ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-28737/2023 от 19.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1071/2023-168137(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-28737/2023) апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Промышленная Группа «Союз» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2023 по делу 

 № А56-32841/2023, принятое
по иску Префектура Центрального административного округа Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью «Промышленная Группа «Союз»

о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства, 

установил:

Префектура Центрального административного округа Москвы (далее – истец,  Префектура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной  ответственностью «Промышленная Группа «Союз» (далее – ответчик, Общество) о  взыскании стоимости проведения работ по акту от 23.11.2023, выполненных за счет  средств бюджета города Москвы, в размере 2 739,50 рублей (в редакции уточнений  от 28.06.2023). 

Исковое заявление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в  порядке упрощенного производства. В соответствии с частью 1 статьи 226 и частью 1  статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны,  о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, извещены надлежащим  образом. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области в виде резолютивной части от 13.07.2023 исковые требования  удовлетворены. 

Мотивированный судебный акт изготовлен 25.07.2023.

В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой  инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать. 

В обоснование заявленной позиции указано на то, что в материалах дела  отсутствуют доказательства обращения к Ответчику за предоставлением доступа на  кровлю в даты выполнения работ Истцом, соответствующее уведомление о  необходимости проведения работ не направлялось. 

В отзыве истец, указывая на ошибочность доводов ответчика, просит решение  оставить без изменения. 

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. 


Как следует из материалов дела, Префектура ЦАО г. Москвы является  территориальным органом исполнительной власти города Москвы,  подведомственным Правительству Москвы, и действует на основании Положения о  Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного  постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях  территориальных органов исполнительной власти города Москвы» (далее -  Положение о Префектуре). 

На основании пункта 2.1.33 Положения о Префектуре, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, обеспечения благоприятных условий для  проживания граждан на префектуру возложены следующие полномочия: организует в  порядке, установленном Правительством Москвы, проведение работ по очистке крыш  от снега и (или) удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках нежилых  зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов в городе Москве за счет  средств бюджета города Москвы, а также принимает меры по взысканию с  соответствующего собственника (правообладателя) нежилого здания, строения,  сооружения (помещений в них), лица, осуществляющего управление  многоквартирным домом, средств за проведение указанных работ. 

В соответствии с части 5.1 ст. 6 Закона города Москвы от 30.04.2014 № 18 «О  благоустройстве в городе Москве» Правительством Москвы принято постановление  Правительства Москвы от 27.12.2016 № 952-ПП «Об утверждении Порядка  организации проведения работ по очистке крыш от снега и (или) удалению наростов  льда на карнизах, крышах и водостоках нежилых зданий, строений, сооружений и  многоквартирных домов в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и  перечисления средств собственниками (правообладателями) нежилых зданий,  строений, сооружений (помещений в них) и лицами, осуществляющими управление  многоквартирными домами, за проведение указанных работ» (далее - постановление  Правительства Москвы от 27.12.2016 № 952-ПП). 

На основании уведомления Объединения административно-технических  инспекций города Москвы (далее - ОАТИ), в соответствии с постановлением  Правительства Москвы от 27.12.2016 № 952-ПП, Префектурой ЦАО г. Москвы была  организована работа за счет средств бюджета города Москвы, по очистке кровли от  снега и наледи, удалению ледяных свесов, нежилого объекта находящегося по  адресу: <...>. Здание находится в собственности  Ответчика (помещения площадью 600,8 кв.м.). 

Согласно п. 2.2. постановления Правительства Москвы от 27.12.2016 № 952-ПП  ОАТИ является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на  выявление случаев невыполнения в установленный срок работ по очистке крыш в  отношении нежилых зданий, строений, сооружений. Таким образом, именно ОАТИ,  как уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, определяет  необходимость проведения работ по очистке кровли. 

Согласно Акту о выполненных работах от 23.11.2023, Государственным  бюджетным учреждением города Москвы «Жилищник района Хамовники» (далее -  ГБУ «Жилищник района Хамовники») выполнены работы по ограждению опасных  участков, удалению наростов льда и снега. Также в акте указано, что доступ на  кровлю здания не был обеспечен. 

Согласно расчету стоимости работ, являющемуся приложением к акту  выполненных работ, общая стоимость работ составила 2 739,50 рублей (общая  площадь очищенных поверхностей здания 50 кв. м.). 

Поскольку общая площадь нежилого здания с кадастровым номером  77:01:0005004:1080 составляет 600, 8 кв. м, то в соответствии с пунктом 7 


постановления Правительства Москвы от 27.12.2016 г. № 952-ПП с ООО «ПГ  «СОЮЗ» подлежит взысканию 2 739,50 рублей. 

Указанная сумма затрат рассчитывается исходя из Нормативов затрат на  оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными  бюджетными учреждениями города Москвы в сфере жилищно-коммунального  хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности на 2017 год,  утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и  благоустройства города Москвы от 08.12.2016 № 05-01-06-285/6 (далее - Приложение  1 к распоряжению ДЖКХиБ от 08.12.2016 № 05-01-06-285/6). 

На основании пункта 6 Приложения к постановлению Правительства Москвы от  27.12.2016 № 952-ПП префектура в срок не позднее 5 рабочих дней после  поступления акта о выполненных работах передает заинтересованным лицам  способом, обеспечивающим подтверждение получения, копию акта о выполненных  работах и уведомление о завершении работ. 

Префектурой ЦАО г. Москвы 08.12.2022 в адрес ответчика было направлено  уведомление о завершении работ и возмещении затрат, понесенных при выполнении  работ за счет средств бюджета города Москвы, и копия акта выполненных работ с  расчетом стоимости работ. Уведомление № ЦАО-07-05-6442/22 от 08.12.2022 было  вручено адресату почтальоном 24 декабря 2022, 09:43 191015, Санкт-Петербург, что  подтверждено отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором  80080779589841. 

В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не произвел возмещение  затрат, понесенных при выполнении работ за счет средств бюджета города Москвы,  истец обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с соответствующим исковым заявлением. 

 Суд первой инстанции требования удовлетворил, правомерно руководствуясь  следующим. 

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с  условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от  обязательств не допускается. 

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник  несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. 

На основании пункта 10 Приложения к постановлению Правительства Москвы  от 27.12.2016 № 952-ПП в случае если заинтересованным лицом в течение указанных  трех месяцев не перечислены средства в размере, указанном в уведомлении о  завершении работ, префектура в течение одного месяца со дня истечения указанных  трех месяцев обращается в суд с заявлением о взыскании с заинтересованного лица  средств за проведение работ за счет средств бюджета города Москвы. 

В соответствии с пунктом 10.13 Правил санитарного содержания территорий,  организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных  постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018, Собственниками  (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) и  лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, должна быть  организована очистка крыш от снега и (или) удаление наростов льда (сосулек,  ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и  других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и  многоквартирных домов. Удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также  иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих  частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов 


должно производиться немедленно по мере их образования с предварительной  установкой ограждения опасных участков. 

Таким образом, вопреки доводам ответчика, обязанность по своевременной  очистке крыши от снега и наледи является обязанностью собственника, законом не  предусмотрено уведомление собственника о необходимости содержать  принадлежащее имущество. 

Приложением к Постановлению Правительства Москвы от 27.12.2016 N952-ПП  ГБУ не определён порядок запроса обеспечения доступа на крышу здания, также не  предполагает официального обращения к заинтересованному лицу и не возлагает на  ГБУ г. Москвы «Жилищник района» обязанность по официальному обращению к  последнему. 

В связи с чем ошибочно суждение Ответчика о том, что последнего должны  были уведомить письменно. Кроме того, проведение данных работ в силу закона  носит незамедлительный характер. 

По итогу выполнения работ по очистке крыш комиссионно составляется Акт с  участием сотрудников управы района города Москвы и ГБУ города Москвы Жилищник  района. 

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от  29.12.2016 № 05-01-06-342/6 «Об утверждении формы актов» утверждена форма акта  о выполненных работах по очистке крыш с металлическими и скатными кровлями с  наружным водоотводом от снега и (или) удалению наростов льда (сосулек, ледяных  свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах, крышах,  водостоках и иных выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений,  сооружений, многоквартирных домов в городе Москве. 

Приложенный Акт полностью соответствует форме, утвержденной  Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. 

Поскольку Ответчик не состоит в договорных отношениях ни с Префектурой, ни  с Управой, ни с Жилищником, то и в Акте не предусмотрено принятие собственником  работ по очистке крыш. 

Акт о выполненных работах, составлен комиссионно с участием заместителя  главы управы района Хамовники г. Москвы и сотрудников ГБУ г. Москвы «Жилищник  района Хамовники» и утвержден главой управы района Хамовники города Москвы. 

В соответствии с п. 4.6. ГБУ Жилищник района существляет фотофиксацию  фактического состояния крыши, карнизов, водостоков и иных выступающих частей и  элементов нежилого здания, строения, сооружения, многоквартирного дома, в  отношении которых планируется проведение Работ, установленных ограждений  опасных участков, процесса осуществления Работ, результата выполненных Работ в  соответствии с требованиями, определенными Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. 

Данные фотоматериалы были представлены, соответственно иная  информация в соответствии с пунктом 4.6 не требуется для фотофиксации. 

В свою очередь, в нарушение требований 65 статьи Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации Ответчик не представил ни  доказательств проведения работ по удалению наростов льда и снега силами  привлеченной им подрядной организации нежилого объекта находящегося по адресу:  <...>, ни доказательств, что им не были нарушены  правила и требования, установленные законами города Москвы и принимаемыми в  соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы в области  благоустройства города Москвы. 


С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают  правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не  могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта. 

Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и  исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно  применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований  для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 25.07.2023 по делу № А56-32841/2023 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного  округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Судья Я.Г. Смирнова