ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29414/20 от 31.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

878/2021-32566(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., 

при участии от Министерства имущественных и земельных отношений  Республики Карелия Трофимова Г.Е. (доверенность от 09.12.2019),  

рассмотрев 26.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики  Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021  по делу № А26-1566/2020, 

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики  Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, 

ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110 (далее - Министерство), обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным  выраженного в письме от 03.02.2020 № 736_04/1-16 решения Администрации  Прионежского муниципального района, адрес: 185506, Республика Карелия,  Прионежский р-н, п. Новая Вилга, Центральная ул., д. 5, ОГРН 1051002321787,  ИНН 1020011676 (далее - Администрация), об отказе в установлении вида  разрешенного использования земельных участков, а также о понуждении  Администрации принять решение об установлении вида разрешенного  использования «энергетика» в отношении спорных земельных участков. 

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2020,  оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.02.2021, в удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное  применение судами двух инстанций норм материального и процессуального  права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для  рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять  новый – об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя  жалобы, Министерство не наделено полномочиями по установлению или  изменению вида разрешенного использования земельных участков. Как считает  Министерство, такими полномочиями на территории Республики Карелия  наделены органы местного самоуправления. 

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, 

Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте  судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не  направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие  согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской 


Федерации (далее – АПК РФ). 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, публичное  акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической  системы» 10.10.2020 обратилось в Министерство с заявлением об установлении  основного вида разрешенного использования земельных участков,  расположенных на территории Прионежского муниципального района Республики  Карелия, с кадастровыми номерами 10:20:0082404:506, площадью 676 кв.м,  10:20:0082404:507, площадью 194 кв.м, 10:20:0100904:425, площадью 6961 кв.м,  10:20:0100904:426, площадью 172 кв.м, 10:20:0100904:427, площадью 777 кв.м,  10:20:0090304:514, площадью 338 кв.м, соответствующего дальнейшему  использованию (для целей размещения (строительства) объекта федерального  значения «ВЛ 330 кВ Петрозаводская-Тихвин-Литейный»), направлении  соответствующих сведений в Управление Росреестра по Республике Карелия, а  также дальнейшем заключении договоров аренды земельных участков. 

Министерство 13.01.2020 обратилось в Администрацию с заявлением об  изменении в отношении указанных земельных участков, государственная  собственность на которые не разграничена, вида разрешенного использования  на вид разрешенного использования «энергетика» согласно Классификатору  видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному  приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее –  Классификатор № 540). 

Письмом от 03.02.2020 № 736_04/1-16 Администрация отказала в принятии  решения об изменении вида разрешенного использования указанных земельных  участков в связи с его отсутствием ввиду того, что в отношении территории, в  границах которой расположены земельные участки, не утверждены  градостроительные регламенты. По мнению Администрации, при отсутствии  специального федерального закона или закона Республики Карелия,  регламентирующего установление вида разрешенного использования земельных  участков, на которые не распространяются градостроительные регламенты,  принятие соответствующего решения Администрацией будет являться  превышением ее полномочий. 

Полагая, что названный отказ Администрации является незаконным и  нарушает права Министерства, последнее обратилось в арбитражный суд с  рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. 

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства,  представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела  и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального права,  считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в  силу следующего. 

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является  деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому  правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием  территорий и требований законодательства. Собственники и иные владельцы  земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым  назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и  разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ). 


Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены  по целевому назначению на следующие категории: 1) земли  сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо  охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного  фонда; 7) земли запаса. 

Градостроительное зонирование территории регламентируется  Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7  статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для  которых в правилах землепользования и застройки определены границы и  установлены градостроительные регламенты. 

Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон  устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта  градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в  состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и  застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства физическими и юридическими лицами. 

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав  регулируются статьями 34 и 35 ГрК РФ. 

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1)  основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды  использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования,  допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам  разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и  осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ). 

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования  земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями  земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением  органов государственной власти, органов местного самоуправления,  государственных и муниципальных учреждений, государственных и  муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без  дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2  статьи 7 ЗК РФ). 

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о  его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте  недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости  (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8  Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости»). 

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в  соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных  участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в  рассматриваемый период – Классификатором № 540). 


Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого  государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 14.02.2020 спорные  земельные участки отнесены к категории земель промышленности, энергетики,  транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для  обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель  иного специального назначения. Сведения о виде разрешенного использования  данных земельных участков в ЕГРН отсутствуют. 

Согласно части 2.1 статьи 37 ГрК РФ установление основных видов  разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства является обязательным применительно к каждой  территориальной зоне, в отношении которой устанавливается  градостроительный регламент. 

Как следует из материалов дела и констатировано судами двух инстанций,  в отношении спорных земельных участков градостроительные регламенты не  установлены, что усматривается среди прочего из Правил землепользования и  застройки Деревянского, Ладва-Веткинского, Пайского сельских поселений  Прионежского муниципального района (часть 6 статьи 36 ГрК РФ). 

 Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанций обоснованно  согласились с позицией Администрации об отсутствии у нее правовых оснований  для установления в отношении указанных земельных участков испрашиваемого  вида разрешенного использования. 

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и  апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования  имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены  правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей  288 АПК РФ, судами не допущено, в связи с этим суд кассационной инстанции не  находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения  кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2020 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021  по делу № А26-1566/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия –  без удовлетворения. 

Председательствующий И.Г. Савицкая  Судьи О.А. Алешкевич 

В.М. Толкунов