ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29129/2021 от 22.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

042/2022-12440(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., 

ФИО1,

при участии от государственного унитарного предприятия «Водоканал  Ленинградской области» ФИО2 (доверенность от 10.01.2022), от  Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области 

ФИО3 (доверенность от 10.01.2022), от Комитета финансов  Ленинградской области ФИО4 (доверенность от 14.12.2021), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу 

Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 13.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного  суда от 22.10.2021 по делу № А56-9272/2021, 

 у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской  области», адрес: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с иском к Комитету по жилищно-коммунальному  хозяйству Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул.  Смольного, д. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), о  взыскании 31 429 руб. 43 коп. убытков в виде разницы в тарифах за услуги  холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с января по  декабрь 2018 года. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет  финансов Ленинградской области (далее – Комитет финансов). 

Решением от 13.07.2021, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 22.10.2021, иск удовлетворен. 

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм  материального и процессуального права, несоответствие выводов судов  обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.07.2021 и  постановление апелляционного суда от 22.10.2021,принять новый судебный акт,  которым в иске отказать. 


[A1] По мнению подателя жалобы, Предприятие не представило надлежаще  оформленные документы, подтверждающие факт и объем предоставления  услуги по водоснабжению и водоотведению по льготным тарифам со стороны  потребителей – уполномоченных представителей льготных категорий граждан.  Суды не установили реальный размер выпадающих доходов Предприятия,  которые возникли в результате разницы между экономически обоснованными и  льготными тарифами при предоставлении услуги по льготным тарифам, в связи  с чем основания для удовлетворения иска отсутствовали. 

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и  обоснованными. 

В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов просит отменить  обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, которым в иске  Предприятия отказать. 

В судебном заседании представители Комитета и Комитета финансов  поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель  Предприятия возражал против ее удовлетворения. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, Предприятие оказывало услуги по  водоснабжению и водоотведению населения муниципального образования  «Алеховщинское сельское поселение» Лодейнопольского района Ленинградской  области. 

Предприятие (получатель) и Комитет (главный распорядитель) заключили  соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета Ленинградской  области на возмещение части затрат ресурсоснабжающим организациям в  связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги)  водоснабжения и водоотведения, реализуемые населению на территории  Ленинградской области, на возмещение недополученных доходов  ресурсоснабжающих организаций от 13.07.2020 № 32-МТ (далее – Соглашение),  предметом которого является предоставление получателю из областного  бюджета Ленинградской области в 2020 году субсидии в целях компенсации  выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в  результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской  области и обеспечения населения коммунальными услугами холодного  водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области. 

В связи с оказанием в период с января по декабрь 2018 года населению  услуг водоснабжения и водоотведения по тарифам, ниже экономически  обоснованных, у Предприятия возникли убытки, вызванные межтарифной  разницей. 

Предприятие направило в адрес Комитета заявку от 30.12.2020 на  предоставление субсидии в счет недополученных доходов, вызванных  межтарифной разницей, на которое последний письмом от 13.01.2021 ответил  отказом в выплате субсидии по причине отсутствия печатей органа местного  самоуправления на актах о фактических объемах поставленного коммунального  ресурса. 

Поскольку Комитет не возместил ресурсоснабжающей организации

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив 


[A2] правильность применения судами норм материального и процессуального  права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. 

Поскольку в данном случае коммунальными услугами обеспечивалось  население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются  положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и  Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  (далее - Правила № 354). 

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные  услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг,  определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из  нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов  накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. 

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи  154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ). 

В силу пункта 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги  рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным  ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством  Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). 

Приказом Комитета по тарифам от 19.12.2017 № 478-п для Предприятия  установлены экономически обоснованные тарифы на питьевую воду и  водоотведение на период с января по декабрь 2018 года. 

Приказом Комитета по тарифам от 19.12.2017 № 478-пн для населения  установлены льготные тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и  водоотведения, которые ниже экономически обоснованных тарифов. 

Отсутствие согласованных Комитетом по тарифам справок-расчетов  объемов оказанных услуг не влияет на право Предприятия на возмещение  убытков, возникших в результате тарифного регулирования. 

Наличие межтарифной разницы само по себе свидетельствует о  нарушенном праве. 

Ни Комитет, ни Комитет по тарифам не опровергли факт несения  Предприятием убытков в связи с применением в расчетах установленных  льготных тарифов на водоснабжение и водоотведение для населения и не  представили доказательств, свидетельствующих, что имело место  водоснабжение и водоотведение в ином размере. 

Межтарифная разница представляет собой реальные расходы  ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в  расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически  обоснованных. 

В постановление Конституционного Суда Российской Федерации от  29.03.2011 № 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного  регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным  тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и  утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным  тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на  производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница),  предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею 


[A3] экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым  следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен  (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей  организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже  экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование,  уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное  решение. 

При этом данным публично-правовым образованием должна быть  установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных  межтарифной разницей. 

Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 

«О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со  взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной  разницей». 

Предоставление субсидий за спорный период регламентирован Порядком  предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим  организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные  ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения,  реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках  государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого  функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и  повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденным  постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121  (далее – Порядок № 121). 

В подтверждение расчета задолженности по субсидиям в спорный период  Предприятие представило в материалы дела акты о фактических объемах  поставленных коммунальных ресурсов за спорный период, подписанные главой  администрации муниципального образования и представителем агента –  акционерным обществом «Единый информационно-расчетный центр  Ленинградской области» (далее - АО «ЕИРЦ ЛО»), начисляющим и  аккумулирующим оплату коммунальных услуг населением без возражений, а  также справки-расчеты субсидий, согласованные Комитетом по тарифам и 

АО «ЕИРЦ ЛО».

Комитет документально расчет Предприятия не опроверг, доказательств  оказания услуг водоснабжения и водоотведения в ином объеме не представил. 

Поскольку Комитет не представил доказательств возмещения в полном  объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном  периоде, предъявленные к взысканию требования правомерно удовлетворены  судами двух инстанций. 

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов  судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле  доказательств. 

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и  процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

 п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской 


[A4] области от 13.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 22.10.2021 по делу № А56-9272/2021 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному  хозяйству Ленинградской области – без удовлетворения. 

Председательствующий Е.А. Михайловская
Судьи Е.В. Боглачева

ФИО1