ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 ноября 2021 года | Дело № А56-26051/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.05.2021
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30805/2021 ) ООО "Прима" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2021 по делу № А56-26051/2021 , принятое
по заявлению ООО "Прима"
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Призма» (ОГРН: <***>, адрес: 192289, Санкт-Петербург, пр-кт Девятого Января, д. 3, корп. 1, лит. А, пом. 435; далее – заявитель, Общество, ООО "Прима") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А; далее – заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 28.12.2020 №02-29539/2020.
Решением от 12.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал; возвратил ООО «Прима» из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины, как излишне уплаченной.
Не согласившись с решением суда, ООО "Прима" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Прима" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений с целью продления срока действия лицензии ЛОД 02894 ТЭ от 23.12.2010 на право пользования недрами, предоставленную в целях геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке «Ильмово» (далее - Лицензия) (вх. №01-29431/2020 от 15.10.2020).
Комитетом принято решение от 28.12.2020 №02-29539/2020 об отказе в предоставлении государственной услуги.
Не согласившись с выданным решением, Общество обратилось арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что оспариваемый отказ принят Комитетом в пределах своей компетенции, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Как установлено частью 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласованный уровень добычи полезных ископаемых является обязательным условием содержания лицензии на право пользования недрами (пункт 7 статьи 12 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктом 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах недропользователю предоставлено право обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (части 3, 4 статьи 21 Закона о недрах)
Частью 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
С учетом изложенной нормы, для соблюдения требований части 3 статьи 10 Закона о недрах необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие факта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии.
Таким образом, возможность продления срока лицензии на добычу полезных ископаемых обусловлена фактом отсутствия каких-либо нарушений условий лицензии.
Порядок предоставления государственной услуги по внесению изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Комитета от 14.02.2019 №5 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.6.1. Административного регламента предоставление государственной услуги по осуществлению внесения изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения недропользователю необходимо представить следующие документы:
1) заявление на внесение изменений, подписанное уполномоченным лицом, по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему регламенту;
2) документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя - недропользователя.
К заявлению на внесение изменений должны прилагаться следующие сведения и документы:
1) предлагаемые изменения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения (информация об обстоятельствах, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, послуживших основанием для направления соответствующего заявления), сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами. Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта. Предлагаемые изменения в лицензию на пользование недрами и перечень предлагаемых изменений предоставляются на бумажном носителе и в электронном виде;
2) краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде);
3) копии актов проверок выполнения условий лицензий на пользование участками недр, проведенных уполномоченными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений, а также выданные ими предписания (уведомления);
4) справка Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Северо-Западному федеральному округу" (далее - ФБУ "ТФГИ по СЗФО") о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр;
5) проект внесения изменений (на бумажном носителе и в электронном виде).
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в лицензию на пользование недрами установлен пунктом 2.10.1 Административного регламента.
Согласно указанному пункту, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в лицензию является, в том числе, в случае продления срока действия лицензии наличие нарушений условий лицензии данным пользователем недр (подпункт в п. 2.10.1 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, установлено Комитетом и судом первой инстанции, Обществом допущены нарушения условий лицензии в части не обеспечения промышленной добычи полезного ископаемого в объеме и в соответствии с техническим проектом разработки месторождения (подпункт б пункта 4.1.2 Приложения 9 к лицензии).
Комитетом установлено и Обществом не оспаривается тот факт, что в 2017, 2018 и 2019 годах разработка месторождения «Ильмово» не осуществлялась. Указанное обстоятельство подтверждается также формами государственного статистического наблюдения 5-гр, представленными в материалы дела.
Ссылки Общества на то, что не обеспечение промышленной добычи полезного ископаемого в объеме и в соответствии с техническим проектом разработки месторождения произошло из-за отсутствия денежных средств, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку наличие финансовых затруднений не является допустимым основанием для нарушения условий лицензии.
Кроме того, Общество в нарушение пункта 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.08.2016 №434, пункта 9.5.1 условий пользования недрами (приложение 9 к лицензии) Общество нарушило обязательство по ежегодному предоставлению в Комитет отчетности, предусмотренной законодательством о недрах (формы 5-гр).
Указанные нарушения в силу части 2 статьи 20 Закона о недрах являются самостоятельным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
В данной связи Комитетом в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о недрах инициирована процедура досрочного прекращения права пользования недрами. Обществу было направлено Уведомление о досрочном прекращении права пользования недрами от 25.09.2020 №02-19207/2020 (л.д. 104).
При этом формы статистической отчетности 5-гр за 2017-2018 годы представлены Обществом в Комитет только вместе с заявлением о внесении изменений в лицензию вх. №01-29431/2020 от 15.10.2020.
Таким образом, Общество, выразив свое добровольное согласие стать участником правоотношений путем подписания лицензионного соглашения, тем самым приняв на себя обязанность обеспечить соблюдение и исполнение его условий в установленном порядке, нарушало условия лицензии, касающиеся планируемого объема добычи полезных ископаемых, начиная с 2017 года, а также нарушало обязанность по предоставлению отчетности.
Также Общество не воспользовалось на основании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона правом обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, действий по согласованию изменения уровня добычи полезных ископаемых, в период с 2017 года Обществом не производились, как и действия по устранению выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, которые сделали невозможным исполнение условий лицензии в течение установленного срока ее действия, а также доказательство того, что Обществом приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения условий лицензии, заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с истечением срока действия лицензии ЛОД 02894 ТЭ от 23.12.2010 право пользования недрами по лицензии прекращено в силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 августа 2021 года по делу № А56-26051/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прима» - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Прима» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |