ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-31215/2014 от 07.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 апреля 2015 года

Дело № А56-19091/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии:

от заявителя: Торховой И.Ю. по доверенности от 21.11.2014 №713-ЮО;

заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление №14364);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-12344/2013)  ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» на  решение  Арбитражного  суда   Санкт-Петербурга  и Ленинградской области   от  03.12.2014  по делу № А56-19091/2014  (судья   Соколова Н.Г.), принятое

по заявлению ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»

к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

   ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» (191024, Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д.12-14, ОГРН 1027812400868, далее- общество)  обратилось в Арбитражный суд  Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением о признании незаконным  и  отмене  постановления  Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (197342, Санкт-Петербург,  Торжковская ул., д.4, лит.А, далее- Комитет) от 24.03.2014 №20180-14/Д о привлечении  общества  к  административной ответственности по  части 4  статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях  за  нарушение требований  к  охране  водных  объектов,  которое  может  повлечь  их  загрязнение,  засорение,  истощение, и прекращении производства по  административному делу.

Решением суда первой инстанции ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»  в удовлетворении заявленных требований  отказано в связи с  правомерным привлечением к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» поддержал доводы апелляционной жалобы  по  тем  основаниям,  что   у Комитета отсутствовали полномочия на проведение внеплановой проверки в отношении общества.

Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в суд не направил.

Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.

 Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не  находит  оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы.

Как видно из материалов дела, в период с 07.02.2014 по 26.02.2014 Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области на основании распоряжения от 03.02.2014 №1-13-00066-14/ВВ  проведена внеплановая  выездная проверка ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» с целью осуществления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. 

10.02.2014 проведен осмотр территории производственной площадки общества - АЗС №104, расположенной по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Опольевское сельское поселение, вблизи д. Гурлево, 106 км автодороги А-180 «Нарва», придорожной водоотводной канавы, примыкающей к территории АЗС №104, водоохранной зоны реки Солка вблизи с территорией АЗС № 104.

Осмотром установлено и зафиксировано в акте осмотра территории №1-13-00066-14/ВВ от 26.02.2014, что :

-водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод от АЗС №104 осуществляется через внутриплощадочную сеть хозяйственно-бытовой канализации на очистные сооружения, состоящие из: FloTenk-Oj - жироуловитель; Biotal-З предназначен для полного цикла биологической очистки (четыре зоны очистки в единой цилиндрической емкости); FloTenk-BFUFпредназначен для дезинфекции (ультрафиолетовое обеззараживание) и доочистки хозяйственно-бытовых сточных вод с выпуском №1 сточных вод, в виде трубы из ПВХ диаметром 110 мм в реку Солка по придорожной водоотводной канаве протяженностью около 450 метров;

-водоотведение поверхностно-ливневых сточных вод от АЗС №104 осуществляется через внутриплощадочную сеть ливневой канализации на очистные сооружения, обустроенную дождеприемными колодцами и дождеприемными лотками на въезде и выезде на территорию АЗС № 104, на локальные очистные сооружения для очистки поверхностных нефтесодержащих вод ОПС-3 производительностью до З л/с, состоящие из камеры предварительной очистки, камеры доочистки в едином блоке с выпуском №2 сточных вод, в виде трубы из ПВХ диаметром 110мм в реку Солка по придорожной водоотводной канаве протяженностью около 50 метров.

В ходе проверки  03.02.2014 Комитет запросил у общества нормативы допустимых сбросов загрязняющих (вредных) веществ на 2013- 2014 годы и разрешение на сброс загрязняющих (вредных) веществ на 2013-2014 годы по производственной площадке - АЗС №104. Указанные документы обществом не представлены.

При этом проверяющими были установлены факты несанкционированного сброса после очистных сооружений в реку Солка по водоотводной канаве хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых от производственной площадки - АЗС №104, содержащих загрязняющие вещества ( взвешенные вещества - 139,0 мг/л, нефтепродукты -1,9 мг/л, БПК - 103,0 мг/л, фосфор фосфатов - 1,8 мг/л, ХПК - 245,0 мг/л, азот нитратов - 0,03 мг/л, азот аммонийный - 80,0 мг/л, хлориды - 237 мг/л, сульфаты - 41,0 мг/л, азот нитритов - менее 0,02, фосфаты - 5,6 мг/л), а также по водоотводной канаве поверхностно-ливневых сточных вод, отводимых от производственной площадки - АЗС №104 содержащих загрязняющие вещества (взвешенные вещества - 183,0 мг/л, хлориды - 132 мг/л, нефтепродукты - 14,0 мг/л, БПК5 - 102,0 мг/л, ХПК - 189,0 мг/л) и с превышением установленных нормативов допустимого сброса.

  По факту несанкционированного сброса сточных вод в реку Солка с превышением установленных нормативов,  03.03.2014, в  присутствии представителя общества,  должностным лицом Комитета составлен  протокол  об  административном  правонарушении  от  №20180-14/Д о нарушении ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»требований ч.1,ч.4 ст.35, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации,  ч.1 ст.22, ч.4 ст.23 Федерального закона от 25.10.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указанные действия квалифицированы по части 4  статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

24.03.2014 начальником отдела водного контроля Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области , с участием представителя общества,  вынесено  постановление  №20180-14/Д  о привлечении ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» к  административной ответственности по  части 4  статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях  в  виде  штрафа  в  размере  30 000 рублей.

  Общество  с указанным постановлением  не согласилось в  связи  с  отсутствием оснований для проведения Комитетом внеплановой проверки обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд  первой  инстанции,  отказывая в удовлетворении заявленных  обществом  требований, в  полном  объеме  оценил  обстоятельства  дела,  правильно  применив  нормы  материального и  процессуального  права.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
  В силу части 1 статьи 22 Закона №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Закона №7-ФЗ).

Частью 4 статьи 23 Закона №7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

 Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса РФ).
В силу части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Факт превышения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в реку Солка, несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, подтверждается материалами дела и обществом по существу данный факт не отрицается. Общество в ходе проверки не исполнило распоряжение от 03.02.2014 и не представило в Комитет нормативы допустимых сбросов загрязняющих (вредных) веществ и разрешение на сброс загрязняющих (вредных) веществ на 2013-2014 годы по производственной площадке - АЗС №104

Согласно  части 2  статьи 2.1  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  юридическое  лицо  признается  виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  если  будет  установлено,  что  у  него  имелась  возможность  для  соблюдения  правил  и  норм,  за  нарушение  которых  предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным  лицом  не  были  приняты  все  зависящие  от  него  меры  по  их  соблюдению.

Для  определения  виновности  юридического  лица  необходима  оценка  его  фактического  поведения  как  субъекта  права,  располагающего  возможностями  для  соблюдения  соответствующих  правил  и  норм.

Объективные обстоятельства, препятствовавшие получению нормативов допустимых сбросов загрязняющих (вредных) веществ и разрешение на сброс загрязняющих (вредных) веществ  обществом не указаны.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях, мера наказания мотивирована и назначена в пределах санкции части 4 статьи  8.13 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

Отклоняя доводы общества об отсутствии у Комитета полномочий на проведение контрольных мероприятий, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Распоряжением председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 03.02.2014 N 1-13-00066-14/ВВ о проведении внеплановой проверки  был  предусмотрен государственный надзор в области использования ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» водных объектов ( решение о согласовании проведения внеплановой проверки выдано заместителем прокурора области старшим советником юстиции Никитиным К.В. и направлено в Комитет  за №07-24-2014).

Полномочия по проведению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов предоставлены Комитету в силу статьи 25 ВК РФ, пункта 1 Приказа Комитета от 09.03.2011 N 1-8-4. Доказательства того, что река Солка отнесена к водным объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, а не региональному, в материалы дела не представлены.

Таким образом, вынесение оспариваемого постановления о назначении административного наказания произведено в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции должностного лица Комитета.

Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в заявлении, которой дана правовая оценка судом первой инстанции. Апелляционный суд не находит оснований для  ее переоценки.

При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой  инстанции    принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы  общества  не  имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь  п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт- Петербурга и Ленинградской области  от 03 декабря 2014 года по делу № А56-19091/2014  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» -  без  удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова