ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-25334/2023 от 02.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1176/2023-153698(1)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-25334/2023) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2023 по делу № А5620111/2023, принятое 

по заявлению ООО "КОНЦЕПТ"
к Санкт-Петербургской таможне

об оспаривании постановлений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КОНЦЕПТ" (далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением об оспаривании постановлений Санкт-Петербургской таможни (далее –  Таможня) от 16.02.2023 № 10210000-6233/2022, № 10210000-6234/2022, № 102100006235/2022, № 10210000-6236/2022, № 10210000-6237/2022, № 10210000-6238/2022,   № 10210000-6239/2022, № 10210000-6240/2022. 

Решением суда от 20.06.2023, принятым в порядке упрощенного  производства, постановления Таможни от 16.02.2023 № 10210000-6234/2022,   № 10210000-6235/2022, № 10210000-6236/2022, № 10210000-6237/2022, № 102100006238/2022, № 10210000-6239/2022, № 10210000-6240/2022 признаны незаконными и  отменены, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене  постановления от 16.02.2023 № 10210000-6233/2022 отказано. 

Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную  жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный  акт. Податель жалобы ссылается на то, что у таможенного органа имелись  основания квалифицировать каждое из выявленных нарушений как  самостоятельное административное правонарушение, оснований для применения  положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не имелось. 


В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в  суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле  доказательствам. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, 05.04.2021 Обществом на Новгородский  таможенный пост была представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме  ДО-2 от 05.04.2021 № 1355 (per. № 10210260/050421/0000156), содержащая  недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара  ЗАО «НОВТРАК» (дело об АП № 10210000-6233/2022). 

выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Трубичино»  (дело об АП № 10210000-6235/2022). 


выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ЗАО «Новтрак» (дело об АЛ №  10210000-6240/2022). 

По факту выявленных правонарушений должностным лицом Санкт-Петербургской таможни в отношении Общества 15.12.2022 составлены протокол об  административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ

Постановлениями Таможни от 16.02.2023 № 10210000-6233/2022, № 102100006234/2022, № 10210000-6235/2022, № 10210000-6236/2022, № 10210000-6237/2022,   № 10210000-6238/2022, № 10210000-6239/2022, № 10210000-6240/2022 Общество  признано виновным в совершении административных правонарушений,  ответственность за которые предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и привлечено к  административной ответственности в виде наложения административных штрафов  в размере 5 000 руб. по каждому постановлению. 

Не согласившись с указанными постановлениями Санкт-Петербургской  таможни Общество оспорило их в арбитражном суде. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для  удовлетворения заявленных требований в части. 

Проверив правильность применения судом норм материального и  процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и  представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит  оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в  силу следующего. 

Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган  отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством  Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о  таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные  сведения. 

В соответствии со статьей 345 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут учет  товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними  таможенных операций. Порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под  таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций  устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном  регулировании. 

В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного  хранения обязан, в том числе, вести учет товаров, находящихся на складе  временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких  товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в  соответствии с законодательством государств-членов. 

В соответствии с пунктом 2 приложения N 5 к приказу ФТС России от  18.03.2019 N 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при  помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного  хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов,  представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи  подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) 


разрешение на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного  кодекса Евразийского экономического союза, определении условий и порядка  выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах,  способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и  лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного  хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков  представления отчетности" обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под  таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе  деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения  товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 -  отчет о принятии товаров на временное хранение; ДО-2 - отчет о выдаче товаров с  СВХ (иного места временного хранения); ДО-3 - отчет по разовому требованию  таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного  хранения) и выданных с него. 

Согласно пункту 6 приложения N 5 к приказу ФТС России N 444 заполнение  отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ всех  предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах,  помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ 

В графе "Признак основания выдачи" указывается цифровой признак,  соответствующий одному из подпунктов пункта 11 Приложения N 1 к Приказу ФТС  России N 444. 

Применительно к рассматриваемому делу Общество, представив в  таможенный орган документы отчета по форме ДО-2 с недостоверно заявленной в  графе «дата и время выдачи со склада» информацией, заявило в указанном отчете  ДО-2 недостоверные сведения о дате и времени выдачи. 

Указанное обстоятельство Обществом по существу не оспаривается. 

Таким образом, Обществом допущены нарушения таможенного  законодательства, выразившиеся в представлении в таможенный орган отчетности,  содержащей недостоверные сведения, что образует событие административного  правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований  законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не  могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия  Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение  правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности,  которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что  свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении  применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ


При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу  о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ

Протоколы об административных правонарушениях составлены и  постановления вынесены уполномоченным должностным лицом в пределах  предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к  административной ответственности. 

Как обоснованно установлено судом первой инстанции, Пулковской таможней  в отношении Общества вынесено 8 постановлений от 16.02.2023 № 102100006233/2022, № 10210000-6234/2022, № 10210000-6235/2022, № 10210000-6236/2022,   № 10210000-6237/2022, № 10210000- 6238/2022, № 10210000-6239/2022, № 102100006240/2022. 

Общество не оспаривая наличие в его действиях выявленного  правонарушения, указало на то, что вся информация в отчетах по форме ДО-2,  недостоверные сведения в которых послужили основанием для привлечения к  ответственности, получена в рамках одного контрольного мероприятия Таможни. 

В свою очередь, Таможня указывает на то, что каждая из форм отчетности  носит самостоятельный характер, в связи с чем Общество правомерно привлечено к  административной ответственности за каждое нарушение. 

Между тем, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что  Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности,  введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если  при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе  осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля  выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за  которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II  настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об  административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается  административное наказание как за совершение одного административного  правонарушения. 

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение либо  иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,  которое совершило административное правонарушение до вступления такого  закона в силу и в отношении которого постановление о назначении  административного наказания не исполнено. 

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О  некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение  публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2  статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после  совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять 


меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за  совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. 

Судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемые в  настоящем деле постановления вынесены в рамках одной проверки, проведенной  таможенным органом. 

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд  первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество подлежит  привлечению к ответственности как за совершение одного административного  правонарушения и, поскольку постановление от 16.02.2023 № 10210000-6233/2022  по результатам проверки представленной Обществом отчетности вынесено первым,  то постановления от 16.02.2023 № 10210000-6234/2022, № 10210000-6235/2022,   № 10210000- 6236/2022, № 10210000-6237/2022, № 10210000-6238/2022, № 102100006239/2022, № 10210000-6240/2022 подлежат отмене. 

Вопреки доводам Таможни, положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ должны  применять ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное  противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом, то  есть единстве права, которое должно равным образом применяться в отношении  всех участников публичных правоотношений. 

Искусственное разделение совершенного Обществом административного  правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них отдельного  постановления о привлечении к административной ответственности  свидетельствует о нарушении пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и противоречит  принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и  удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом  апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не  опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. 

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является  процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением  норм материального и процессуального права. 

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно,  представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка,  изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает  оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд  

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 20 июня 2023 года по делу № А56-20111/2023 оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения. 


Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Судья Н.И. Протас