ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-25701/20 от 20.04.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

878/2021-23445(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., 

при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 представителя ФИО2 (доверенность от 07.02.2019),  

рассмотрев 14.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение  Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2020 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу 

 № А42-13114/2019,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1,

ОГРНИП <***> (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный  суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения  Комитета градостроительства и территориального развития администрации города  Мурманска, адрес: 183012, <...>, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее - Комитет), об отказе в выдаче разрешения на строительство  от 10.12.2019 № 19-02-03/8183, а также понуждении Комитета устранить допущенные  нарушения прав Предпринимателя путем выдачи разрешения на строительство  объекта «Реконструкция административного учреждения по адресу: <...>». 

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2020,  оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.11.2020, в удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение  ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить  принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы  считает, что Комитет должен был рассмотреть проектную документацию с учетом  градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) от 26.02.2015 

 № 513020000-699, который на момент обращения с заявлением о выдаче  разрешения на реконструкцию объекта недвижимости являлся действующим. Как  полагает Предприниматель, введение в эксплуатацию объекта недвижимости,  разрешение на строительство которого было выдано на основании указанного ГПЗУ,  не является основанием для прекращения его действия или аннулирования, а равно  выдачи нового. 

В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе. 

Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного  заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, в связи с  чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В представленном отзыве на кассационную жалобу Комитет возражает против 


ее удовлетворения. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, у Предпринимателя в  собственности находятся земельный участок с кадастровым номером  51:20:0002049:431 и нежилое здание «Административное учреждение» с  кадастровым номером 51:20:0002049:495, расположенные по адресу: <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного  реестра недвижимости от 05.03.2020. 

Предприниматель 04.12.2019 обратился в Комитет с заявлением о выдаче  разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция  административного учреждения по адресу: <...>» на  земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002049:431, приложив ГПЗУ от  26.02.2015 № 513020000-699. 

Уведомлением от 10.12.2019 № 14-02-03/8183 Комитет отказал  Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство по основаниям,  предусмотренным частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее - ГрК РФ), а именно: 

- несоответствие представленных документов требованиям к реконструкции  объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи  представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ от 05.02.2019 

 № 51301000-1461. Проектная документация на объект капитального строительства  разработана на основании ГПЗУ от 26.02.2015 № 51320000-699, выданного  Комитетом для строительства объекта; 

- отсутствуют документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, и  материалы, указанные в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 

ГрК РФ проектной документации, оформленной в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов  проектной документации и требованиях к их содержанию». 

Полагая, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является  необоснованным, нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере  экономической деятельности, ФИО1 обратился в арбитражный суд с  рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили  доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили  обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемого решения  Комитета. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает  кассационную жалобу Предпринимателя не подлежащей удовлетворению. 

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство  представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной  документации требованиям, установленным градостроительным регламентом,  проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также  допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном  участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и  ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным  законодательством Российской Федерации. 

Основанием для отказа в выдаче разрешения является, в частности,  несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта  капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для  получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного  участка, и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным  законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи  разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ). 


Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции  объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче  разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу  разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи  органы местного самоуправления. 

В части 7 названной статьи определен перечень документов, прилагаемых к  заявлению о выдаче разрешения на строительство. 

Так, к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается среди  прочего градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три  года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство  (пункт 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ). 

Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного  участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности  информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования,  строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах  земельного участка. 

Источниками информации для подготовки градостроительного плана  земельного участка являются документы территориального планирования и  градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования,  документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином  государственном реестре недвижимости, федеральной государственной  информационной системе территориального планирования, государственной  информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также  технические условия подключения (технологического присоединения) объектов  капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2  статьи 57.3 ГрК РФ). 

Перечень информации, которая должна содержаться в градостроительном  плане земельного участка, установлен частью 3 статьи 57.3 ГрК РФ. 

В силу прямого указания части 10 статьи 57.3 ГрК РФ информация, указанная в  градостроительном плане земельного участка, может быть использована для  подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в  течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование  информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в  предусмотренных названной частью целях не допускается. 

Таким образом, сведения, содержащиеся в градостроительном плане  земельного участка, должны быть актуальными на дату подачи заявления о выдаче  разрешения на строительство. 

В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган проводит  проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству,  реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи  представленного для получения разрешения на строительство градостроительного  плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального  строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и  ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным  законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи  разрешения на строительство. 

Судами установлено, что ранее по заявлению Предпринимателя Комитетом  был подготовлен ГПЗУ от 26.02.2015 № 51320000-699, утвержденный  постановлением администрации города Мурманска от 06.03.2015 № 644, с целью  разработки проектной документации строительства объекта недвижимости  «Административное учреждение», расположенного по пр. Ленина в районе дома 

 № 100 в г. Мурманске, а затем выдано разрешение на его строительство от  01.09.2015 № 51-320000-579-2015. 

Указанный объект капитального строительства был введен в эксплуатацию 


21.08.2017 (разрешение № 51-RU 51301000-533-2017э). 

Впоследствии на основании заявления Предпринимателя от 16.01.2019  Комитетом подготовлен и выдан ГПЗУ от 05.02.2019 № 51301000-1461 с целью  реконструкции объекта недвижимости «Административное учреждение». 

В целях реконструкции здания (увеличения этажности) Предприниматель  обратился 03.12.2019 в Комитет за получением разрешения на строительство  (реконструкцию), приложив к заявлению проектную документацию, разработанную на  основании ГПЗУ от 26.02.2015 № 51320000-699, содержащего сведения, не  соответствующие источникам официальной информации на момент обращения  (неактуальные). 

Поскольку представленная Предпринимателем проектная документация не  соответствовала условиям, отраженным в ГПЗУ от 05.02.2019 № 51301000-146, и в  нарушение пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ не был представлен ГПЗУ, отвечающий  требованиям части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, суды первой и апелляционной инстанций  пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Комитета законных оснований для  выдачи испрашиваемого разрешения. 

Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу,  сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами  фактических обстоятельств. Всем приводимым доводам судами первой и  апелляционной инстанций была дана полная и объективная оценка на основании  имеющихся в материалах дела доказательств. У суда кассационной инстанции  отсутствуют основания для иной их оценки. 

Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм  материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем  оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной  жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по  делу № А42-13114/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО1 – без  удовлетворения. 

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП <***>, из федерального бюджета 2850 руб.  государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по  чеку-ордеру от 15.03.2021. 

Председательствующий И.Г. Савицкая  Судьи А.Г. Кудин 

С.В. Соколова