ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-35326/2023 от 07.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1160/2023-184810(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.10.2022  от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 19.05.2023 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-35326/2023) СПб ГБУЗ ГКОД на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  04.09.2023 по делу № А56-23688/2023, принятое 

по заявлению СПб ГБУЗ ГКОД

к Комитету государственного финансового контроля Санкт-Петербурга  об оспаривании решения 

установил:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение  здравоохранения «Городской клинический онкологический диспансер» (адрес:  197022, <...>; ОГРН <***>; ИНН  <***>; далее – Учреждение, ГБУ, Диспансер, заявитель, истец) обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением  к Комитету государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (адрес:  191014, <...>, лит.А; ОГРН <***>; далее –  Комитет, заинтересованное лицо) об оспаривании решения от 13.02.2023 № 12-09540/23-0-0 (далее - Решение). 

Решением от 04.09.2023 суд в удовлетворении заявления отказал, придя к  выводу о законности оспариваемого решения Комитета. 

В апелляционной жалобе Учреждение указывает на нарушение судом первой  инстанции норм материального и процессуального права при вынесении  обжалуемого решения. 


В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы  апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения  жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее. 

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что  Комитетом на основании распоряжения о назначении контрольного мероприятия от  16.12.2022 № 55-ргфк-ФС проведена плановая выездная проверка соблюдения  Учреждением предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе,  Закон № 44-ФЗ) требований к исполнению, изменению контракта, а также  соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного  товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям  контрактов: 

- от 16.11.2022 № 0372200219622000219 (РНК 1781308525022000623) на  поставку калоприемников для кишечной стомы открытого типа, однокомпонентных  (2) (выборочным способом); 

- от 21.11.2022 № 0372100037122000441 (РНК 1781308525022000631) на  капитальный ремонт помещений по размещению линейного ускорителя в здании по  адресу: Санкт-Петербург, 2-ая Березовая аллея, дом 3/5, лит. А (слаботочные  системы) (выборочным способом). 

По результатам проверки Комитетом составлен акт выездной проверки от  23.01.2023 № 12-09-155/23-0-0 (л.д.58-66; далее – Акт). 

Согласно указанному Акту в ходе проведения проверки по перечню вопросов,  подлежащих изучению, проверочной группой Комитета выявлены следующие  нарушения: 

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в  арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Комитета от 13.02.2023 №  12-09-541/23-0-0. 

Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной  жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд  первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного  Учреждением требования. 


Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и  обследований (далее - контрольное мероприятие), а также порядок оформления их  результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля (далее - орган контроля) полномочий по  осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового  контроля установлены федеральным стандартом внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и  обследований и оформление их результатов», утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (далее – Стандарт  1235). 

Согласно пункту 59 Стандарта 1235, объекты контроля вправе представить  письменные замечания (возражения, пояснения) на акт в течение 15 рабочих дней  со дня получения копии акта, которые подлежат рассмотрению руководителем  (заместителем руководителя) органа контроля в порядке, предусмотренном  федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля о реализации результатов проверок, ревизий и  обследований. 

В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация  результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.07. 2020 № 1095 (далее – Стандарт №  1095), акт проверки (ревизии), возражения объекта контроля на акт проверки  (ревизии) (при их наличии), а также иные материалы проверки (ревизии) подлежат  рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля. 

Пунктом 6 Стандарта № 1095 предусмотрено, что документы и материалы,  указанные в абзаце первом пункта 4 и пункте 5 стандарта, подлежат рассмотрению  руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в срок не более 50  рабочих дней со дня подписания акта, заключения, в ходе которого может  привлекаться руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля, в  том числе для рассмотрения поступивших в соответствии с федеральным  стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля  «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  17.08.2020 № 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок,  ревизий и обследований и оформление их результатов», письменных замечаний  (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение. 


Информация о результатах рассмотрения предусмотренных настоящим  пунктом замечаний (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение, в  том числе в отношении положений акта, заключения, являющихся основаниями для  принятия руководителем (заместителем руководителя) органа контроля решения о  направлении представления и (или) предписания объекту контроля или решения о  назначении повторной проверки (ревизии), направляется органом контроля объекту  контроля не позднее даты принятия такого решения руководителем (заместителем  руководителя) органа контроля. 

Спорное решение направлено Комитетом в адрес Учреждения 13.02.2023  посредством электронной почты и почтой России письмом от 13.02.2023 № 12-09546 (л.д.80-81); материалы, указанные в абзаце первом пункта 4 Стандарта № 1095,  в том числе, возражения Учреждения от 03.02.2023 Вх. № 12-09-782/23-0-0 на акт  проверки от 23.01.2023 № 12-09-155/23-0-0, рассмотрены Заместителем  председателя Комитета в срок, установленный Стандартом № 1095. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт рассмотрения Комитетом  возражения Учреждения, подтверждается представленным в материалы дела  решением Комитета от 13.02.2023 № 12-09-540/23-0-0, направленным в адрес  Учреждения 13.02.2023. 

Как следует из материалов дела, установлено Комитетом в ходе проверки и  судом при рассмотрении дела, Учреждением заключено дополнительное  соглашение от 13.12.2022 № 1 к Контракту от 21.11.2022 № 0372100037122000441  (РНК 1781308525022000631) на капитальный ремонт помещений по размещению  линейного ускорителя в здании по адресу: Санкт-Петербург, 2-ая Березовая аллея,  дом 3/5, лит. А (слаботочные системы). 

Согласно пункту 1.1 и 1.2 Контракта от 21.11.2022 (л.д.88-99), Подрядчик  обязуется выполнить работы по капитальному ремонту помещений по размещению  линейного ускорителя в здании по адресу: Санкт-Петербург, 2-ая Березовая аллея,  дом 3/5, лит. А (слаботочные системы) (далее – Работы) и сдать результат  выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать  результаты выполненных работ. 

Подрядчик выполняет работы в соответствии с Локальными сметами  (Приложение № 1 к Контракту) и Техническим заданием (Приложение № 2 к  Контракту). Подрядчик обеспечивает выполнение работ поставкой всех  необходимых для этого товаров, конкретные показатели которых установлены в  Приложении № 3 к Контракту. 

Пунктом 2.1 Контракта установлено, что цена Контракта составляет 3 630 000  руб. 

Согласно Акту внесения изменений в сметную документацию от 01.12.2022,  при производстве работ выявлена необходимость внесения изменений в сметную  документацию. 

В ходе исполнения Контракта стороны пришли к соглашению, что работы  выполняются в соответствии с исполнительной сметной документацией, в редакции  дополнительного соглашения от 13.12.2022 № 1 (л.д.141). 

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 13.12.2022 № 1, сторонами  Контракта установлена необходимость замены объемов и видов работ,  выполняемых по Контракту (Приложение № 1 к Контракту). 

Дополнительным соглашением от 13.12.2022 № 1 изменен Исполнительный  локальный сметный расчет № 09-01-01 и Исполнительный сводный сметный расчет  стоимости строительства № ССРСС-01 (приложение № 1 Контракта), исключены  определенные разделы Локального сметного расчета (смета) № 09-01-01: 


2) Раздел 4. Система оповещения о пожаре;
3) Раздел 6. Автоматизация системы вентиляции;

Пункт 5 сметы «ТЕРп02-01-002-01 Автоматизированная система управления II  категории технической сложности с количеством каналов (Кобщ): 2 на 1 систему»; 

Пункт 6 сметы «ТЕРп02-01-002-02 Автоматизированная система управления II  категории технической сложности с количеством каналов (Кобщ): за каждый канал  свыше 2 до 9 добавлять к расценке 02-01-002-01» на 1 канал; 

В связи с заключением дополнительного соглашения стоимость работ  составила 541 786,77 руб. 

В соответствии с пунктом 2.3 Контракта, цена Контракта является твёрдой и  изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных действующим  законодательством и п.2.7. Контракта. 

Пунктом 2.7 Контракта предусмотрено, что цена Контракта может быть  изменена по соглашению сторон в следующих случаях: 

- цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренных  Контрактом объёма работ, качества выполняемых работ и иных условий; 

- по предложению Заказчика может быть увеличен или уменьшен  предусмотренный Контрактом объём работ не более чем на 10 (десять) %. При  этом, по соглашению Сторон с учётом положений бюджетного законодательства РФ,  может быть изменена цена Контракта пропорционально дополнительному объёму 


услуг, исходя из установленной в Контракте цены работ, но не более чем на 10  (десять) % цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объёма  работ, цена Контракта уменьшается исходя из цены работ; 

- изменение по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или)  объема товара, подлежащего оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 статьи  78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможны в случае уменьшения в  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателю  бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в  установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление  субсидии. 

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –  ГК РФ), существенными являются условия о предмете договора, условия, которые  названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для  договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по  заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

Таким образом, к существенным условиям относятся условия об объеме и о  стоимости подлежащих выполнению работ, сроках начала и окончания выполнения  работ, размере и порядке финансирования и оплаты работ. 

Согласно статье 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных  условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их  изменения по соглашению сторон в случаях, определенных указанной статьей. 

Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае  уменьшение объема работ, предусмотренных контрактом, более чем на 10  процентов, является нарушением статьи 95 Закона о контрактной системе. 

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, начало выполнения работ по  Контракту: в течение 2 (двух) рабочих дней с даты подписания Заказчиком и  Подрядчиком Акта сдачи-приемки Объекта в ремонт. Акт сдачи-приемки Объекта в  ремонт должен быть подписан Заказчиком и Подрядчиком в течение 1 (одного)  рабочего дня с момента (даты) заключения контракта сторонами, в связи с чем срок  окончания выполнения работ: 15.12.2022 года. 

Пунктом 4.2.1 Контракта предусмотрено, что Подрядчик сдает результаты  выполненных работ по завершению выполнения работ. До передачи Заказчику  результата выполненных работ Подрядчик формирует и заполняет электронный акт  в ЕИС (единая информационная система на сайте: https://zakupki.gov.ru на  основании информации, содержащейся в сведениях о настоящем контракте, а также  информации единого реестра участников закупок. 

Соответственно, условиями Контракта определен период времени (срок),  когда подрядчик формирует и заполняет электронный акт в ЕИС. Соответственно,  подрядчик обязан заполнить электронный акт в ЕИС в срок «До передачи Заказчику  результата выполненных работ». 

В силу пункта 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, документ о  приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее  одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в  соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой  информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику  документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем),  считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в  единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой  расположен заказчик. 


Согласно информации, размещенной в ЕИС, 03.12.2022 Поставщиком  размещен Акт о приемке выполненных работ от 03.12.2022 № 1 за отчетный период  с 21.11.2022 по 02.12.2022 на сумму 3 630 000,00 руб.  

Согласно Акту о приемке выполненных работ от 16.12.2022, актам по форме  КС 2 от 14.12.2022 № 1, от 14.12.2022 № 2, от 14.12.2022 № 3, работы выполнялись  Подрядчиком с 21.11.2022 по 14.12.2022 (л.д.151-172). 

Пунктом 4.2.6 Контракта предусмотрено, что по результатам экспертизы  Заказчик составляет экспертное заключение об исполнении или ненадлежащем  исполнении Подрядчиком обязательств. 

В соответствии с актом от 14.12.2022, приемочная комиссия Заказчика  установила, что работы по выполнению капитального ремонта помещений по  размещению линейного ускорителя в здании по адресу: Санкт-Петербург, 2-ая  Березовая аллея, дом 3/5, лит. А (слаботочные системы) выполнены в  соответствии с исполнительной сметной документацией к контракту №  0372100037122000441 от 21.11.2022, Дополнительным соглашением № 1 от  13.12.2022, с оценкой качества «хорошо» (л.д.151). 

Таким образом, результат выполненных работ передан Заказчику 14.12.2022. 

В силу пункта 4.2.1 Контракта подрядчик обязан сформировать и заполнить  электронный акт в ЕИС до 14.12.2022. 

Вместе с тем электронный акт в ЕИС сформирован 16.12.2022.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае  просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в  том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в  иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком  (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик  направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек  (штрафов, пеней). 

В нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 6.2.5.  Контракта, Заказчиком не приняты меры по взысканию штрафа за нарушение  Подрядчиком пункта 4.2.1 Контракта. 

Претензия о выплате направлена в адрес исполнителя – ООО «Арктум»  только 20.02.2023, после вынесения Комитетом оспариваемого решения, о чем  Комитет уведомлен письмом от 03.03.2023 (л.д.83-87). До вынесения указанного  решение Учреждение не предъявляло исполнителю требований (претензий) по  выплате неустойки. 

Ввиду вышеизложенного в действиях заказчика Комитетом правомерно  установлено нарушение статьи 95, части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе. 

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или 


совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).  

Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного  правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов,  должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно  двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают  права и законные интересы заявителя. 

В данном случае судом первой инстанции правомерно не установлено  наличие совокупности обстоятельств, являющихся необходимым условием для  признания ненормативного правового акта недействительным, в связи с чем  Учреждению законно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленного  требования. 

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда  первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют  правовой позиции заявителя, изложенной при рассмотрении дела в суде первой  инстанции и получившей надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат  отклонению апелляционным судом. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный  апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04 сентября 2023 года по делу № А56-23688/2023 оставить без  изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного  бюджетного учреждения здравоохранения "Городской клинический онкологический  диспансер" - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий А.Б. Семенова 

Судьи Н.А. ФИО4 Фуркало