ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29197/2023 от 21.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1189/2023-188699(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1  при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 28.08.2023  от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 27.12.2022 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-29197/2023) публичного акционерного общества  «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 01.08.2023 по делу № А56-35135/2023, принятое 

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» 

к Государственной административно-технической инспекции  о признании незаконным постановления от 31.03.2023 № 14 

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее – заявитель,  Общество, ПАО «Россети Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным  и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции  (далее – Инспекция, ГАТИ) от 31.03.2023 № 14 о назначении административного  наказания по делу об административном правонарушении № 20005 от 28.03.2023,  которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 2  статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных  правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 273-70) с назначением  наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб. 

Решением от 01.08.2023 суд первой инстанции изменил оспариваемое  постановление ГАТИ от 31.03.2023 № 14 в части административного наказания,  снизив размер назначенного штрафа до 100000 руб. 

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ПАО  «Россети Ленэнерго» направило апелляционную жалобу, в которой просило  отменить обжалуемое решение суда от 01.08.2023, принять по делу новый судебный 


акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что назначенное  Обществу оспариваемым постановлением наказание является чрезмерным, не  соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает  достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи  3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  - КоАП РФ). Кроме того, податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае  имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы  апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения  апелляционной жалобы возражал. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения  от 02.02.2023 Прокуратурой Петроградского района Санкт-Петербурга совместно со  специалистом ГАТИ в ходе проведенной 07.02.2023 проверки по адресам: Санкт- Петербург, улица Благоева, дом 9, литера А; улица ФИО5, дом 15, литера В;  улица Лизы ФИО4, дом 22, литера А установлено, что при выполнении  аварийных работ по ликвидации аварии по уведомлению от 19.01.2023 № 69309  ПАО «Россети Ленэнерго» осуществлены работы по установке новых кабельных  киосков у здания по адресу: Санкт-Петербург, улица Лизы ФИО4, дом 22, литера  А, и во дворе здания по адресу: Санкт-Петербург, улица Благоева, дом 9, литера А,  одновременно выполнены работы по строительству кабельных линий к указанным  кабельным киоскам от трансформаторной подстанции ПАО «Россети Ленэнерго»  по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 улица, дом 15, литера В. 

При этом, элементы благоустройства, нарушенные в результате производства  работ без ордера ГАТИ, после завершения работ не восстановлены, а именно: 

- не выполнено восстановление асфальтобетонного покрытия во дворе дома  по адресу: Санкт-Петербург, улица Благоева, дом 9, литера А - осуществлена  обратная засыпка траншеи, внесен щебень, асфальтобетонное покрытие не  восстановлено; 

- не выполнено восстановление асфальтобетонного покрытия тротуара в  полном объеме в зоне действия аварийного уведомления от 19.01.2023 № 69309 - у  дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Лизы ФИО4, дом 22, литера А в  непосредственной близости от установленного кабельного киоска внесен щебень,  асфальтобетонное покрытие не восстановлено; 

- выполненные работы по восстановлению нарушенного в ходе производства  работ без ордера ГАТИ благоустройства осуществлены не в соответствии с  требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части,  касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ,  связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных  постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее -  Правила № 875): асфальтобетонное покрытие, уложенное вдоль дома 22 по улице  Лизы ФИО4 (ширина тротуара в месте нарушенного благоустройства - 4,8 м,  ширина восстановленного покрытия 0,7м), а также, в арке дома 20 (ширина арки  3,1м ширина восстановленного покрытия 0,8м) не соответствует существующему на  адресе (уложен крупнозернистый асфальт); восстановление выполнено без  перекрытия; плиточное покрытие у трансформаторной подстанции по адресу: Санкт- Петербург, ФИО5 улица, дом 15, литера В, просело по всей длине уложенного  кабеля. 

Указанные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 07.02.2023, с  приложением материалов фотофиксации и схемы. 


28.03.2023 специалистом ГАТИ проведен повторный осмотр зоны  производства работ по уведомлению от 19.01.2023 № 69309 о проведении  аварийных работ и прилегающей территории по адресам: Санкт-Петербург, улица  Благоева, дом 9, литера А; Введенская улица, дом 15, литера В; улица Лизы  Чайкиной, дом 22, литера А, в ходе которого установлено, что ранее выявленные  нарушения не устранены, элементы благоустройства, нарушенные в результате  производства работ без ордера, после завершения работ Обществом не  восстановлены, что отражено в протоколе осмотра территории и находящихся там  вещей и документов от 28.03.2023, с приложением фототаблицы, схемы и  материалов видеофиксации. 

Данные обстоятельства послужили основанием для составления  уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протокола от  28.03.2023 № 20005 об административном правонарушении, ответственность за  которое установлена пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70. Обществу вменены  нарушения пунктов 11.1, 11.2, 11.5.1.2, 11.5.5, 11.10 Правил № 875. 

Постановлением ГАТИ от 31.03.2023 № 14 о назначении административного  наказания по делу об административном правонарушении № 20005 от 28.03.2023  Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной  пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70, с назначением наказания в виде штрафа в  размере 200000 руб. 

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным,  Общество обжаловало указанное постановление в арбитражном суде. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества  состава вмененного административного правонарушения, не установил  существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об  административном правонарушении, а также оснований для применения положений  статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2  статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым  постановлением административного штрафа до 100000 руб. 

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы,  выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом  первой инстанции норм материального и процессуального права, суд  апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 01.08.2023 в связи со  следующим. 

Пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70 установлена административная  ответственность за неисполнение обязанности по переоформлению ордера, либо  производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение  сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства,  элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их  завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после  завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства,  нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ,  производство которых разрешено без ордера. 

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875  утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части,  касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ,  связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила   № 875). 

В соответствии с пунктом 11.1 Правил № 875 после проведения работ  производителем работ организовывается и(или) производится восстановление  объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства 


работ (далее - восстановление благоустройства), в сроки производства работ,  указанные в ордере ГАТИ. 

Производитель работ осуществляет контроль качества и сроков  восстановления благоустройства при привлечении субподрядчиков и отвечает за  соблюдение таких сроков и за соблюдение требований к качеству восстановления  благоустройства. 

Согласно пункту 11.2 Правил № 875 работы по восстановлению покрытия  должны быть начаты после засыпки траншеи (котлована): в местах поперечных  разрытий улиц в пределах территорий, на которых расположены трамвайные и  другие рельсовые пути, - немедленно и закончены в течение 24 часов; во всех  остальных случаях - выполнены в течение трех суток. 

Покрытие должно быть восстановлено в существующей конструкции.

В силу пункта 11.5.1.2 Правил № 875 восстановление асфальтобетонного  покрытия тротуаров при ширине тротуара свыше 4 м производится с перекрытием  зоны производства работ на 1 м (при глубине вскрытия тротуара до 1 м) или 2 м (при  глубине вскрытия тротуара свыше 1 м). 

Восстановление асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов  производится прямолинейными картами на всю ширину внутриквартального  проезда и по длине с перекрытием зоны производства работ на 1 метр.  Восстановление асфальтобетонного покрытия иных внутриквартальных территорий  производится прямолинейными картами с перекрытием шурфа на 1 метр.  Восстановление покрытия из штучного материала производится в границах зоны  производства работ (пункт 11.5.5 Правил № 875). 

В соответствии с пунктом 11.10 Правил № 875 ответственность за  невосстановление элементов благоустройства, нарушенных в результате  производства работ, несет производитель работ. 

Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Ленэнерго» являлось  производителем работ по уведомлению о проведении работ по ликвидации аварии  от 19.01.2023 № 69309 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лизы ФИО4, д. 22, лит. А. 

Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований Правил № 875  установлен административным органом и судом, а также подтверждается  представленными в материалы дела актом проверки от 07.02.2023, с приложением  материалов фотофиксации, протокола осмотра территории и находящихся там  вещей и документов от 28.03.2023, с приложением фототаблицы, схемы и  материалов видеофиксации, из которых усматривается, что элементы  благоустройства, нарушенные в результате производства работ без ордера, после  завершения работ не восстановлены, а именно: 

- не выполнено восстановление асфальтобетонного покрытия во дворе дома  по адресу: Санкт-Петербург, улица Благоева, дом 9, литера А - осуществлена  обратная засыпка траншеи, внесен щебень, асфальтобетонное покрытие не  восстановлено; 

- не выполнено восстановление асфальтобетонного покрытия тротуара в  полном объеме в зоне действия аварийного уведомления от 19.01.2023 № 69309 - у  дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Лизы ФИО4, дом 22, литера А в  непосредственной близости от установленного кабельного киоска внесен щебень,  асфальтобетонное покрытие не восстановлено; 

- выполненные работы по восстановлению нарушенного в ходе производства  работ без ордера ГАТИ благоустройства осуществлены не в соответствии с  требованиями Правил № 875: асфальтобетонное покрытие, уложенное вдоль дома  22 по улице Лизы ФИО4 (ширина тротуара в месте нарушенного благоустройства  - 4,8 м, ширина восстановленного покрытия 0,7м), а также, в арке дома 20 (ширина  арки 3,1м ширина восстановленного покрытия 0,8м) не соответствует 


существующему на адресе (уложен крупнозернистый асфальт); восстановление  выполнено без перекрытия; плиточное покрытие у трансформаторной подстанции  по адресу: Санкт-Петербург, Введенская улица, дом 15, литера В, просело по всей  длине уложенного кабеля. 

Таким образом, административным органом и судом первой инстанции  установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества  объективной стороны состава административного правонарушения,  ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 14 Закона № 273-70. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом  не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил   № 875 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства  принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на  восстановление благоустройства, при соблюдении той степени заботливости и  осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не  представлены, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины во  вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал  доказанным наличие в действиях Общества состава административного  правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 14  Закона № 273-70. 

Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений  процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих  безусловную отмену оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление  ГАТИ от 31.03.2023 № 14 о назначении административного наказания по делу об  административном правонарушении № 20005 от 28.03.2023 вынесено в пределах  срока давности привлечения к административной ответственности, установленного  статьей 4.5 КоАП РФ

Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений  статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения  малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу  следующего. 

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности  совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо,  уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут  освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от  административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 

Малозначительным административным правонарушением является действие  или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава  административного правонарушения, но с учетом характера совершенного  правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших  последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых  общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у  судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях»). 

Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при 


рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации  правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из  оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность  правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым  общественным отношениям. Квалификация правонарушения как  малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и  производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом  деяния. 

Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и  18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и пункта 21  Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 оценка малозначительности  деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности,  причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или  государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов,  характеризующих понятие малозначительности. 

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение  привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий  правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются  обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при  назначении административного наказания. 

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного  Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, количество  выявленных нарушений Правил № 875 и длительность их неустранения, а также  принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения  Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает  оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания  совершенного заявителем правонарушения малозначительным. 

Санкцией пункта 2 статьи 14 Закона № 273-70 предусмотрено назначение  наказания в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. 

При назначении административного наказания юридическому лицу  учитываются характер совершенного им административного правонарушения,  имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства,  смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ). 

В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением  административное наказание назначено Обществу с учетом положений статьи 4.4  КоАП РФ в минимальном пределе санкции статьи пункта 2 статьи 14 Закона № 27370 в размере 200000 руб. 

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии  исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного  административного правонарушения и его последствиями, имущественным и  финансовым положением привлекаемого к административной ответственности  юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об  административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и  (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить  наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального  размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей 


или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный  размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста  тысяч рублей. 

При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении  административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер  административного штрафа не может составлять менее половины минимального  размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц  соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. 

В рассматриваем случае, исходя из конкретных обстоятельств настоящего  дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины лица,  привлекаемого к ответственности, а также приняв во внимание конституционный  принцип соразмерности административного наказания, установив, что штраф в  размере 200000 руб. является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного  правонарушения и носит неоправданно карательный характер, суд первой  инстанции посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ,  изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив  размер назначенного Обществу административного штрафа до 100000 руб. (1/2  минимального размера санкции пункта 2 статьи 14 Закона № 273-70). 

Правовых оснований для снижения размера штрафа ниже 1/2 минимального  размера санкции пункта 2 статьи 14 Закона № 273-70 в рассматриваемом случае не  имеется. 

По мнению суда апелляционной инстанции, снижение судом первой  инстанции размера административного штрафа, назначенного Обществу, до 100000  руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести  совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей  административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ

Возражений относительно снижения размера штрафа ниже низшего предела,  установленного санкцией пункта 2 статьи 14 Закона № 273-70, Инспекцией в суде  апелляционной инстанции не заявлено. 

Нарушений или неправильного применения норм материального или  процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем  оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены  решения суда от 01.08.2023 не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 01 августа 2023 года по делу № А56-35135/2023 оставить без изменения,  апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» -  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий М.И. Денисюк 

Судьи Л.В. Зотеева 

 Н.И. Протас