ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-3207/2022 от 13.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

609/2022-61140(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М., 

при участии от Государственной административно-технической инспекции  Васильевой В.И. (доверенность от 27.12.2021), 

рассмотрев 13.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Государственной административно-технической инспекции на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  05.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.05.2022 по делу № А56-68247/2021, 

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Гортоп-Санкт-Петербург» (196084, г. Санкт- Петербург, ул. Смоленская, д. 9, лит. А; ОГРН 1027812402100; ИНН 7830002328;  далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании незаконными постановлений  Государственной административно-технической инспекции (191014, г. Санкт- Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; ОГРН 1027809192575; ИНН 7803032323;  далее – Инспекция) от 06.07.2021 №№ 3226, 3230 о привлечении заявителя к  административной ответственности, предусмотренной пунктом 11 статьи 20 и  пунктом 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об  административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон 

 № 273-70) соответственно.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Мастерстрой»  (196240, г. Санкт-Петербург, пр-д 5-й Предпортовый, д. 26, лит. Е; ОГРН  1137847462961; ИНН 7810401927; далее – ООО «ТД «Мастерстрой»). 

Решением суда первой инстанции от 05.01.2022 заявленные требования  удовлетворены. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2022 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы,  оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. 

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы  жалобы.  

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в 


[A1] деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией  проведен осмотр территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, 

г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 10, лит. А, в ходе которого выявлено и  отражено в протоколе осмотра от 17.06.2021, что при выезде с земельного  участка с кадастровым номером 78:42:0018318:1 на Вавиловский проезд  происходит загрязнение грунтом асфальтобетонного покрытия за счет выноса  грязи на колесах автотранспортных средств. 

По указанному факту Инспекция составила в отношении Общества, которому  указанный земельный участок общей площадью 11 418 кв.м. передан КУГИ  Санкт-Петербурга в аренду по договору от 10.09.1997 № 18/ЗД-00669,  протоколы от 17.06.2021 №№ 95489, 95488 об административных  правонарушениях, предусмотренных пунктом 11 статьи 20 и пунктом 2 статьи 22  Закона № 273-70, а постановлениями от 06.07.2021 №№ 3226, 3230 признала  его виновным в совершении административных правонарушений, назначив  наказание в виде штрафа в размере 90 000 руб. и 150 000 руб. соответственно. 

Общество не согласилось с постановлениями Инспекции о привлечении к  административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к  выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененных ему  административных правонарушений. 

Суд апелляционной согласился с выводами суда первой инстанции и  оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 891-180)  территория, земельный участок независимо от формы собственности, а также  фасад некапитального нестационарного строения и сооружения, объекта  капитального строительства относятся к объектам благоустройства. 

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона № 891-180 собственники объектов  благоустройства и элементов благоустройства, лица, которым объекты  благоустройства и элементы благоустройства предоставлены во владение и  (или) пользование, иные лица, на которых обязательства по содержанию  объектов благоустройства или элементов благоустройства возложены  действующим законодательством или договором, а также органы местного  самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий обязаны осуществлять мероприятия  по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства в  соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга. 

Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 09.11.2016 № 961  утвердило Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее –  Правила № 961), Приложением № 5 к которым определен Перечень  мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов  благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий. 

В соответствии с Приложением № 5 к Правилам № 961 при осуществлении  мероприятий по содержанию промышленной зоны, земельных участков,  расположенных в промышленных зонах, устанавливаются следующие 


[A2] требования: промышленная зона, включая дороги, проезды, зеленые  насаждения, должна содержаться в надлежащем состоянии (пункт 15-1.1.1);  выезды с земельных участков, промышленной зоны должны иметь  усовершенствованное покрытие и содержаться в чистоте (пункт 15-1.1.3). 

Нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию  объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением  административных правонарушений, ответственность за совершение которых  предусмотрена в пунктах 1 - 10 статьи 20 Закона № 273-70, влечет  административную ответственность, предусмотренную пунктом 11 статьи 20  Закона № 273-70, а загрязнение объекта благоустройства или элемента  благоустройства, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортного  средства, включая заправку, мойку транспортного средства, вне специально  отведенного места – предусмотренную пунктом 2 статьи 22 Закона № 273-70. 

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие  (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим  Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена административная ответственность. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что между Обществом и ООО «ТД «Мастерстрой» заключен договор от  30.04.2020 № 3/Ю/2020 субаренды земельного участка площадью 11 418 кв.м.,  расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, 

д. 10, лит. А.

Согласно пунктам 2.2.9, 2.2.12, 2.2.13 данного договора на субарендатора  возложена обязанность: производить своими силами и за свой счет все  ремонтно-восстановительные работы на земельном участке и в зданиях  (строениях, сооружениях), включая устранение загрязнений; выполнять в  установленный срок предписания органов Госпожарнадзора, санитарно-эпидемиологического надзора, ГАТИ и иных контролирующих органов о  принятии мер по ликвидации ситуации, возникшей в результате деятельности  субарендатора, ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку  земельного участка, а также нарушающих правила эксплуатации земельного  участка и сооружений на нем. Немедленно устранять ситуации пожарного,  технического или санитарного состояний, которые могут привести к авариям,  нанесению вреда людям или имуществу; за свой счет производить регулярную  уборку объекта субаренды и вывоз мусора в установленном законодательством  порядке. 

При этом пунктом 3 статьи 10 Закона № 891-180, а также пунктом 1.7 Правил   № 961 предусмотрено, что уполномоченным на содержание лицом признается,  в частности, лицо, на которое обязательства по содержанию объекта  благоустройства или элемента благоустройства возложены договором. 

Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  Общество, передав ООО «ТД «Мастерстрой» обязательства по содержанию  указанного земельного участка по договору субаренды, не является субъектом  вмененных ему административных правонарушений. 

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава  административного правонарушения является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении. 

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об  оспаривании решения административного органа о привлечении к 


[A3] административной ответственности арбитражный суд установит, что  оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо  отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности  или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое  решение принято органом или должностным лицом с превышением их  полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене  оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. 

В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом  требования, с чем согласился и апелляционный суд. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Доводы подателя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и  апелляционной инстанций, направлены на иное толкование норм действующего  законодательства и не свидетельствуют о неправильном применении судами  норм права. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 05.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.05.2022 по делу № А56-68247/2021 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции – без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич 

Судьи Л.Б. Мунтян

 В.М. Толкунов