ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-26432/16 от 04.04.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

609/2017-15544(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Подвального И.О., 

при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по  регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу  Альшанникова Д.О. (доверенность от 10.01.2017), от общества с ограниченной  ответственностью «Росбио» Кондрашова А.А. (доверенность от 29.06.2016), 

рассмотрев 04.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию  алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  07.09.2016 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.12.2016 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., 

Есипова О.И.) по делу № А56-46980/2016,

у с т а н о в и л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию  алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (место  нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А; ОГРН 1097847301661;  ИНН 7840420941; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Росбио» (место нахождения: 

г. Санкт-Петербург, ул. Мельничная, д. 12, лит. А; ОГРН 1037825021167; 

ИНН 7804061750; далее – Общество) к административной ответственности,  предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением суда первой инстанции от 07.09.2016 в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2016 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим  обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление  апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что  наличие в действиях Общества состава административного правонарушения  подтверждается материалами, выделенными из уголовных дел, проведение по  делу административного расследования не требовалось. 

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы,  представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 


Как следует из материалов дела и установлено судами, следователь ГСУ ГУ  МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 23.09.2015 в рамках  уголовного дела № 368661 по месту осуществления Обществом деятельности по  производству раствора медицинского антисептического (Тульская обл., Дубенский  р-н, с. Воскресенское, ул. Заводская, д. 1А) произвел обыск, в ходе которого, а  также в результате проведенных допросов выявил факт производства и оборота  этилового спирта без соответствующей лицензии. 

На основании поступивших 23.05.2016 материалов, выделенных из уголовного  дела, Управление составило в отношении Общества протокол от 30.06.2016 

 № 08-232 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3  статьи 14.17 КоАП РФ, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что  Общество на основании соответствующей лицензии осуществляет деятельность  по производству лекарственных средств с использованием этилового спирта по  фармакопейным статьям, что исключает его обязанность по получению лицензии  на производство и оборот этилового спирта. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции  и оставил решение без изменения. При этом апелляционный суд исходил из того,  что наличие у Общества излишков этилового спирта при производстве раствора  медицинского антисептического Управлением в отсутствие административного  расследования не установлено. Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу  о существенном процессуальном нарушении, допущенном Управлением, в связи с  тем, что представитель Общества не был допущен к участию в составлении  протокола об административном правонарушении. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития) алкогольной продукции» (в редакции, подлежащей применению к  рассматриваемым правоотношениям; далее – Закон № 171-ФЗ) производством  этилового спирта признается его производство в целях продажи и получения  прибыли, а также для собственных нужд; под оборотом понимается закупка (в том  числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная  продажа. 

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ виды деятельности, связанные с  производством, хранением, поставкой произведенного этилового спирта подлежат  лицензированию. 

В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ производство и оборот этилового  спирта без соответствующей лицензии запрещаются. 

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 1 Закона № 171-ФЗ, действие настоящего  Закона не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих  этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных  средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового  спирта по фармакопейным статьям. 

Этиловый спирт по фармакопейным статьям производится путем добавления  очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, используемый  в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных  препаратов, содержащих этиловый спирт (пункт 2.1 статьи 2 Закона № 171-ФЗ). 


Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции без лицензии влечет ответственность, предусмотренную частью 3  статьи 14.17 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что  согласно протоколу об административном правонарушении Обществу вменено  производство и оборот этилового спорта без лицензии, в основу чего положены  материалы, выделенные из уголовных дел. Незаконный оборот этилового спирта  Управление связывает с образованием излишков при производстве Обществом  раствора медицинского антисептического 95%-го в период с 2014 года. 

Судами также установлено, что Министерством промышленности и торговли  Российской Федерации Обществу в установленном порядке выдана лицензия от  31.12.2013 № 12805-ЛС-П, в соответствии с которой оно вправе осуществлять  производство лекарственных средств. 

Исходя из того, что Управление административное расследование не провело  и по его результатам не установило факт образования излишков этилового спирта  при производстве продукции (не запрошены сведения о количестве закупленного  сырья, а также о количестве произведенной и реализованной из него продукции)  суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях  Общества состава данного административного правонарушения, с чем согласился  и суд апелляционной инстанции. 

Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу о нарушении Управлением  процедуры привлечения Общества к административной ответственности. 

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном  правонарушении составляется в присутствии законного представителя  юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном  правонарушении. Этому лицу должна быть предоставлена возможность  ознакомления с протоколом, и оно вправе представить объяснения и замечания  по содержанию протокола. 

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, в производстве по  этому делу может участвовать защитник. Полномочия адвоката удостоверяются  ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия  иного лица, оказывающего юридическую помощь, – доверенностью, оформленной  в соответствии с законом (части 1, 3 статьи 25.5 КоАП РФ). 

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с  введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях» при рассмотрении дела о привлечении к административной  ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о  привлечении к административной ответственности суду необходимо проверять  соблюдение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ,  направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об  административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может  являться основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к  административной ответственности либо для признания незаконным и отмены  оспариваемого решения административного органа. 


Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по  делу об административном правонарушении процессуальных требований,  установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении  требования административного органа о привлечении к административной  ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого  постановления административного органа при условии, если указанные  нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий,  которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих  последствий при рассмотрении дела. 

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в  отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном  правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о  дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный  орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. 

Доказательством надлежащего извещения законного представителя  юридического лица о составлении протокола может служить выданная им  доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей  доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по  участию в конкретном административном деле само по себе доказательством  надлежащего извещения не является (пункт 24 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10). 

В рассматриваемом случае апелляционным судом установлено существенное  нарушение Управлением процессуальных требований при производстве по делу  об административном правонарушении – о дате и месте составления протокола  об административном правонарушении Общество было извещено телеграммой с  уведомлением о ее вручении (том 1, л.д. 10), тогда как представитель Общества,  явившийся 30.06.2016 для участия в составлении протокола об административном  правонарушении, действовавший по доверенности, административным органом к  участию в составлении протокола об административном правонарушении не был  допущен. 

В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что это  нарушение процессуальных требований в силу части 2 статьи 206 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным  основанием для отказа в удовлетворении заявления Управления о привлечении  Общества к административной ответственности. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального  и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция  не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых  судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 


п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 07.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.12.2016 по делу № А56-46980/2016 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной  службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному  федеральному округу – без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич
Судьи И.С. Любченко

 И.О. Подвальный