ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-25051/2023 от 11.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1389/2023-207217(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Геворкян Д.С.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизовым А.К.,

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25051/2023)  общества с ограниченной ответственностью «Белторг» на решение Арбитражного  суда Калининградской области от 19.06.2023 по делу № А21-12896/2022 (судья  Педченко О.М.), принятое по иску акционерного общества «АльфаСтрахование» 

к обществу с ограниченной ответственностью «Белторг»

о взыскании,

при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 16.11.2022;
от 3-их лиц: не явились, извещены;

установил:

Акционерное общество «АльфаСтрахование» (ИНН <***>; далее –  Истец, Страховая компания, АО «АльфаСтрахование») обратилось в Арбитражный  суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью  «Белторг» (ИНН <***>; далее – Ответчик, ООО «Белторг») о взыскании  634 356,28 руб. ущерба в порядке суброгации (с учетом принятого судом в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) уточнения исковых требований. 

 В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на  предмет спора, привлечены акционерное общество «СК «Двадцать первый век»  (далее – АО «СК «Двадцать первый век»), общество с ограниченной 


ответственностью «ТД «Экополимеры» (далее – ООО «ТД «Экополимеры») и  акционерное общество «АПГ Восточная Европа» (далее – АО «АПГ Восточная  Европа»). 

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.06.2023  заявленные требования удовлетворены. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с  жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об  отказе в удовлетворении иска. 

Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и  недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием  изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела,  нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального  права. 

Согласно доводам ответчика факт повреждения груза в процессе  транспортировки истцом не доказан, транспортная накладная не содержит отметок  о наличии замечаний и указаний на составление акта обнаружения повреждений  груза. Более того, акт от 22.06.2022 № 4067 о повреждении груза составлен после  окончания перевозки, о составлении акта ответчик не уведомлялся, при  составлении акта от 22.06.2022 № 4067 ответчик не участвовал, в связи с чем  указанный акт не может устанавливать размер ответственности экспедитора. 

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  25.09.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено, суд обязал истца  представить в судебное заседание: материалы административного дела по факту  дорожно-транспортного происшествия, в результате которого спорный груз  поврежден, письменные пояснения относительно расхождений по количеству груза  заявленного грузополучателем в претензии от 29.06.2022 № 75 (1974,5 кг) с  количеством поврежденного груза указанного в соглашении об урегулировании  претензии от 13.07.2022 (8,4 метрических тонны), в приложении № 1 к соглашению б  урегулировании претензии от 13.07.2022 (2267,5 кг), акте от 22.06.2022 № 4067  (6132,5), а также акте о браке Ф-1 от 04.07.2022 № 34 (6133 кг), представить  пояснения относительно отсутствия в CMR отметок о перегрузке товара на другое  транспортное средство с заменой водителя, выразить позицию относительно  необходимости назначения судебной экспертизы по определению размера ущерба,  признал явку представителя истца в судебное заседание обязательной; 

предложил ответчику выразить правовую позицию относительно необходимости  назначения судебной экспертизы по определению размера ущерба, признал явку  представителя ответчика в судебное заседание обязательной. 

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  14.11.2023 произведена замена в составе суда, рассматривающего апелляционную  жалобу. 

В судебное заседание 14.11.2023 представители сторон и третьих лиц явку не  обеспечили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим  образом. 

 В связи с неисполнением определения суда от 25.09.2023 об обязании сторон  представить дополнительные документы и обеспечить явку представителей в  судебное заседание, рассмотрение апелляционной жалобы отложено. 

 В судебное заседание 11.12.2023 представитель истца и третьих лиц в  судебное заседание явку представителей не обеспечили, запрашиваемые  апелляционным судом дополнительные документы истцом не представлены. 


Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном  порядке. 

 Как следует из материалов дела, между АО «Альфа Страхование»  (Страховщиком) и ООО «ТД Экополимеры» (Страхователем) заключен Генеральный  договор страхования грузов от 16.03.2022 № 5091R/049/Г0003/22 (далее – Договор  страхования грузов). По условиям договора страхования, на основании  Еженедельной декларации перевезенных грузов № 667 истец принял на  страхование груз – полиэтилентерефталат «ЕКОРЕТ 80ВВ», подлежащий перевозке  ООО «Белторг» по маршруту г. Калининград – г. Гатчина, общей стоимостью  2 585 890,69 руб. согласно товарно-транспортной накладной от 16.06.2022 № 4067,  счета-фактуры от 14.06.2022 № _Эко-48.31-4. 

 Между ООО «ТД Экополимеры» (Заказчиком) и ООО «Белторг»  (Экспедитором) 18.08.2020 заключен договор транспортной экспедиции (далее –  Договор ТЭ), согласно которому Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет  Заказчика выполнить или организовать услуги, связанные с перевозкой грузов  Заказчика, согласно заявкам Заказчика на перевозку грузов. 

Как следует из пункта 1.3 Договора ТЭ договора составлен в соответствии с  Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003  года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»(далее – Закон № 87- ФЗ), Конвенцией о договоре Международной дорожной перевозки грузов (КДПГ),  Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки  МДП, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического  транспорта и иным законодательством РФ в сфере транспортно-экспедиционной  деятельности. Согласно условий Договора ТЭ услуги оказываются Экспедитором на  основании заявок Заказчика (пункты 1.4 и 3.1). 

Согласно пункту 3.7 Договора ТЭ Экспедитор обязан обеспечить подачу  технически исправных, пригодных для перевозки грузов Заказчика и отвечающих  санитарным нормам транспортных средств по адресу и в срок, указанные в заявке,  для дальнейшей транспортировки. 

Из пункта 3.24 Договора ТЭ следует, что Экспедитор несет полную  материальную ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза  в течение всего периода перевозки как за свои действия, так и за действия нанятых  им третьих лиц. 

 ООО «ТД Экополимеры» (Заказчик) 16.06.2022 выдало ООО «Белторг»  (Экспедитор) поручение (заявку) на перевозку автомобильным транспортом от  грузоотправителя – ООО «ТД Экополимеры»(место таможенной очистки груза- Таможенный пост ФИО2) груза – пластик (ПЭТФ (полиэтилентерефталат) в  биг-бэгах на паллетах) 86м2, 21,5т, по маршруту г. Калининград – г. Гатчина; срок  доставки груза 20-06.2022 – 21.06.2022 ; стоимость груза согласно ТТН; стоимость  услуг экспедитора 49 500 руб. 

ООО «Белторг» 16.06.2022 выдало экспедиторскую расписку на указанную  выше перевозку на автомобиле ДАФ Р715ХР39/АН816239. 

Из материалов дела следует, что водителем указанного автомобиля являлся  работник Ответчика – водитель-экспедитор международных перевозок ФИО3 (трудовой договор от 16.06.2022). 

Из представленной товарно-транспортной накладной от 16.06.2022 № 4067  стоимость 20 биг-бэгов груза – полиэтилентерефталата «ЕКОРЕТ 80ВВ» массой 21  тонна составляет 2 585 890,69 руб. 

Также представлен счета-фактура от 14.06.2022 № _Эко-48.31-4 на  полиэтилентерефталат «ЕКОРЕТ 80ВВ» массой 21 тонна стоимостью  2 585 890,69 руб. На перевозку груза оформлена CMR от 16.06.2022, в которой 


отправителем указано OOO «Совтранс» ( осуществляло таможенное оформление  груза), перевозчиком указано ООО «Белторг» (графа 16), получателем – АО «АПГ  Восточная Европа», Ленинградская область, г. Гатчина, транспортное средство  Р715ХР39/АН8162 39. 

В графе 24 CMR указано, что груз принят грузополучателем 22.06.2022.

В ходе перевозки 20.06.2022 произошло дорожно-транспортное происшествие  (ДТП): на автодороге Санкт-Петербург-Невель в направлении г. Псков водитель  грузового автомобиля «Volvo F12» госномер Республики Беларусь АЕ 7649-2 с  полуприцепом выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение  с грзуовым автомобилем Ответчика – Р715ХР39/АН816239 под управлением  водителя ФИО3, который двигался во встречном направлении. 

 В результате ДТП водитель грузового автомобиля «Volvo F12» скончался на  месте ДТП. 

В обоснование заявленных требований, указано, что груз в автомобиле  ответчика был поврежден, биг-бэги частично порваны и продукция из них  высыпалась. Грузополучателем – АО «АПГ Восточная Европа» составлены Акт от  22.06.2022 № 4067 об установлении расхождений по количеству и качеству при  приемке товарно-материальных ценностей Акт внутреннего расследования и Акт о  браке Ф-1 от 04.07.2022 № 34. К Акту внутреннего расследования приобщены  фотографии с места происшествия. 

На основании Договора страхования грузов ООО «ТД Экополимеры»  обратилось в АО «Альфа Страхование» с заявлением на выплату страхового  возмещения. 

По заказу АО «Альфа Страхование» ООО «ТопФреймОценка» составлено  экспертное заключение № 5091R-049-17746-22 об определении наличия и размера  повреждения груза от 12.09.2022, в котором произведен расчет причиненного  ущерба в размере 1 034 356,28руб. 

Истцом принято решение признать событие страховым случаем и выплате  ООО «ТД Экополимеры» суммы страхового возмещения в размере  1 034 356,28 руб., что подтверждается платежным поручением от 15.09.2022   № 88757. 

Истец 26.09.2022 направил Ответчику претензию с требованием возмещения  ущерба в порядке суброгации в размере 1 034 356,28 руб. 

Гражданская ответственность ООО «Белторг» застрахована в АО «СК  «Двадцать первый век» 

 Истцу по полису ОСАГО от 11.11.2021 № ААС5068440801, действующему на  дату ДТП, согласно претензии АО «Альфа Страхование» платежным поручением от  26.10.2022 № 19168 АО «СК «Двадцать первый век» выплачено страховое  возмещение в пределах лимита ОСАГО в размере 400 000 руб. 

Настоящий иск заявлен Истцом о взыскании с Ответчика с учетом уточнений  исковых требований суммы 634 356,28 руб. в возмещение ущерба в порядке  суброгации. 

Суд первой инстанции признал требования истца подлежащими  удовлетворению. 

Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав  материалы дела, приходит к следующим выводам. 

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим  образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных  правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний 


отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не  допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом,  другими законами или иными правовыми актами. 

В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за  несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до  выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата или повреждение (порча)  груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог  предотвратить и устранение которых от него не зависело. 

Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан  возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим  исполнением обязательства. 

В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье  право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления  нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а  также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях  гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О  применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан  доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия)  которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения  вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ  Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического  транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения  ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей,  грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и  багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок  пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных  накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом. 

Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных  в части 1 названной статьи, устанавливается правилами перевозок грузов,  правилами перевозок пассажиров. 

Согласно подпункту «в» пункта 81 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской  Федерации от 24.12.2020 № 2200, акт составляется в случае утраты или недостачи  груза, повреждении (порчи) груза. Акт составляется заинтересованной стороной в  день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При  невозможности составить акт в указанный срок, он составляется в течение  следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков,  грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта  соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны,  предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная  форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором  фрахтования, что установлено пунктом 82 Правил. 

Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта  осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов (пункт 83  Правил). 


Пункт 84 Правил содержит требования к составлению акта, который должен  содержать дату и место составления, фамилии, имена, отчества и должности лиц,  участвующих в составлении акта, краткое описание обстоятельств, послуживших  основанием для составления акта, в случае утраты или недостачи груза,  повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер, подписи  участвующих в составлении акта сторон. 

Согласно пункту 85 Правил, в случае утраты или недостачи груза,  повреждения (порчи) груза к акту прилагаются результаты проведения экспертизы  для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при  этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя. 

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела  подтверждается, что по договору-поручения перевозки груза 16.06.2022 отметки о  составлении акта о порче груза в международной товарно-транспортной накладной  отсутствуют, в CMR также отсутствует отметка о перегрузке товара на другое  транспортное средство с заменой водителя, таким образом, согласно  представленным доказательствам, груз принят грузополучателем без замечаний. 

Представленный истцом в материалы дела акт от 22.06.2022 № 4067 (том  дела 1, листы 28 – 29) об установлении расхождений по количеству и качеству при  приемке товарно-материальных ценностей и акт внутреннего расследования (том  дела 1, лист 30), содержащий указание на частичное повреждение груза, составлен  грузополучателем в одностороннем порядке после его принятия на склад  грузополучателя. Доказательств извещения ответчика об осмотре груза и  составлении акта в материалы дела не представлено. 

Надлежащие доказательства невозможности реализации товара, как и  доказательства понижения стоимости груза в материалах отсутствуют. 

Кроме того, суд критически относится к представленным истцом документам в  обоснование размера причиненных убытков, ввиду наличия расхождений по  количеству груза, заявленного грузополучателем в претензии от 29.06.2022 № 75  (1974,5 кг) с количеством поврежденного груза, указанного в соглашении об  урегулировании претензии от 13.07.2022 (8,4 метрических тонны), в приложении №  1 к соглашению об урегулировании претензии от 13.07.2022 (2267,5 кг), акте от  22.06.2022 № 4067 (6132,5), а также акте о браке Ф-1 от 04.07.2022 № 34 (6133 кг). 

Определение апелляционного суда о предоставлении материалов  административного дела по факту дорожно-транспортного происшествия, в  результате которого спорный груз был поврежден, письменных пояснений  относительно расхождений по количеству груза заявленного грузополучателем, а  также отсутствия в CMR отметок о перегрузке товара на другое транспортное  средство с заменой водителя, истцом не исполнено. 

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в  материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу  о том, что в нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом в материалах дела не  представлены доказательства того, что ответчик является лицом, в результате  действий (бездействия) которого возник ущерб, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими убытками. 

С учетом изложенных обстоятельств, решение суда подлежит отмене.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в суде первой  инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в  соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 


На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.06.2023 по делу   № А21-12896/2022 отменить. 

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить акционерному обществу «Альфа Страхование» (ИНН <***>)  из федерального бюджета 7657 руб. государственной пошлины. 

Взыскать с акционерного общества «Альфа Страхование» (ИНН <***>)  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Белторг» (ИНН <***>)  судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, уплаченной за  рассмотрение апелляционной жалобы, в размере 3000 руб. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Д.С. Геворкян 

Судьи Л.В. ФИО4 Протас