ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-27754/2014 от 21.01.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 февраля 2015 года

Дело № А56-23575/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зайцевой Е.К.

судей  Глазкова Е.Г., Масенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Хруталевым П.Д.

при участии: 

от НП "Объединение производителей проектных и строительных работ "Астериск": представителей  Люкшина  А.М. (доверенность  от 16.06.2014), Зайцева   С.В. (доверенность  от  03.06.2014), Алексеева  Д.Ю. (доверенность  от  02.06.2014)

от  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:  представителя  Груздевой  Е.И. (доверенность от 19.01.2015)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-27754/2014 ) НП «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астекриск» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 по делу № А56-23575/2014 (судья Жбанова В.Б.), принятое

по иску Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

к НП «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск»

третье лицо: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

об исключении сведений о НП «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» из государственного реестра саморегулируемых организаций,

установил:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – истец, Росреестр) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Некоммерческому партнерству «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» (далее – ответчик, партнерство, СРО «Астериск») об исключении сведений о Некоммерческом партнерстве «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» из государственного реестра саморегулируемых организацией, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (регистрационный номер 0211 от 16.11.2011). В обоснование заявления его податель сослался на то, что для получения статуса саморегулируемой организации ответчику в данном случае следовало обратиться в Ростехнадзор.

При рассмотрении дела к участию в нем в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор, 3-е лицо).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 по делу А56-23575/2014  заявление удовлетворено.

Суд первой инстанции сослался на то, что согласно позиции Департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегионразвития России, изложенной в письме от 24.03.2010 №10976-ИП/08, законодательством не предусмотрено обязательное вступление в саморегулируемую организацию при осуществлении работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

С третьего квартала 2012 года в Росреестре принята практика и принимаются решения об отказе некоммерческим  организациям, членами которых являются субъекты предпринимательской деятельности, по видам работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в получение статуса саморегулируемой организации.

Из имеющихся в Управлении по состоянию на 31.03.2014 документов партнерства следует, что его члены осуществляют предпринимательскую деятельность по проектным и строительным работам, кроме работ, производители которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному кодексу РФ.

Градостроительным кодексом РФ не установлен порядок получения статуса саморегулируемой организации для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами, и не требуют обязательного членства в саморегулируемой организации. В данном случае имеются основания для исключения партнерства из реестра.

На решение суда НП «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в иске.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что «корректировка правоприменительной практики» не может являться основанием для принятия судебного акта.

Правоприменительная практика в данном случае носит противоречивый характер. Саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства или рынка произведенных товаров (работ, услуг), а не конкретных видов работ (услуг).

 Деятельность саморегулируемых организаций, члены которых не выполняют работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства и входящих в сферу контроля Ростехнадзора регламентируются не нормами Градостроительного кодекса РФ, а нормами Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», вести реестр таких организаций должен Росреестр. Контроля за ответчиком со стороны Ростехнадзора не требуется.

 Заявителем не приведено доводов в обоснование того, что СРО «Астериск» не соответствует каким-либо требованиям, предъявляемым к саморегулируемым организациям по Закону №315-ФЗ.

Судом не дан ответ на вопрос, регулируется ли деятельность ответчика главой 6.1 Градостроительного кодекса РФ. Предусмотренных законом оснований для исключения СРОК «Астериск» из реестра требований кредиторов не имеется.

Предписание об устранении каких-либо нарушений в адрес ответчика не направлялось. Суд не дал оценки правовой позиции третьего лица – Ростехнадзора о том, что оно не ведет реестр саморегулируемых организаций, члены которых не выполняют работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, то есть саморегулируемых организацией, которые созданы в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

В письменных пояснениях податель апелляционной жалобы указал на то, что судом не принято во внимание, что СРО «Астериск» не относится ни к одному из перечисленных видов СРО, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, и его деятельность не регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

Суд первой инстанции не учел доводы СРО «Астериск» о том, что его члены не выполняют работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.

В отзыве на апелляционную жалобу Росреестр против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на то, что Росреестр не наделен функцией государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, сведения о которых внесены в реестр.

Отношения, связанные с приобретением статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, регулируются Градостроительным кодексом РФ.

После принятия решения о внесении сведений о партнерстве в реестр саморегулируемых организаций, в Росреестре была скорректирована правоприменительная практика в отношении вопроса о внесении в реестр некоммерческих организаций, членами которых являются субъекты предпринимательской деятельности по видам работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства в получении статуса саморегулируемой организации, правильность которой подтверждена вступившими в законную силу решениями суда.

В данном случае имеется уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организацией в соответствующей сфере деятельности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 №864 не разделяет деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на оказывающую влияние на безопасность объектов капитального строительства и не оказывающую такого влияния и уполномочивает Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и ведению соответствующего реестра в данной сфере.

 Градостроительный кодекс РФ не устанавливает порядок получения статуса саморегулируемой организации для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами, и не требуют обязательного членства в саморегулируемой организации. Тем не менее, в данном случае подлежит применению Федеральный закон о саморегулируемых организациях, так как включение партнерства в Реестр делает его неподконтрольным, поскольку Росреестр не наделен функций государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, что нарушает положения части 1 и части 2 статьи 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось. С учетом мнения представителей сторон, и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта, материалы дела, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Материалами дела подтверждается, что сведения о Некоммерческом партнерстве «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» включены в государственный реестр саморегулируемых организаций 16.09.2011 за номером 0211.

По условиям пункта 1.8 Устава партнерства, предметом саморегулирования партнерства является предпринимательская деятельность его членов на рынке проектных и строительных услуг (работ) за исключением выполнения видов работ, требующих обязательного наличия свидетельств о допуске к таким видам работ от саморегулируемых организаций, создаваемых в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 7.1. Закона «О саморегулируемых организациях» реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.

Лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.

Пунктами 1 и 2 статьи 20 Закона о саморегулируемых организациях предусмотрено, что ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.

В случае, если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом.

Таким образом, саморегулируемые организации, члены которых осуществляют предпринимательскую деятельность в определенных сферах деятельности, подлежат учету в реестре, ведение которого осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности.

Как следует из приведенных выше положений Устава партнерства, оно объединяет субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, связанной с осуществлением проектных и строительных работ.

Порядок саморегулирования в  области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта определяется главной 6.1 Градостроительного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок функционирования саморегулируемых организаций в указанной области.

При этом, из буквальных положений приведенной главы не следует, что регулирование Градостроительного кодекса РФ ограничивается саморегулируемыми организациями, которые претендуют на право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

То обстоятельство, что у саморегулируемых организаций согласно положениям статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ  имеется право на оформление такого рода допуска при соблюдении определенных условий, не исключает возможности осуществления деятельности в сфере проектирования и строительства саморегулируемых организаций, члены которых не выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Указанное обстоятельство не исключает отнесение саморегулируемой организации по характеру деятельности ее членов к организации, порядок деятельности которой, и государственное регулирование деятельности которой осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, который представляет собой специальный нормативный акт, регулирующий осуществление любой строительной деятельности.

То же следует из положений подпункта 17 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, в которой приведено определение понятия саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонт объектов капитального строительства.

Согласно статье 55.18 Градостроительного кодекса РФ, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В силу статьи 55.19 Градостроительного кодекса РФ, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченный орган исполнительной власти в области строительства определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 №864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, в данном случае ответчик должен был учитываться в реестре саморегулируемых организаций, который ведется Ростехнадзором, а не Росреестром.

Включение партнерства в  общий реестр саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется истцом, нарушает положения пунктов 1 и  2 статьи 20 Закона «О саморегулируемых организациях», что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 указанного закона является основанием  для принятия решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Выводы суда первой инстанции основаны на указанных выше положениях закона,  в связи с чем, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 пунктом 1, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 30.09.2014  по делу №  А56-23575/2014   оставить без изменения, а апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.К. Зайцева

Судьи

Е.Г. Глазков

 И.В. Масенкова