ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2741/2022 от 22.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

878/2022-63622(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью  «Специализированный застройщик СК-Калининград» ФИО1 (доверенность  от 05.04.2022), от Министерства градостроительной политики Калининградской  области ФИО2 (доверенность от 22.03.2022 № 5), 

рассмотрев 21.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный  застройщик СК-Калининград» на постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 31.05.2022 по делу № А21-9491/2020, 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный  застройщик СК-Калининград», адрес: 236023, Калининград, Советский <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось  в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании  незаконным действия Агентства по архитектуре, градостроению и  перспективному развитию Калининградской области (в настоящее время -  Министерство градостроительной политики Калининградской области), адрес:  236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее – Агентство), выразившегося в отказе в выдаче  разрешения на строительство объекта «Малоэтажные многоквартирные жилые  дома на участке с кадастровым номером 39:15:120302:1449 в СНТ «Сокол» в 

г. Калининграде Калининградской области» (далее – Объект), а также  понуждении Агентства выдать Обществу испрашиваемое разрешение. 

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2021  заявление удовлетворено. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  23.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении  заявления отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа решение  Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2021 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 отменены, дело  направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской  области. 

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.12.2021  заявление удовлетворено. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  31.05.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении  заявления отказано. 


[A1] В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное  применение судом апелляционной инстанции норм материального и  процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих  значение для дела, просит отменить постановление от 31.05.2022 и оставить в  силе решение от 13.12.2021. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной  инстанции пришел к необоснованному выводу о правомерности отказа  Агентства в выдаче разрешения на строительство. Как полагает Общество,  данный вывод сделан апелляционным судом без учета позиции суда  кассационной инстанции, высказанной в постановлении от 08.02.2021. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства  градостроительной политики Калининградской области возражал против  удовлетворения данной жалобы. 

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, Общество 10.08.2020 обратилось в  Агентство с заявлением о выдаче разрешения на строительство Объекта. 

Письмом от 12.08.2020 Агентство со ссылкой на часть 13 статьи 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) отказало  заявителю в выдаче разрешения на строительство, указав на несоответствие  проектной документации иным ограничениям, установленным  законодательством Российской Федерации, а именно Генеральному плану  городского округа «Город Калининград», утвержденному решением городского  Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225 (далее – Генеральный  план), согласно которому земельный участок с кадастровым номером  39:15:120302:1449 располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми  домами, предназначенной для застройки преимущественно индивидуальными  жилыми домами (до 3-х этажей) и сопутствующими объектами первичной  ступени культурно-бытового обслуживания. 

Не согласившись с указанным отказом, Общество оспорило его в  судебном порядке. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Агентства не имелось  правовых оснований для отказа Обществу в выдаче испрашиваемого  разрешения на том основании, что в материалах дела отсутствуют  доказательства наличия несоответствия предполагаемого строительства  Объекта параметрам спорной функциональной зоны, конкретизированным  Правилами землепользования и застройки городского округа «Город  Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов города  Калининграда (шестого созыва) от 25.12.2017 № 339 (далее – Правила  землепользования). 

Суд апелляционной инстанции, указав на приоритет Генерального плана  над Правилами землепользования, поддержал позицию Агентства о  несоответствии проектной документации строительства Объекта ограничениям,  установленным документом территориального планирования, в связи с чем  отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении  заявленных требований. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей  удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на  строительство представляет собой документ, который подтверждает  


[A2] соответствие проектной документации требованиям, установленным  градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом  межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции  объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а  также допустимость размещения объекта капитального строительства на  земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными в  соответствии земельным или иным законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу  разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в  выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов,  предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии  представленных документов требованиям к строительству, реконструкции  объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи  представленного для получения разрешения на строительство  градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному  использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в  соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и  действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям,  установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров  разрешенного строительства, реконструкции. 

Требования и ограничения к строительству, разрешенное использование  земельных участков устанавливаются документами территориального  планирования, которые являются обязательными для органов государственной  власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и  реализации таких решений (статья 9 ГрК РФ). 

Генеральный план городского округа является одним из документов  территориального планирования муниципального образования (часть 1 статьи  18 ГрК РФ). 

 Судами установлено, что согласно Генеральному плану земельный  участок с кадастровым номером 39:15:120302:1449 располагается в зоне  застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки  преимущественно индивидуальными жилыми домами (до 3-х этажей) и  сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового  обслуживания. 

Зона застройки индивидуальными жилыми домами предусматривает  следующие параметры: 

При этом в соответствии с Правилами землепользования (в редакции,  действовавшей на дату оспариваемого отказа) спорный земельный участок  расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми  домами, в перечень основных видов разрешенного использования земельных  участков которой включен в том числе такой вид разрешенного использования  как «малоэтажная многоквартирная жилая застройка». 

Оценивая довод Общества, поддержанный судом первой инстанции, о  соответствии предполагаемого к строительству Объекта разрешенному виду  использования земельного участка, установленному Правилами  землепользования (в редакции, действовавшей на дату оспариваемого отказа),  которые в свою очередь признаны судом непротиворечащими Генеральному  плану, апелляционная инстанция на основании анализа положений документа 


[A3] территориального планирования (Генерального плана) пришла к выводу о том,  что указанный документ не предусматривает строительство малоэтажного  многоквартирного жилого дома в зоне застройки индивидуальными жилыми  домами. Руководствуясь статьями 9, 31, 33 – 35 ГрК РФ, апелляционный суд  ввиду первичности Генерального плана перед Правилами землепользования  констатировал законность отказа Агентства в выдаче разрешения на  строительство Объекта. 

Как справедливо отмечено апелляционной инстанцией, постановлением  Правительства Калининградской области от 28.01.2022 № 39 «О внесении  изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город  Калининград» в Правила землепользования были внесены изменения, согласно  которым из перечня видов разрешенного использования земельных участков  территориальной зоны Ж-4 исключен вид разрешенного использования  «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», что свидетельствует о  приведении документа градостроительного зонирования в соответствие с  Генеральным планом (часть 3 статьи 9, часть 9 статьи 31, пункт 1 части 2 статьи  33 ГрК РФ). 

Судом апелляционной инстанции правильно установлены все имеющие  существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно  применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в  том числе влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не  выявлено. 

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не  находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения  кассационной жалобы. 

 Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  31.05.2022 по делу № А21-9491/2020 оставить без изменения, а кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный  застройщик СК-Калининград» – без удовлетворения. 

Председательствующий И.Г. Савицкая
Судьи Е.А. Аникина

А.Г. Кудин