1176/2019-651994(1)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Молчанов А.И. по доверенности от 06.12.2018
от 3-го лица: Яковлева М. А. лично по паспорту
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29563/2019) общества с ограниченной ответственностью "Элитный дом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.09.2019 по делу № А42-6014/2019 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Элитный дом" 3-е лицо: ИП Яковлева М. А.
о привлечении к административной ответственности
установил:
Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Элитный дом» (далее – Общество, ООО «Элитный дом») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИП Яковлева М.А.
Решением суда от 02.09.2019 ООО «Элитный дом» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей и уничтожением алкогольной продукции, изъятой согласно протоколу изъятия от 11.03.2019.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что спорная алкогольная продукция принадлежит ИП Яковлевой М.А., которой помещение было передано в аренду, в связи с чем Общество не является субъектом вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в
апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании служебной записки главного специалиста управления по лицензированию 28.01.2019 заместителем министра развития промышленности и предпринимательства Мурманской области в отношении ИП Яковлевой М.С. возбуждено дело № 16-07/016-2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, о чем вынесено определение № 1.
вскрытая бутылка; текила "Сауза", производитель Мексика, дата розлива 17.08.2017, ёмкостью 0,7л, 1шт.; вино "Кукабара", производитель Австралия, дата розлива 25.06.2018, ёмкостью 0,75л, 2шт., вскрытые бутылки; водка "Тундра аутентик", производитель АО "Татспиртпром", дата розлива 24.11.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; ликёр "Куантро", производитель Франция, дата розлива 19.07.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; вино "Кукабара каберне'', производитель Австралия, дата розлива 09.02.2018, ёмкостью 0,75л, 1шт., вскрытая бутылка; ликёр "Бихеровка", производитель Чехия, дата розлива 27.03.2018, ёмкостью 0,7л, 1шт., вскрытая бутылка; джин "Гордонс", производитель Великобритания, дата розлива 09.10.2017, ёмкостью 1л, 1шт., вскрытая бутылка; ром "Бакарди", производитель Италия, дата розлива 10.01.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; спиртной напиток "Ксента", производитель Италия, дата розлива 11.07.2017, ёмкостью 0,7л, 1шт., вскрытая бутылка; ликёр "Тундра биттер", производитель АО "Татспиртпром", дата розлива 16.11.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; спиртной напиток "Оакхерт", производитель Германия, дата розлива 23.11.2017, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; коньяк "Земля камней", производитель Армения, дата розлива 28.11.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; текила "Сиерра", производитель Мексика, дата розлива 29.10.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка; ликёр "Малибу, производитель США, дата розлива 23.04.2018, ёмкостью 0,5л, 1шт.; вино "Лыхны", производитель Абхазия, дата розлива 22.11.2018, ёмкостью 0,75л, 1шт., вскрытая бутылка; вино "Псоу", производитель Абхазия, дата розлива 04.09.2018, ёмкостью 0,75л, 1шт., вскрытая бутылка; виски "Джим Бим", производитель США, дата розлива 18.10.2017, ёмкостью 0,5л, 1шт., вскрытая бутылка, в отсутствие соответствующей лицензии.
В целях установления принадлежности обнаруженной алкогольной продукции и законности её оборота были запрошены сопроводительные документы. На момент окончания осмотра сопроводительные документы ни по одному наименованию представлены не были.
Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.03.2019.
Выявленная алкогольная продукция изъята, о чем составлен протокол от 11.03.2019, и помещена на хранение в Управление по лицензированию Министерства (г.Мурманск, ул.Карла Маркса, д. 18).
В целях установления субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющего оборот алкогольной продукции, Министерством 13.03.2019 направлен запрос (исх. № 16-07/1522-ТР от 12.03.2019) в Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска (далее – Комитет) о представлении сведений о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, которому предоставлено право пользования (аренды) помещений бара «Бохо», расположенного по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Парковая, д. 12А.
которому нежилое здание спального корпуса со столовой бывшей школы № 3, общей площадью 2676,9 кв.м, расположенное по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Парковая, д. 12А, передано в аренду ООО «Элитный дом» (ОГРН 1135118000270); информация о передаче Обществом здания либо его части в пользование третьим лицам по каким-либо видам договоров в Комитете отсутствует.
Исследовав представленную Комитетом в письме от 19.03.2019 № 15-415 информацию и Договор № 27-2015, заместитель министра развития промышленности и предпринимательства Мурманской области 15.04.2018 вынес в отношении Общества определение № 1 о возбуждении дела № 16-07/092-2019 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Установив, что ООО «Элитный дом» осуществляет оборот алкогольной продукции с нарушением требований законодательства, консультант управления по лицензированию Министерства 24.05.2019 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Элитный дом» к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначил наказание в виде штрафа в размере 1 500 000 руб. с уничтожением алкогольной продукции, изъятой из оборота протоколом изъятия от 11.03.2019.
Выслушав представителей Общества и третьего лица, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона; алкогольная
продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Статьей 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
- розничной продажи спиртосодержащей продукции;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции;
- перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Факт нахождения в обороте в помещении бара «Бохо», расположенном по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Парковая, д. 12А, спорной алкогольной продукции в отсутствие лицензии установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (протокол осмотра от 11.03.2019, информацией Комитета, оформленной письмом от 19.03.2019 № 15-415, договором аренды № 272015 от 14.08.2015, документацией к открытому аукциону по продаже муниципального имущества, протоколом об административном правонарушении № 97 от 24.05.2019).
Довод Общества о том, что спорная алкогольная продукция ему не принадлежала, со ссылкой на договор субаренды нежилого помещения от 01.01.2019 № 3, заключенный с ИП Яковлевой М.А., всесторонне и полно исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что нежилое здание спального корпуса со столовой бывшей школы № 3, общей площадью 2676,9 кв.м, расположенное по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Парковая д. 12А, передано в аренду ООО «Элитный дом по Договору № 27-2015.
Пункт 8.5 Договора № 27-2015 устанавливает запрет арендатора на передачу арендуемого помещение в субаренду.
Обращений от ООО «Элитный дом» на получение разрешения на передачу в субаренду арендуемых помещений, расположенных по адресу: Мурманская область, г.Кировск, ул. Парковая д. 12а, в том числе помещений бара «Бохо» (площадью 287,58 кв.м), в Комитет не поступало. Договор аренды нежилого помещения № 3 от 01.01.2019 между ООО «Элитный дом» и индивидуальным предпринимателем Яковлевой Марией Алексеевной заключен без согласования арендодателя – Комитета.
Более того, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку в субаренду была передана только часть помещений из находящихся у
Общества в пользовании по договору аренды, что не исключает возможности осуществления в данном помещении деятельности самого Общества.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
С учетом вышеизложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений о малозначительности и освобождения Общества от административной ответственности не установлено.
Вместе с тем, суд посчитал возможным назначить Обществу административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера штрафа, установленного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3).
Минимальный размер штрафа по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ для юридического лица составляет три миллиона рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По мнению апелляционного суда, назначенное судом наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб. в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 сентября 2019 года по делу № А42-6014/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элитный дом» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Н.И. Протас
Судьи Л.В. Зотеева
Е.А. Сомова