ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-30127/20 от 17.02.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

841/2021-9474(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г., 

при участии от акционерного общества «Артис – Детское питание»  ФИО1 (доверенность от 27.08.2019), ФИО2 (доверенность от  10.12.2020 № 10/12), от акционерного общества «Фирма Флоридан» ФИО3 (доверенность от 11.01.2021), от администрации Василеостровского района  Санкт-Петербурга ФИО4 (доверенность от 11.01.2021   № 01-22-6/21-0-0), 

рассмотрев 16.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 11.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного  суда от 10.12.2020 по делу № А56-56982/2020, 

у с т а н о в и л:

 Акционерное общество «Артис – Детское питание», адрес: 195276, Санкт- Петербург, пр. Культуры, д. 31, корп. 1, лит. А, 1-й этаж, пом. 7Н, ком. 5,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании недействительными проведенного администрацией  Василеостровского района Санкт-Петербурга, адрес: 199178, Санкт-Петербург,  Большой пр. В.О., д. 55, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее –  Администрация), электронного аукциона, результаты которого оформлены  протоколом от 04.12.2019, в части отказа в допуске к участию в аукционе заявки  Общества и государственных контрактов от 24.12.2019 № 361, 362, 363,  заключенных акционерным обществом «Фирма Флоридан», адрес: 197110,  Санкт-Петербург, Б. Разночинная ул., д. 14, лит. А, пом. 419,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Фирма), соответственно с  государственными бюджетными общеобразовательными учреждениями  средней общеобразовательной школой № 2 Василеостровского района Санкт- Петербурга, адрес: 199226, Санкт-Петербург, Наличная ул., д. 32, корп. 2, лит. А,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Школа № 2), средней  общеобразовательной школой № 4 с углубленным изучением французского  языка им. Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга, адрес:  199106, Санкт-Петербург, ул. Опочинина, д. 10, лит. А, ОГРН <***>,  ИНН <***> (далее – Школа № 4), государственным бюджетным  дошкольным образовательным учреждением детским садом № 38 


комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга, адрес:  199397, Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 35, корп. 3, лит. А,  ОГРН 1027800542153, ИНН 7801136119 (далее – Детский сад). Общество  просило суд обязать Администрацию устранить допущенные нарушения его  прав и законных интересов путем пересмотра первых частей заявок на участие  в электронном аукционе в течение тридцати суток со дня вступления в законную  силу решения суда, проведения процедуры определения поставщика в  соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). 

 Решением суда первой инстанции от 11.09.2020, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2020, признаны  недействительными проведенный Администрацией электронный аукцион,  протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2019  в части отказа в допуске к участию в аукционе заявки Общества,  государственные контракты от 24.12.2019 № 361, 362, 363, в удовлетворении  остальной части заявленных Обществом требований отказано; в качестве  последствия недействительности сделок суд прекратил действие  государственных контрактов на будущее время. 

 В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами  норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 11.09.2020 и  постановление от 10.12.2020, принять по делу новый судебный акт – об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

Податель кассационной жалобы не согласен с выводом судов двух  инстанций о праве Общества при заполнении первой части заявки на участие в  аукционе руководствоваться установившейся практикой указания на молочных  продуктах температуры их хранения, а не аукционной документацией; указал,  что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу (далее – Управление), не обжалованным заявителем, жалоба  Общества на действия Администрации при проведении спорного аукциона  признана необоснованной; прекращение действия заключенных по результатам  спорного аукциона контрактов приведет к нарушению прав и законных  интересов детей на получение горячего питания в общеобразовательных  учреждениях; исполнение решения по настоящему делу не приведет к  восстановлению нарушенных прав Общества. 

 Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

 В судебном заседании представители Администрации и Фирмы  поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель  Общества возражал против ее удовлетворения. 

 Школы № 2 и 4, Детский сад, надлежащим образом извещенные о  времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем  не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

 Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.11.2019 на  официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок  www.zakupki.gov.ru Администрация (уполномоченный орган) опубликовала  извещение № 0172200002319000113 о проведении электронного аукциона на  право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации 


горячего питания детей для нужд Школ № 2 и 4, Детского сада (заказчиков) и  аукционную документацию; начальная (максимальная) цена контракта  составила 36 013 782 руб. 55 коп. 

 Закупка проводилась в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

 Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от  04.12.2019 следует, что Обществу отказано в допуске к участию в закупке на  основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ – в связи с  несоответствием указанной в заявке информации, предусмотренной частью 3  статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об электронном  аукционе. В заявке Общества для товара № 43 «Йогурт фруктовый 2,5%  жирности в ассортименте» в нарушение требований к конкретным показателям  товара, используемого при оказании услуг по организации в дошкольных  образовательных учреждениях питания детей в возрасте от 3 до 7 лет  (приложения № 1 к части II аукционной документации «Информационная карта  аукциона»), пункта 3.5 инструкции по заполнению первой части заявки на  участие в аукционе (далее – Инструкция) указаны значения температуры  хранения «плюс 2 – плюс 6 Сº». 

 Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника  электронного аукциона от 09.12.2019 его победителем признана Фирма, которая  24.12.2019 заключила с заказчиками государственные контракты № 361, 362,  363. 

 Общество, не согласившись с результатами электронного аукциона,  протоколом от 04.12.2019 в части отказа в допуске к участию в аукционе его  заявки, посчитав недействительными государственные контракты № 361, 362,  363, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций, установив неправомерность  отказа в допуске заявки Общества к участию в электронном аукционе, признали  недействительными электронной аукцион, протокол от 04.12.2019 в части отказа  в допуске к участию в закупке заявки Общества, государственные контракты   № 361, 362, 363, а также применили последствия недействительности сделок в  виде прекращения действия государственных контрактов на будущее время. 

 Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы. 

Согласно части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной  форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация  о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения  в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и  документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и  дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на  электронной площадке ее оператором. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ  документация об электронном аукционе должна содержать наименование и  описание объекта закупки, а также условия контракта в соответствии со статьей  33 названного Закона, содержащей правила описания объекта закупки. 

Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании  объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные  характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при 


необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования  или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных  наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов,  наименование страны происхождения товара, требования к товарам,  информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания  влекут за собой ограничение количества участников закупки. 

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики  обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели,  требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических  характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств)  товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые  предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с  законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,  документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе  стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской  Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением  соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги  потребностям заказчика. 

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в  части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие  определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным  заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или)  минимальные значения таких показателей, а также значения показателей,  которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ). 

В силу части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона  не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации,  предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления  недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации,  предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям  документации о таком аукционе (пункт 2). 

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не  предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, не допускается (часть 5  статьи 67 Закона № 44-ФЗ). 

Судами установлено и из материалов дела усматривается, что  требования к конкретным показателям товаров, используемых при оказании  услуг по горячему питанию детей, установлены приложении № 1 к  информационной карте электронного аукциона. Так, температура хранения  товара «Йогурт фруктовый 2,5% жирности в ассортименте» должна составлять  «~ плюс 4 Сº», данный товар должен отвечать требованиям ГОСТ 31981-2013. 

Как следует из пункта 3.5.3.19 Инструкции, для показателей, которые  имеют диапазон значений, используется символ «~». В данном случае  наименование показателя и единицы его измерения представляются в строгом  соответствии с требованиями документации, при этом значение показателя  указывается в виде минимального и максимального значений диапазона (–50%  до +50% включительно) с использованием символа «-» и без использования  символа «~». 

Как установили суды, в заявке Общества по товару «Йогурт фруктовый  2,5% жирности в ассортименте» было указано: «Температура хранения плюс 2 –  плюс 6 С°». 

Проанализировав положения аукционной документации и заявку 


Общества, суды пришли к правомерному выводу о ее соответствии  требованиям аукционной документации, поскольку Общество указало диапазон  значений и единицу измерения для спорного показателя, как того требовал  пункт 3.5.3.19 Инструкции. 

Суды отметили, что указанный Обществом в заявке диапазон температур  соответствует пункту 8.3 ГОСТ 31981-2013, согласно которому йогурты хранят  при температуре (4 +/- 2) °C; пункт 3.5.3.19 Инструкции не обязывает указывать  единицу измерения показателя и у минимального и у максимального значения  диапазона. 

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций  правомерно указали на отсутствие у Администрации права на отклонение  заявки Общества по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых  частей заявок, и, соответственно, на несоблюдение Администрацией положений  части 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ 

Согласно части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил,  установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по  иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.  Торги могут быть признаны недействительными, в том числе, в случае если: кто- либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; были допущены иные  нарушения правил, установленных законом. 

Признание торгов недействительными влечет недействительность  договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (часть 2 статьи 449 ГК РФ). 

Торги могут быть признаны недействительными в том числе в случае,  если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах. 

Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с  пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации и быть направлены на соблюдение режима  законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты  нарушением правил проведения торгов. 

При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает  недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими  на результат торгов, и затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о  признании торгов недействительными. 

В рассматриваемом случае признание недействительными торгов и  заключенных по их итогам государственных контрактов обусловлено  незаконным отклонением заявки Общества по формальной безосновательной  причине, что привело к невозможности участия Общества в электронном  аукционе и, соответственно, к ограничению числа участников закупки. 

Суды, применив в качестве последствия недействительности сделок  прекращение действия государственных контрактов на будущее время, учли,  что они действуют до 31.12.2022 и на момент рассмотрения иска Общества в  суде частично исполнены. 

Вопреки доводам кассационной жалобы признание судами  государственных контрактов недействительными на будущее время является  надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов  Общества с учетом установленных по делу фактических обстоятельств. 

Довод Администрации о признании Управлением жалобы Общества  необоснованной правомерно отклонен судами, поскольку обоснованность 


заявленных Обществом в настоящем деле требований не поставлена в  зависимость от решения антимонопольного органа. 

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим  обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и  процессуального права применены судами правильно. Оснований для отмены  обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

постановил:

 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 11.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.12.2020 по делу № А56-56982/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу администрации Василеостровского района  Санкт-Петербурга – без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Соколова 

Судьи Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая