ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-33893/20 от 18.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

039/2021-31182(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Линк  Девелопмент» Егорова С.Н. (доверенность от 25.12.2019), от администрации  муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района  Ленинградской области Колесниковой М.А. (доверенность от 15.01.2021 № 6/1), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  14.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.01.2021 по делу № А56-52265/2020, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент», адрес:  197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 25, лит. А, пом. 1Н, ОГРН  1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось Арбитражный  суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о  признании незаконным решения администрации муниципального образования  «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области, адрес:  187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Новая ул., д. 1, ОГРН 1054700325855,  ИНН 4706023857 (далее - Администрация), выраженного в письме от 30.04.2020   № 22-1261/20-0-1, об отказе в размещении объекта; обязании Администрации в  срок не более чем десять дней со дня вступления в силу решения суда принять  решение о размещении объекта – антенно-мачтового сооружения связи на  территории кадастрового квартала 47:16:0107001 на территории г. Кировска  согласно заявлению Общества от 31.03.2020 № 286. 

Решением от 14.10.2020 в удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  29.01.2021 данное решение оставлено без изменения. 

Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные  акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права,  несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый  судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя  жалобы, размещение антенно-мачтового сооружения в территориальной зоне  среднеэтажной жилой застройки (ТЖ-3) не противоречит градостроительному  регламенту, установленному для соответствующей территории, в части 


соответствия планируемого к размещению объекта видам разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства;  Администрацией не доказано несоответствие размещения объекта санитарно- эпидемиологическим, гигиеническим правилам и нормативам. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал  кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель  Администрации против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов  правильными. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию  с заявлением от 31.03.2020 № 286 о размещении антенно-мачтового  сооружения связи (линейно-кабельного сооружения связи) высотой 25 м на  землях площадью 36 кв. м с координатами характерных точек границ земель с  использованием системы координат, применяемой при ведении  государственного кадастра недвижимости, согласно прилагаемой схеме границ  предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории  кадастрового квартала 47:16:0107001 на территории г. Кировска Кировского  городского поселения Кировского района Ленинградской области сроком на 49  лет. 

Письмом от 30.04.2020 № 22-1261/20-0-1 Администрация уведомила  Общество об отказе в размещении объекта со ссылкой на подпункт «ж» пункта 9  Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или  земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления  сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области,  утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от  03.08.2015 № 301 (далее – Порядок), поскольку согласно действующим  правилам землепользования и застройки части территории Кировского  городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской  области испрашиваемые земли расположены в границах территориальной зоны  среднеэтажной жилой застройки (ТЖ-3), градостроительными регламентами для  которой не предусмотрено размещение объектов антенно-мачтового  сооружения связи. Кроме того, Администрация указала на нецелесообразность  расположения объекта вблизи многоквартирных жилых домов. 

Общество, считая, что в силу законодательства размещение антенно- мачтовых сооружений допускается на землях и земельных участках без  отдельного указания на соответствующий вид разрешенного использования,  обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. 

В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, за  исключением земельных участков, предоставленных гражданам или  юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных  участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях,  перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения  объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской  Федерации. 

Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных  участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться 


сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на  строительство (пункт 11). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия  размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской  Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта  Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015
 № 301 утвержден Порядок.

Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или  земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается  на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим,  юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка). 

В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для  принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если  размещение объекта не соответствует утвержденным документам  территориального планирования, правилам землепользования и застройки,  документации по планировке территории или землеустроительной  документации (подпункт «ж»); планируемое размещение объекта не  соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным,  санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным  установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации  правилам, нормативам (подпункт «з»). 

Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта  должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка. 

В данном случае в оспариваемом решении Администрации было указано  основание для отказа в размещении объекта, предусмотренное подпунктом «ж»  пункта 9 Порядка. 

Общество в обоснование незаконности решения Администрации  ссылалось на пункт 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного  использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства  экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее –  Классификатор), согласно которому содержание видов разрешенного  использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного  указания в классификаторе размещение антенно-мачтовых сооружений, если  федеральным законом не установлено иное. 

Суд первой инстанции оставил данный довод заявителя без внимания, а  суд апелляционной инстанции отклонил его, указав, что размещение объектов  осуществляется на землях, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, для которых понятие «вид разрешенного использования»  отсутствует. 

Между тем судами не учтено следующее.

Исходя из положений пунктов 7, 8, 9 статьи 1, статей 30, 34, 35, 36  Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности правила  землепользования и застройки представляют собой документ  градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные  зоны и градостроительные регламенты; градостроительные регламенты  устанавливаются для каждой территориальной зоны и включают определение  видов разрешенного использования земельных участков в пределах границ  территориальной зоны. 

Согласно статье 1 Правил землепользования и застройки муниципального 


образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской  области, утвержденных приказом Комитета по архитектуре и  градостроительству Ленинградской области от 19.12.2018 № 71 (далее –  Правила), указанными Правилами в муниципальном образовании вводится  система регулирования землепользования и застройки, которая основана на  градостроительном зонировании - делении всей территории в границах  муниципального образования на территориальные зоны с установлением для  каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным  параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих  территориальных зон. Исходя из пункта 2 статьи 9 Правил возможные виды  разрешенного использования земельных участков указаны в Правилах в  соответствии с Классификатором. Разрешенные виды использования  земельных участков в пределах территориальной зоны «зона среднеэтажной  жилой застройки» (ТЖ-3) приведены в статье 22 Правил. 

Из приведенных норм Градостроительного кодекса Российской  Федерации и содержания документов градостроительного зонирования  муниципального образования не следует невозможность применения  положений о видах разрешенного использования к территориальной зоне, а не  конкретному земельному участку, при том что для размещения объектов в  порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ, могут использоваться земельные  участки, их части или земли (пункт 3 статьи 39.33 ЗК РФ). 

Таким образом, довод Общества о возможности размещения объекта  исходя из пункта 2 Примечания к Классификатору неправомерно отклонен по  мотиву неприменения понятия «вид разрешенного использования» к  несформированному земельному участку и не рассмотрен судами по существу. 

В отзыве на апелляционную жалобу Общества Администрация  дополнительно сослалась на наличие предусмотренного подпунктом «з» пункта  9 Порядка основания для отказа в размещении объекта, а именно  несоответствие планируемого размещения объекта требованиям санитарно- эпидемиологических правил. 

Однако в нарушение пункта 10 Порядка данное основание не было  указано в оспариваемом в рамках настоящего дела решении Администрации. В  нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации Администрация при рассмотрении дела в суде  документально не подтвердила, что в случае размещения заявленного антенно- мачтового сооружения в планируемом месте будут превышены нормативные  значения негативного воздействия на среду обитания и/или здоровье человека. 

При таких обстоятельствах выводы судов нельзя признать  соответствующими обстоятельствам спора и нормам права, в связи с чем  обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое  рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении  суду следует с учетом изложенного выше проверить доводы Общества и  Администрации о возможности размещения антенно-мачтового сооружения  связи в планируемом месте; по результатам исследования и оценки  доказательств, представленных участниками процесса в обоснование своих  доводов, разрешить спор. 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 14.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 29.01.2021 по делу № А56-52265/2020 отменить. 

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-
Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий И.В. Сергеева 

Судьи М. В. Захарова   Е.В. Чуватина