удовлетворения. 

Председательствующий Е.А. Аникина
Судьи О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая